• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Эйдельман Натан: Последний летописец
    Замечательная черта

    ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА 

    Пушкин: "Кстати, замечательная черта. Однажды начал он при мне излагать свои любимые парадоксы. Оспоривая его, я сказал: „Итак, вы рабство предпочитаете свободе". Карамзин вспыхнул и назвал меня своим клеветником. Я замолчал, уважая самый гнев прекрасной души. Разговор переменился. Скоро Карамзину стало совестно и, прощаясь со мною, как обыкновенно, упрекал меня, как бы сам извиняясь в своей горячности: „Вы сегодня сказали на меня, чего ни Шихматов, ни Кутузов на меня не говорили"".

    Пушкинская зарисовка уникальна; Карамзин - очень симпатичен. Реакционеры Кутузов, Шишков, Шихматов называли его якобинцем, обстреливали справа, а теперь "молодые якобинцы" зачисляют в "невежды", сторонники рабства. Пушкин "оспоривал Карамзина" не только явно, но и тайно: "Мне приписали одну из лучших русских эпиграмм: это не лучшая черта моей жизни".

    В его "Истории" изящность, простота
    Доказывают нам, без всякого пристрастья,

    И прелести кнута.

    Поэт уклончиво говорит об авторстве - "мне приписали"; однако сегодня в науке по этому поводу почти нет сомнений.

    Первые три пушкинские строчки Карамзин бы принял, в том числе и " необходимость самовластья", т. е. его историческую обусловленность; но последняя - обидна. Никогда он не восхищаются кнутом. Впрочем, эпиграмма есть эпиграмма... Мы не знаем, что сказал историк, прочитав четверостишие, но в 1819-м и начале 1820-го отношения с молодым Пушкиным сильно охлаждаются. Зато мы можем легко восстановить "любимые парадоксы" Карамзина: о монархисте сегодня - республиканце завтра; о праве на любое мнение, в чем он, Карамзин, куда больший свободолюбец, чем его молодые противники.

    Однажды в сердцах заметит: "". И еще, при Пушкине и "молодых якобинцах", по крайней мере, два славных парадокса: "Если бы у нас была бы свобода книгопечатания, то он с женой и детьми уехал бы в Константинополь" - то есть Россия не готова, не дозрела, надо постепенно внедрять "медленные, но верные, безопасные успехи разума, просвещения, воспитания, добрых нравов". Резкая отмена цензуры выведет наружу черное, сдавленное, рабское и т. п. К этому прибавим другое любопытнейшее изречение, которое в 1836 году Пушкин передал вот в каком виде: "Il nе faut pas qu'un honnete homme merite d'etre pendu".

    Слова Карамзина в 1819 году. "Честному человеку не должно подвергать себя виселице".

    Карамзин в 1819-м (т. е. в разгар споров о его восьми томах) очевидно хотел по-другому сказать уже прежде им сказанное, что "всякие насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот", в то время как для честного человека возможны другие пути...

    Но в ответ мы слышим с декабристской стороны, что "", что эшафот "ничего не доказывает..."

    Тургенев, Муравьев, Орлов, Пушкин, Вяземский в 1818-м, 1819-м, 1820-м прямо говорили (или подразумевали в разговорах, письмах, намеках, эпиграммах) примерно следующее: если Николай Михайлович приводит доводы и факты против декабристских идей, он, как человек честный, вероятно, обязан одновременно оспаривать и самодержавно-крепостническую, аракчеевскую систему, иначе "". Многое сказать "наверху" - такая возможность имелась!

    Раздел сайта: