• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • История государства Российского
    Об источниках российской истории до XVII века

    Об источниках российской истории до XVII века

    Сии источники суть:

    I. Летописи. Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в XI веке1: одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные2 и сделался первым летописцем нашего отечества3. Второй, именем Василий, жил также в конце XI столетия: употребленный владимирским князем Давидом в переговорах с несчастным Васильком, описал нам великодушие последнего и другие современные деяния юго-западной России4. Все иные летописцы остались для нас безыменными; можно только угадывать, где и когда они жили: например, один в Новегороде, иерей, посвященный епископом Нифонтом в 1144 году; другой в Владимире на Клязьме при Всеволоде Великом; третий в Киеве, современник Рюрика II; четвертый в Больший около 1290 года; пятый тогда

    Примечания Н. М. Карамзина см. на с. 82. же во Пскове5. К сожалению, они не сказывали всего, что бывает любопытно для потомства; но, к счастию, не вымышляли, и достовернейшие из летописцев иноземных согласны с ними.— Сия почти непрерывная цепь хроник идет до государствования Алексея Михайловича6. Некоторые доныне еще не изданы или напечатаны весьма неисправно7. Я искал древнейших списков: самые лучшие Нестора и продолжателей его суть харатейные, Пушкинский и Троицкий, XIV и XV века8. Достойны также замечания Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Ростовский, Воскресенский, Львовский, Архивский9. В каждом из них есть нечто особенное и действительно историческое, внесенное, как надобно думать, современниками или по их запискам. Никоновский более всех искажен вставками бессмысленных переписчиков, но в XIV веке сообщает вероятные дополнительные известия о Тверском княжении; далее уже сходствует с другими, уступая им однако ж в исправности, — например, Архивскому.

    II. Степенная книга10, сочиненная в царствование Иоанна Грозного по мысли и наставлению митрополита Макария. Она есть выбор из летописей с некоторыми прибавлениями, более или менее достоверными, и названа сим именем для того, что в ней означены степени, или поколения государей.

    III. Так называемые хронографы, или Всеобщая история по византийским летописям, со внесением и нашей, весьма краткой. Они любопытны с XVII века: тут уже много подробных современных известий, которых нет в летописях11 .

    IV. Жития святых, в патерике, в прологах, в минеях, в особенных рукописях. Многие из сих биографий сочинены в новейшие времена; некоторые, однако ж, например, св. Владимира, Бориса и Глеба, Феодосия, находятся в харатейных прологах; а патерик сочинен в XIII веке12.

    V. Особенные дееписания: например, сказание о Довмонте Псковском, Александре Невском; современные записки Курбского и Палицына; известия о Псковской осаде в 1581 году, о митрополите Филиппе и проч.

    VI. Разряды, или распределение воевод и полков: начинаются со времен Иоанна III. Сии рукописные книги не редки.

    VIII. Письменные каталоги митрополитов и епископов. — Сии два источника не весьма достоверны; надобно их сверять с летописями.

    IX. Послания святителей к князьям, духовенству и мирянам; важнейшее из оных есть Послание к Шемяке; но и в других находится много достопамятного13.

    X. Древние монеты, медали, надписи14

    15. Архивские новогородские грамоты и Душевные записи князей начинаются с XIII века; сей источник уже богат, но еще гораздо богатейший есть.

    XII. Собрание так называемых Статейных списков, или посольских дел, и грамот в архиве иностранной коллегии с XV века, когда и происшествия и способы для их описания дают читателю право требовать уже большей удовлетворительности от историка.— К сей нашей собственности присовокупляются.

    XIII. Иностранные современные летописи: византийские, скандинавские, немецкие, венгерские, польские, вместе с известиями путешественников.

    XIV. Государственные бумаги иностранных архивов: всего более пользовался я выпусками из кенигсбергского16.

    Примечания

    1 См. сей Истории т. II, примеч. 213. (Примечания не входят в данную публикацию, см. вступ. статью.— Ред.) В разных списках Нестора (Пушкинском, Кенигсбергском) находятся слова: «К нему же (Феодосию) и аз приидох худый, и прият мя, лет ми сущу семнадцати от роженья моего». Игумен Феодосии скончался в 1074 году: итак, летописец наш родился около 1050 года.— В заглавии Хлебникоеского списка (см. ниже) поставлено имя Нестора: в других автор назван просто черноризцем Феодосиева монастыря Печерского. Житие Нестора в печатном патерике есть новейшее сочинение: его нет в древнем рукописном (см. сей Истории т. II, примеч. 213).

    2 См. сей Истории т. II, примеч. 64 и 213. Вероятно, что по запискам церковным Нестор означал дни преставления некоторых древних князей.

    3 Мы должны упомянуть о мнимом древнейшем летописце Иоакиме, ( первом новогородском епископе, приехавшем в Россию с царевною Анною, супругою св. Владимира. Татищев рассказывает следующее:

    «Архимандрит Мельхиседек доставил ему, как любителю древностей, три тетради, полученные им от монаха Вениамина и выписанные из старой книги, с которою Вениамин сам ехал к Татищеву, но умер дорогою. В тетрадях написано, что Нестор худо знал происшествия новогородские, гораздо лучше известные Иоакиму; что Славен, внук Иафетов, по сказанию сего епископа, основал город Славянск в России; что после господствовал там князь Вандал, коего родственниками были князья Гардорик и Гунигар, завоеватели многих стран; что сыновья Вандаловы назывались Избор, Столпосвят и Владимир, женатый на Адвинде; что от Владимира произошел Буривой, отец Гостомысла, который изгнал варягов из России и построил Выборг; что Рюрик ему внук, Ольга Прекрасна также родственница; что Святослав мучил христиан; что св. Владимир крестился не в Херсоне, а в Болгарии; что его сыновья, Борис и Глеб, родились от царевны Анны, не греческой (изъясняет Татищев), а болгарской» и проч. См. его Российской) истории т. I, стр. 29—51. (Н. М. Карамзин цитирует 1-ю книгу труда «История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами чрез тритцать лет собранная и описанная покойным... Васильем Никитичем Татищевым» (М., 1768).— Ред.)

    Сию шутку многие приняли за истину и начали с важностию говорить о летописце Иоакиме. Но слова Татищева: «Вениамин монах токмо для закрытия вымышлен» (стр. 42) доказывают, что здесь дело идет о вымыслах. Басня о князе Словене, Изборе и проч. давно известна (см. нашей Истории т. I, примеч. 70 и 91). Другие мнимые Иоакимовы сказания явно принадлежат к той же категории. Слог их есть новый. Иоаким в X веке мог ли написать: «Святослав имел три сына, им же тако области раздели — Ярополк, известяся о сем, печален бысть — победита не силою, не храбростию, но предательством — мы же (Иоаким в Новегороде) ходихом по торжищем и улицам, и учахом; но гиблющим в нечестии слово крестное явися безумием и обманом», и проч. Всего решительнее следующее замечание: доказано ли, что Анна, супруга Владимирова, была греческая царевна, родная сестра императоров Василия и Константина? Без сомнения: не только Нестор, не только современные немецкие, арабские, но и византийские летописцы единогласно то утверждают. Как же Иоаким, приехавший с Анною в Россию, мог считать ее княжною болгарскою? Видим причину сего вымысла: не знав, что Кедрин и Зонара именуют Владимира зятем своих императоров; не знав Дитмара, ни Эль-Макииа, Татищев сомневался в истине Нестерова повествования и хотел исправить мнимую его ошибку, говоря: «Cue ко изъяснению древности и Нестерова темного сказания много служит, доколе полнейшая тех времен история сыскаться может» (см. Татищ. Росс, истории т. I, стр. 51). Повторяю, что он не мыслил обманывать: это затейливая, хотя и неудачная догадка.

    4 См. т. II, примеч. 184.

    5 См. т. II, примеч. 288, т. III, примеч. 24, 36, 153, год 1198, и т. IV, примеч. 175. Подробный Псковский летописей,, доныне не изданный, начинается около 1303 года; а древнейшие в нем известия взяты из Нестора и Новогородской летописи. У меня были четыре списка сей важной хроники: один архивский Н. Н. Бантыша-Каменского, другой архивский А. Ф. Малиновского, третий синодальный, четвертый графа Ф. А. Толстого. Первый из библиотеки стольника Василия Никифоровича Собакина, коего отец в 1648 году был воеводою Псковским, писан дьячком Андреем Козою и доходит до 1650 года. Другие три гораздо старее сего времени и заключают в себе некоторые особенные известия.

    6 Два перерыва заметнее иных: в княжение Василия Димитриевича и в царствование Иоанна IV Грозного: чему, как надобно думать, виною была смерть двух московских современных летописцев.

    вивлиофики. Второй список идет далее; в нем именуют себя поп Иван, без сомнения не автор, а переписчик: ибо тут же в харатейном синодальном и теми же словами говорит о себе пономарь Тимофей,— Особенные сказания сей летописи начинаются со времен Ярослава Великого; предыдущее взято из Нестора.— Новогородские известия простираются в краткой летописи, отданной в архив иностр. коллегии А. Ф. Малиновским, до самого 1570 года.

    8 Первый поднесен императору графом А. И. Мусиным-Пушкиным; второй найден мною в библиотеке Троицкой лавры, отдан после Обществу истории и древностей и сгорел в нашествие французов.

    9 В 1809 году, осматривая древние рукописи покойного Петра Кирилловича Хлебникова, нашел я два сокровища в одной книге: летопись Киевскую, известную единственно Татищеву, и Волынскую, прежде никому неизвестную (см. сей Истории т. IV, примеч. 175). Через несколько месяцев достал я и другой список их: принадлежав некогда Ипатьевскому монастырю, он скрывался в библиотеке С. -Петербургской академии наук между дефектами. Хлебниковский список должен быть XV или XVI, Ипатьевский XIV века; оба начинаются Нестором.— Список Кенигсбергский, завоеванный россиянами в 1760 году, не старее XVI века.— Ростовский, зарученный св. Димитрием, содержит в себе любопытные прибавления, писан в XVII веке, идет до времен Петра Великого и хранится в архиве иностр. коллегии.— Так называемый Воскресенский (напечатанный) есть Софийский Новогородский список Нестора и продолжателей его, в нем немало важных древних прибавлений: о старейшине Гостомысле, о варягах киевских, о характере первых князей (см. сей Истории т. I, примеч. 71, 274 и т. III, примеч. 276).— Львовский, изданный в С. -Петербурге 1792 г. в V томах под именем Летописца русского, замечателен некоторыми особенными известиями о государствовании Иоанна III. — Архивским (в библиотеке архива инострак. коллегии) назвал я список XVII века, подобный Никоновскому, весьма исправный, от времен Василия Димитриевича до 1560 года.— Многие и ныне думают, что патриарх Никон составлял Никоновскую летопись: она только принадлежала ему, отдана им в библиотеку Воскресенского монастыря и надписана его рукою: вот для чего назвали ее сим именем.— Я говорю здесь о главных, лучших, по крайней мере известнейших списках: их находится, может быть, около тысячи в России, сверх многих сокращений, писанных обыкновенно в четверть листа. Екатерина Великая, страстно любя нашу историю, первая указала печатать летописи. Издержали немало денег, но не сделали нужнейшего: исправного ученого свода летописей. Какая нужда печатать одно в двадцати книгах? Не благоразумнее ли взять за основание лучший, древнейший список и только означить важные отмены, прибавления других? В десяти больших томах мы поместили бы все летописи от XI до XVII века, со включением и Новогородской, Псковской, Киевской, Волынской. Имеем еще летописца Архангельского, Двинского, Нижегородского, Соловецкого, Устюжского, Вятского; последние два еще не изданы; каждый из них содержит в себе материалы для историка.

    10 Татищев сказал несправедливо, что митрополиты Киприан и Макарий сочиняли ее: автор именно говорит (в печати, стр. 76), что Макарий велел ему описать житие св. Владимира, и проч. Киприановых сочинений там два: житие Петра митрополита и слово прощальное (см. стр. 558).— Многие новейшие сокращения летописей также расположены по степеням государей до самого царя Алексия.

    11 Доныне еще не издано ни одного хронографа; они разных сочини телей, и тем любопытнее.

    12 сокращенные после св. Димитрием Ростовским. Макариева минея хранится в Синодальной библиотеь;е.

    13 Любопытны послания древних митрополитов, Иоанна и Никифора, епископа Нифонта и многих святителей XIII, XIV и XV века, найденные мною в Патриаршей или Синодальной библиотеке.

    14 К сожалению, на древних гробах нет надписей или они вырезаны уже в новейшие времена; зато в харатейных Евангелиях, Апостолах и других церковных книгах встречаются подписи исторические; например: «Писано при таком-то князе и в таких-то обстоятельствах государства».

    15

    16 См. сей Истории т. III, примеч. 112 и т. IV, примеч. 268 и 276.