• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (sport.niv.ru)
  • Лафатер И. К. - Карамзину Н. М., 6 июня 1787 г.

    Лафатер к Карамзину

    Господину Николаю Карамзину,
    в доме г-на Новикова в Москве.

    Если б мне, мой милый Карамзин, какое-нибудь существо под луной могло сказать, что такое тело само по себе и что такое душа сама по себе, то я бы вам тотчас объяснил, каким способом тело и душа действуют друг на друга, в какой взаимной связи они находятся, соприкасаются ли они между собой посредственно или непосредственно? Я думаю однако, что нам придется еще несколько времени подождать этого просвещенного существа. Глаз наш не так устроен, чтобы видеть себя без зеркала, - а наше "я" видит себя только в другом "ты". Мы не имеем в себе точки зрения на самих себя. Чувство бытия, сознание своего я, душа существует только чрез посредство предметов, которые вне нас, и явлений, как будто прикасающихся к нам. Попросту, мы даже не знаем, что такое материя, хотя очень верно означаем этим словом что-то такое, что противится нашему телесному ощущению, что кажется нам непроницаемым. Противоположное тому, что сопротивляется нашему давлению, но имеет жизнь и силу, называем мы душой, а душа есть кажущееся маховое колесо всех произвольных движений нашего тела, насколько они отличаются от механических. Но как действует душа на тело, как сила соприкасается с силой, что такое движение, независимо от того, как мы, по нашей организации, должны его себе представлять, - где то, что мы называем материей, теряется вне всякого соотношения с нашими чувствами, и как оно порождает в нас самочувствие и мышление, этого, любезный г. Карамзин, я сам вовсе не понимаю. Довольно! я существую и совершенствование, - радуюсь этому и больше не мудрствую.

    Не смейтесь над моим неведением, мой милый! Мы не знаем, что мы такое и как существуем; знаем только, что существуем, верим, что существовали, надеемся, что будем существовать. Чтобы увереннее, радостнее и живее сознавать свое бытие, да помогут нам истина, добродетель и религия!

    Сила, бодрость и свобода наслаждаться самим собой чрез самопожертвование - вот великое искусство, которому мы должны учиться здесь на земле, а для этого нам не нужно понимать необъяснимого для нас, так называемого влияния так называемой души на так называемое тело. Действительно ли пища, которую я принимаю, прибавляет новые частицы к моему телу, или же только посредством некоторого трения приводит в новое движение жизненную силу в прежних частях, - это совершенно безразлично тому, кто знает, что он не может существовать без пищи и потому ищет ее добыть и ищет не напрасно. Такова судьба множества и других исследований.

    Но довольно на этот раз. Да будет с вами благодать Господня!

    Цюрих, суббота, 16 июня 1787.

    Примечания

    Глаз наш не так устроен, чтобы видеть себя без зеркала, -- а наше "я" видит себя только в другом "ты". устно в разговорах с Карамзиным. "Внутри нас происходит самая та перемена, каковую мы причиняем со вне" (Магазин свободно-каменщический, 1784, т. 1, ч. 2, с. 6). "Предметы суть единые случаи, нам принадлежит деяние" (перевод Кутузова "Нощи VI" Юнга: Утренний свет, 1779, ч. 7, с. 21). В статье "Почему не хорошо предузнавать судьбу свою" Кутузов писал: "Сила, которою наперед на меня уже они (внешние предметы и обстоятельства, - авт<...> находится не столько в них самих, как в свойствах характера моего" (Моск. ежемесячное издание, 1781, ч. 3, сент., с. 59). Следствием этого являлось убеждение, что для актуализации душевных потенций человеку необходим внешний агент, в качестве которого выступает "друг". По словам Кутузова, друг - "феномен или явление, которое до нас касается". "Друзей своих любят больше за те качества, которые им приписывают, а не за те, которые они имеют" (там же, ч. 2, май, с. 57--58). "Мысли наши, выходя из уст, чинятся яснее <...> неужели нет у тебя друга, дабы душе твоей давать истечение? Здравый рассудок учинится гниющим блатом. Заключенные мысли должны иметь выход <...> Способность говорить - конец мыслей наших! <...> Друзья наши суть необходимые помощники, чтобы для общества сотворенные человеки сами в себе истинное наслаждение обретали" (Юнговы нощи, нощь II. - Утренний свет, 1778, ч. 4, ноябрь, с. 274--277). Представление о друге как о зеркале для самонаслаждающейся личности вошло в сознание Карамзина и его окружения. "Добрым приятелем может быть всякой честный человек, у которого есть уши", - писал Петров Карамзину 5 мая 1785 г. (см. с. 499). Ср. слова Карамзина в "Рыцаре нашего времени" о "милой склонности наслаждаться собою в другом сердце" (Вестн. Европы, 1802, No 13, с. 44).

    Раздел сайта: