• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Карамзин Н. М. - Уварову С. С., 1 июля 1811 г.

    С. С. Уварову1 

    с. Остафьево, 1 июля 1811.

    Милостивый Государь мой Сергей Семенович!

    Усердно благодарю Вас и за обязательное письмо и за любопытную книгу Шлегелеву2, при сем возвращаемую3. Я читал ее с удовольствием и заметил для себя некоторые места или, лучше сказать, слова. Много неясного, неопределенного, от того, что Автор сам видит некоторые предметы в тумане. Он злословит Пантеизм4, но заменяет его чем-то весьма неудовлетворительным. Одним словом, историческая часть этой книги лучше умственной; а пиитическая имеет свою цену.

    Прошу Вас считать меня в числе тех, которые умеют ценить Ваши достоинства и приязнь. Я всегда буду рад, когда Вы при каком-нибудь случае обо мне вспомните. Надеюсь сохранить Ваше ко мне благорасположение. Простите. Живу теперь в сельском уединении и готовлюсь перейти из шестого в седьмой том моей истории.

    С душевным почтением и преданностию имею честь быть, Милостивый Государь мой! Вашего превосходительства покорнейший слуга

    Николай Карамзин.

    Адрес: Его Превосходительству милостивому государю моему Сергею Семеновичу Уварову. В С. Петербург.

    Примечания

    Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 17, ед. хр. 80, лл. 54--55). Опубликовано: XVIII век. Сборник 8. Л., 1969, с. 351--352.

    1 "Арзамас". В 1811--1822 гг. - попечитель Петербургского учебного округа. С 1818 г. - президент Академии наук. В 1833--1849 гг. - министр народного просвещения.

    2 Шлегель Фридрих (1772--1829), выдающийся немецкий критик, писатель, философ, один из теоретиков романтизма.

    С 1808 г. - на австрийской службе (государственный секретарь, редактор "Австрийской газеты").

    3 "Über die Sprache und Weisheit Indier" ("О языке и мудрости индийцев"), Heidelberg, 1808. В черновике письма С. С. Уварова к Н. М. Карамзину, отправленном в марте 1811 г., записано: "Честь имею я препроводить к Вам Шлегелеву книгу о Индии" (ОПИ ГИМ, ф. 17, ед. хр. 96, л. 4).

    4 Философское учение, согласно которому Бог и Природа объединены или тождественны. По выражению Шопенгауэра, пантеизм - вежливая форма атеизма.