• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Экспозиция "Н. М. Карамзин: жизнь и труды" в Государственном музее-усадьбе "Остафьево" - "Русский Парнас"

    Экспозиция «Н. М. Карамзин: жизнь и труды»

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    В год 250-летия со Дня рождения Н. М. Карамзина, в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас» открылась экспозиция «Н. М. Карамзин: жизнь и труды».

    Экспозиция расположилась в залах 2-го этажа главного усадебного дома, которые в начале XIX века занимала семья Карамзиных.

    В 1830-1840-е годы сюда, в «святилище русской истории», приезжали поклониться памяти великого российского историографа А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. П. Погодин. В конце XIX века Карамзинские комнаты стали ядром общедоступного музея, организованного в Остафьеве Вяземскими и Шереметевыми. В них много лет хранились личные вещи Карамзина и Пушкина, ставшие символами национальной памяти.

    Каждый зал новой экспозиции – это страница, повествующая о событиях, которые происходили в жизни Н. М. Карамзина и его эпохи.

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    Усадьба Остафьево – историческая справка

    Первые упоминания об Остафьеве, которые приводит Карамзин в «Истории государства Российского», относятся к XIV столетию, а археологи утверждают, что поселения существовали здесь и в значительно более ранний период – уже в XII веке.

    Достоверно известно, что деревней Остафьево владели и Ляпуновы, и Голицыны, но собственно история усадьбы началась только в 1751 году, когда фабрикант и промышленник Козьма Матвеев приобрел у князей Голицыных имение под Москвой с намерением открыть там красильную фабрику. Купленное под нужды практические, имение в середине 1750-х обрело новую жизнь: Матвеев, получив звание коллежского советника и почувствовав себя дворянином, взялся за обустройство усадьбы.

    Он планировал построить в Остафьеве и церковь, но, к сожалению, до возведения ее не дожил. Храм был отстроен уже позже стараниями его вдовы и освящен во имя Живоначальной Троицы. Так в 1782 году деревня Остафьево стала селом.

    При Матвееве усадьба родилась, но свой современный облик она обрела на рубеже XVIII и XIX веков благодаря огромной творческой энергии князя Андрея Ивановича Вяземского, человека незаурядного во всех отношениях. Он вложил в Остафьево душу – и усадьба ожила, став наряду с московским домом князя «средоточием жизни и всех удовольствий просвещенного общества», пристанищем для умнейших мира сего.

    Василий Жуковский, и Василий Пушкин, и Иван Дмитриев, а Николай Карамзин прожил в ней целых 12 лет, с 1804 по 1816 год, работая над главной своей книгой.

    – Петр Вяземский. Гениальный поэт и литератор, он продолжил традицию своего отца собирать в Остафьеве умнейших и незауряднейших людей, и при нем усадьбу посещали , Денис Давыдов, Николай Гоголь, а также , подаривший ей название «Русский Парнас»…

    Золотой век Остафьева не прервался и после смерти Петра Андреевича в 1878 году: имение унаследовал его сын, Павел Петрович Вяземский, основатель Общества любителей древней письменности, перу которого, в частности, принадлежат «Замечания на «Слово о полку Игореве»» и работа «А. С. Пушкин 1816–1825 гг., по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям». Именно при нем в Остафьеве зародился музей: он создал мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и своего отца.

    Петр Павлович, четвертый владелец усадьбы из рода князей Вяземских, продал ее графу Сергею Шереметеву, мужу своей сестры, который открыл в Остафьеве общедоступный пушкинский музей и делал все возможное, чтобы сохранить наследие «Русского Парнаса» и возродить его прекрасную атмосферу. Здесь снова зазвучали философские речи, снова стали собираться талантливые литераторы и художники…

    «Истории государства Российского», на пьедестале которого высечены слова из его письма к Николаю Кривцову: «Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни, не мало и грустили; там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства в тишине страстей мятежных».

    Экспозиция Н. М. Карамзин: жизнь и труды в Государственном музее-усадьбе Остафьево - Русский Парнас

    После революции, в 1918 году, Остафьево получило охранную грамоту и окончательно превратилось в музей. Новым хранителем усадьбы стал сын последнего ее владельца, Павел Сергеевич Шереметев. Будучи историком по образованию, он по поручению отца разбирал остафьевские коллекции, изучал материалы о прошлом этих мест. Однако безоблачное существование «неприкосновенного памятника садово-парковой культуры» продолжалось недолго. Весной 1930 года музей в Остафьево был упразднен, из него были вывезены ценнейшие экспонаты, архив и библиотеку рассредоточили по различным учреждениям, произведения искусства были утеряны или распроданы. Некоторые из них, как, например, коллекция икон XV – XVII веков из старообрядческих скитов, которые Вяземский получил в дар от Синода, были сожжены прямо на территории усадьбы, а сама усадьба, перепланированная и перестроенная, стала домом отдыха.

    И только 5 декабря 1988 года усадьба «Остафьево» на правах филиала Государственного музея А. С. Пушкина, вновь приобрела статус музея. В 1994 году музей-усадьба «Остафьево» стал федеральным музеем.

    108824 г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево

    http: //www.ostafyevomuseum.ru/

    Раздел сайта: