• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Илья Муромец

    Илья Муромец

    Богатырская сказка[15]

    Le monde est vieux, dit-on: je le crois; cependant
    Il le faut amuser encore comme un enfant.

    La Fontaine[16]

    Часть первая
    Не хочу с поэтом Греции
    звучным гласом Каллиопиным
    петь вражды Агамемноновой
    с храбрым правнуком Юпитера;1
    или, следуя Виргилию,
    плыть от Трои разоренный
    с хитрым сыном Афродитиным
    к злачным берегам Италии.2
    Не желаю в мифологии
    черпать дивных, странных вымыслов.
    Мы не греки и не римляне;
    мы не верим их преданиям;
    мы не верим, чтобы бог Сатурн

    превратить в урода жалкого;3
    чтобы Леды были – курицы4
    и несли весною яица;
    чтобы Поллуксы с Еленами
    родились от белых лебедей.
    Нам другие сказки надобны;
    мы другие сказки слышали
    от своих покойных мамушек.
    Я намерен слогом древности
    рассказать теперь одну из них
    вам, любезные читатели,
    если вы в часы свободные
    удовольствие находите
    в русских баснях, в русских повестях,
    в смеси былей с небылицами,
    в сих игрушках мирной праздности,
    в сих мечтах воображения.
    Ах! не все нам горькой истиной
    мучить томные сердца свои!

    лить о бедствиях существенных!
    На минуту позабудемся
    в чародействе красных вымыслов!
    Не хочу я на Парнас идти;
    нет! Парнас гора высокая,
    и дорога к ней не гладкая.
    Я видал, как наши витязи,
    наши стихо-рифмодетели,
    упиваясь одопением,
    лезут на вершину Пиндову5,
    обступаются и вниз летят,
    не с венцами и не с лаврами,
    но с ушами (ах!) ослиными,
    для позорища насмешникам!
    Нет, любезные читатели!
    я прошу вас не туда с собой.
    Близ моей смиренной хижины,
    на брегу реки прозрачныя
    роща древняя, дубовая

    Там мой дедушка на старости
    в жаркий полдень отдыхал всегда
    на коленях милой бабушки;
    там висит его пернатый шлем;
    там висит его булатный меч,
    коим он врагов отечества
    за гордыню их наказывал
    (кровь турецкая и шведская
    и теперь еще видна на нем).
    Там я сяду на брегу реки
    и под тенью древ развесистых
    буду повесть вам рассказывать.
    Там вы можете тихохонько,
    если скучно вам покажется,
    раза два зевнув, сомкнуть глаза.
    Ты, которая в подсолнечной
    всюду видима и слышима;
    ты, которая, как бог Протей6,
    всякий образ на себя берешь,

    удивляешь, забавляешь нас, –
    все вещаешь, кроме… истины;
    объявляешь с газетирами
    сокровенности политики;
    сочиняешь с стихотворцами
    знатным похвалы прекрасные;
    величаешь Пантомороса[17]
    славным, беспримерным автором;
    с алхимистом открываешь нам
    тайну камня философского;
    изъясняешь с систематиком
    связь души с телесной сущностью
    и свободы человеческой
    с непременными законами;
    ты, которая с Людмилою
    нежным и дрожащим голосом
    мне сказала: я люблю тебя!
    о богиня света белого –
    Ложь, Неправда, призрак истины!

    и цветами луга русского
    убери героя древности,
    величайшего из витязей,
    чудодея Илью Муромца!
    Я об нем хочу беседовать,
    об его бессмертных подвигах.
    Ложь! с тобою не учиться мне
    небылицы выдавать за быль.
    Солнце красное явилося
    на лазури неба чистого
    и лучами злата яркого
    осветило рощу тихую,
    холм зеленый и цветущий дол.
    Улыбнулось все творение;
    воды с блеском заструилися;
    травки, ночью освеженные,
    и цветочки благовонные
    растворили воздух утренний
    сладким духом, ароматами.

    и пернатые малюточки,
    конопляночка с малиновкой,
    в нежных песнях славить начали
    день, беспечность и спокойствие.
    Никогда в Российской области
    не бывало утро летнее
    веселее и прекраснее,
    Кто ж сим утром наслаждается?
    Кто на статном соловом коне,
    черный щит держа в одной руке,
    а в другой копье булатное,
    едет по лугу, как грозный царь?
    На главе его пернатый шлем
    с золотою, светлой бляхою;
    на бедре его тяжелый меч;
    латы, солнцем освещенные,
    сыплют искры и огнем горят.
    Кто сей витязь, богатырь младой?
    Он подобен маю красному:

    расцветают на лице его.
    Он подобен мирту нежному:
    тонок, прям и величав собой.
    Взор его быстрей орлиного
    и светлее ясна месяца.
    Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
    Он проехал дикий темный лес,
    и глазам его является
    поле гладкое, обширное,
    где природою рассыпаны
    в изобилии дары земли.
    Витязь Геснера не читывал;
    но, имея сердце нежное,
    любовался красотою дня;
    тихим шагом ехал по лугу
    и в душе своей чувствительной
    жертву утреннюю, чистую
    приносил царю небесному.
    «Ты, который украшаешь все,

    Ты, который наделяешь нас
    всеми благами щедрот своих!
    будь всегда моим помощником!
    Я клянуся вечно следовать
    богатырским предписаниям
    и уставам добродетели,
    быть защитником невинности,
    бедных, сирых и несчастных вдов
    и наказывать мечом своим
    злых тиранов и волшебников,
    устрашающих сердца людей!»
    Так герой наш размышлял в себе
    и, повсюду обращая взор,
    за кустами впереди себя,
    над струями речки быстрыя,
    видит светло-голубой шатер,
    видит ставку богатырскую
    с золотою круглой маковкой.
    Он к кусточкам приближается

    Но ответу богатырского
    Нет на стук его оружия.
    Белый конь гуляет по лугу,
    неоседланный, невзнузданный,
    щиплет травку ароматную
    и следы подков серебряных
    оставляет на росе цветов.
    Не выходит витязь к витязю
    поклониться, ознакомиться.
    Удивляется наш Муромец;
    смотрит на небо и думает:
    «Солнце выше гор лазоревых,
    а российский богатырь в шатре
    неужель еще покоится?»
    Он пускает на зеленый луг
    своего коня надежного
    и вступает смелой поступью
    в ставку с золотою маковкой.
    Для чего природа дивная

    нежной кистию прельщать глаза
    и писать живыми красками
    с Тицианом и Корреджием?
    Ах! тогда бы я представил вам,
    что увидел витязь Муромец
    в ставке с золотою маковкой.
    Вы бы вместе с ним увидели –
    беспримерную красавицу,
    всех любезностей собрание,
    редкость милых женских прелестей;
    вы бы вместе с ним увидели,
    как она приятным, тихим сном
    наслаждалась в голубом шатре,
    разметавшись на цветной траве;
    как ее густые волосы,
    светло-русые, волнистые,
    осеняли белизну лица,
    шеи, груди алебастровой
    и, свиваясь, развиваяся,

    как ее рука лилейная,
    где все жилки васильковые
    были с нежностью означены,
    ее голову покоила;
    как одежда снего-белая,
    полотняная, тончайшая
    от дыханья груди полныя
    трепетала тихим трепетом.
    Но не можно в сказке выразить
    и не можно написать пером,
    чем глаза героя нашего
    услаждались на ее челе,
    на ее устах малиновых,
    на ее бровях возвышенных
    и на всем лице красавицы.
    Латы с золотой насечкою,
    шлем с пером заморской жар-птицы,
    меч с топазной рукояткою,
    копие с булатным острием,

    и седло с блестящей осыпью
    на траве лежали вкруг ее.
    Сердце твердое, геройское
    твердо в битвах и сражениях
    со врагами добродетели –
    твердо в бедствиях, опасностях;
    но нетвердо против женских стрел,
    мягче воску белоярого
    против нежных, милых прелестей.
    Витязь знал красавиц множество
    в беспредельной Русской области,
    но такой еще не видывал.
    Взор его не отвращается
    от румяного лица ее.
    Он боится разбудить ее;
    он досадует, что сердце в нем
    бьется с частым, сильным трепетом;
    он дыхание в груди своей
    останавливать старается,

    беспрепятственно рассматривать.
    Но ему опять желается,
    чтоб красавица очнулась вдруг;
    ему хочется глаза ее –
    верно, светлые, любезные –
    видеть под бровями черными;
    ему хочется внимать ее
    гласу тихому, приятному;
    ему хочется узнать ее
    любопытную историю,
    и откуда, и куда она,
    и зачем, девица красная
    (витязь думал и угадывал,
    что она была девицею),
    ездит по свету геройствовать,
    подвергается опасностям
    жизни трудной, жизни рыцарской,
    не щадя весенних прелестей,
    не бояся жара, холода.
    «Руки слабой, тленной женщины
    могут шить сребром и золотом
    в красном и покойном тереме, –
    не мечом и не копьем владеть;
    могут друга, сердцу милого,
    жать с любовью к сердцу нежному, –
    не гигантов на полях разить.
    Если кто из злых волшебников
    в плен возьмет девицу юную,
    ах! чего злодей бесчувственный,
    с нею в ярости не сделает?» –
    Так Илья с собой беседует
    и взирает на прекрасную.
    Время быстрого стрелой летит;
    час проходит за минутами,
    и за утром полдень следует –
    незнакомка спит глубоким сном.
    Солнце к западу склоняется,
    и с эфирною прохладою
    вечер сходит с неба ясного

    незнакомка спит глубоким сном.
    Ночь на облаке спускается
    и густыя тьмы покровами
    одевают землю тихую;
    слышно ручейков журчание,
    слышно эхо отдаленное,
    и в кусточках соловей поет –
    незнакомка спит глубоким сном.
    Тщетно витязь дожидается,
    чтобы грудь ее высокая
    вздохом нежным всколебалася;
    чтоб она рукою белою
    хотя раз тихонько тронулась
    и открыла очи ясные!
    Незнакомка спит по-прежнему.
    Он садится в голубом шатре
    и, взирая на прекрасную,
    видит в самой темноте ночной
    красоту ее небесную,
    – в тронутой душе своей
    и в своем воображении;
    чувствует ее дыхание
    и не мыслит успокоиться
    в час глубокия полуночи.
    Ночь проходит, наступает день;
    день проходит, наступает ночь –
    незнакомка спит по-прежнему.
    Рыцарь наш сидит как вкопанный;
    забывает пищу, нужный сон.
    Всякий час, минуту каждую
    он находит нечто новое
    в милых прелестях красавицы;
    и – недели целой нет в году!
    Здесь, любезные читатели,
    должно будет изъясниться нам,
    уничтожить возражения
    строгих, бледнолицых критиков:
    «Как Илья, хотя и Муромец,
    хоть и витязь Руси древния,

    не вставая, на одном месте;
    мог ни маковые росинки
    в рот не брать, дремы не чувствовать?»
    Вы слыхали, как монах святой,
    наслаждаясь дивным пением
    райской пестрой конопляночки,
    мог без пищи и без сна пробыть
    не неделю, но столетие.
    Разве прелести красавицы
    не имеют чародействия
    райской пестрой конопляночки?
    О друзья мои любезные!
    если б знали вы, что женщины
    могут делать с нами, бедными!..
    Ах! спросите стариков седых;
    Ах! спросите самого меня…
    и, краснея, вам признаюся,
    что волшебный вид прелестницы, –
    не хочу теперь назвать ее! –

    олимпийскою амврозией;
    что я рад был целый век не. спать,
    лишь бы видеть мог жестокую!..
    Но боюся говорить об ней
    и к герою возвращаюся.
    «Что за чудо! – рыцарь думает. –
    Я слыхал о богатырском сне;
    иногда он продолжается
    три дня с часом, но не более;
    а красавица любезная…»
    Тут он видит муху черную
    на устах ее малиновых;
    забывает рассуждения
    и рукою богатырскою
    гонит злого насекомого;
    машет пальцем указательным
    (где сиял большой златой перстень
    с талисманом Велеславиным) –
    машет, тихо прикасается

    и красавица любезная
    растворяет очи ясные!
    Кто опишет милый взор ее,
    кто улыбку пробуждения,
    ту любезность несказанную,
    с коей, встав, она приветствует
    незнакомого ей рыцаря?
    «Долго б спать мне непрерывным сном,
    юный рыцарь! (говорит она)
    если б ты не разбудил меня.
    Сон мой был очарованием
    злого, хитрого волшебника,
    Черномора-ненавистника.
    Вижу перстень на руке твоей,
    перстень добрыя волшебницы,
    Велеславы благодетельной:
    он своею тайной силою,
    прикоснувшись к моему лицу,
    уничтожил заклинание
    ».
    Витязь снял с себя пернатый шлем:
    чернобархатные волосы
    по плечам его рассыпались.
    Как заря алеет на небе,
    разливаясь в море розовом
    пред восходом солнца красного,
    так румянец на щеках его
    разливался в алом пламени.
    Как роса сияет на поле,
    серебренная светилом дня,
    так сердечная чувствительность
    в масле глаз его светилася.
    Стоя с видом милой скромности
    пред любезной незнакомкою,
    тихим и дрожащим голосом
    он красавице ответствует:
    «Дар волшебницы любезныя
    мил и дорог моему сердцу;
    я ему обязан счастием
    ».
    Взором нежным, выразительным
    он сказал гораздо более.
    Тут красавица приметила,
    что одежда полотняная
    не темница для красот ее;
    что любезный рыцарь-юноша
    догадаться мог легохонько,
    где под нею что таилося…
    Так седой туман, волнуяся
    над долиною зеленою,
    не совсем скрывает холмики,
    посреди ее цветущие;
    глаз внимательного странника
    сквозь волнение туманное
    видит их вершинки круглые.
    Незнакомка взор потупила –
    закраснелася, как маков цвет,
    и взялась рукою белою
    за доспехи богатырские.

    без свидетелей желается
    нарядиться юным витязем.
    Он из ставки вышел бережно,
    посмотрел на небо синее,

    бросил шлем пернатый на землю
    и рукою подпер голову.
    Что он думал, мы не скажем вдруг;
    но в глазах его задумчивость

    как в ручье густое облако;
    томный вздох из сердца вылетел.
    Конь его, товарищ, верный друг,
    видя рыцаря, бежит к нему;

    поднимая гриву белую,
    извивая хвост изгибистый.
    Но герой наш нечувствителен
    к ласкам, к радости товарища,

    он стоит, молчит и думает.
    Долго ль, долго ль думать Муромцу?
    Нет, недолго: раскрываются
    полы светло-голубой ставки,

    незнакомка в виде рыцаря.
    Шлем пернатый развевается
    над ее челом возвышенным.
    Героиня подпирается

    меч блистает на бедре ее.
    В ту минуту солнце красное
    воссияло ярче прежнего,
    и лучи его с любовию

    С кроткой, нежною улыбкою
    смотрит милая на витязя
    и движеньем глаз лазоревых
    говорит ему: «Мы можем сесть

    под сенистыми кусточками».
    Рыцарь скоро приближается
    и садится с героинею
    на траве благоухающей,

    Две минуты продолжается
    их глубокое молчание;
    в третью чудо совершается…

    . . . . . . . . . . . . . . .

    1794

    Неоконченная богатырская сказка, писалась в 1794 году, впервые опубликована в сборнике «Аглая», 1795, ч. II.

    (1) Не хочу с поэтом Греции… с храбрым правнуком Юпитера. – Поэт древней Греции Гомер воспел в эпической поэме «Илиада» героическую борьбу жителей города Трои (Илиона) с греками. В поэме Гомер рассказал и о вражде между царем Агамемноном и греческим героем Ахиллесом, по преданию – правнуком Зевса (Юпитера – в римск. миф.)

    (2) …или, следуя Вергилию… к злачным берегам Италии. – Римский поэт Вергилий в поэме «Энеида» рассказал историю героя Троянской войны Энея – сына Афродиты (богини любви и красоты), который, убежав из Трои, прибыл в Италию, где наследовал престол царя Латина.

    (3) …чтобы бог Сатурн мог любезного родителя превратить в урода жалкого. – Сатурн (римск. миф., он же Кронос – греч. миф.) – сын Урана, бога неба, по просьбе матери – богини земли Геи, оскопил отца.

    (4) …чтобы Леды были – курицы… – Леда в греческой мифологии – возлюбленная Зевса, который являлся к ней в образе лебедя. Дочь Леды и Зевса – Елена, родившаяся из яйца, была женой спартанского царя Менелая, похищена Парисом; сын Леды и Зевса – Поллукс.

    (5) …лезут на вершину Пиндову… – Пинд – горная цепь в Греции; одна из ее вершин – гора Парнас, где, согласно мифу, обитали Аполлон и музы. И Пинд и Парнас в стихах употреблялись для обозначения поэзии.

    (6) Протей – в греческой мифологии морское божество, старец, меняющий свой образ и превращающийся по желанию в различных животных.

    [15] Вот начало безделки, которая занимала нынешним летом уединенные часы мои. Продолжение остается до другого времени, конца еще нет, – может быть, и не будет. В рассуждении меры скажу, что она совершенно русская. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами.

    . Лафонтен (франц.). – Ред. 

    [17] То есть обер-дурака.

    Раздел сайта: