• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Протей, или Несогласия стихотворца

    Протей, или Несогласия[819] стихотворца

    N. B. Говорят, что поэты нередко сами себе противоречат и переменяют свои мысли о вещах.

    Сочинитель отвечает:

    Ты хочешь, чтоб поэт всегда одно лишь мыслил,
    Всегда одно лишь пел: безумный человек!
    Скажи, кто образы Протеевы исчислил?
    Таков питомец муз и был и будет ввек.
    Чувствительной душе не сродно, ль изменяться?
    Она мягка как воск, как зеркало ясна,
    И вся природа в ней с оттенками видна.
    Нельзя ей для тебя единою казаться
    В разнообразии естественных чудес.
    Взгляни на светлый пруд, едва едва струимый
    Дыханьем ветерка: в сию минуту зримы
    В нем яркий Фебов свет, чистейший свод небес
    Кудрявые верхи развесистых древес;
    В сени их пастушок с овечкою стоящий;
    На ветви голубок с подружкою своей
    (Он дремлет, под крыло головку спрятав к ней) —
    Еще минута… вдруг иное представленье:
    Сокрыли облака в кристалле Фебов зрак;
    Там стелется один волнистый, сизый мрак.
    В душе любимца муз такое ж измененье
    Бывает каждый час; что видит, то поет,
    И, всем умея быть, всем быть перестает.
    Когда в весенний день, среди лугов цветущих
    Гуляя, видит он Природы красоты,
    Нимф сельских хоровод, играющих, поющих,
    Тогда в душе его рождаются мечты
    О веке золотом, в котором люди жили
    Как братья и друзья, пасли свои стада,
    Питались их млеко́м; не мысля никогда,
    Что есть добро и зло, добры были,
    А более всего… резвились и любили!
    Тогда он с Геснером свирелию своей
    Из шума городов зовет в поля людей.
    «Оставьте, — говорит, — жилище скуки томной,
    Где все веселие в притворстве состоит;
    Где вы находите единый ложный вид
    Утехи и забав. В сени Природы скромной
    Душевный сладкий мир с веселостью живет;
    Там счастье на лугу с фиалками цветет
    И смотрится в ручей с пастушкою прекрасной.
    О счастьи в городах лишь только говорят,
    Не чувствуя его; в селе об нем молчат,
    Но с ним проводят век, как день весенний ясной,
    В невинности златой, в сердечной простоте».
    Когда ж глазам его явится блеск искусства
    В чудесности своей и в полной красоте:
    Великолепный град, картина многолюдства,
    Разнообразное движение страстей,
    Но действием ума премудро соглашенных
    И к благу общества законом обращенных:
    Театр, где, действуя лишь для себя самих,
    Невольно действуем для выгоды других;[820]
    Машина хитрая, чудесное сцепленье
    Бесчисленных колес; ума произведенье,
    Но, несмотря на то, загадка для него!
    Тогда певец села в восторге удивленья,
    Забыв свирель, берет для гимна своего
    Златую лиру, петь успехи просвещенья:
    «Что был ты, человек, с природою один?
    Ничтожный раб ее, живущий боязливо.
    Лишь в обществе ты стал природы властелин
    И в первый раз взглянул на небо горделиво,
    Взглянул и прочитал там славный жребий свой:
    Быть в мире сем царем, творения главой.
    Лишь в обществе душа твоя себе сказалась,
    И сердце начало с сердцами говорить;
    Чтоб лествицей уму в познаниях служить.
    В Аркадии своей ты был с зверями равен,
    И мнимый век златой, век лени, детства, сна,
    Бесславен для тебя, хотя в стихах и славен.
    Для бедных разумом жизнь самая бедна:
    Лишь в общежитии мы им обогатились;
    Лишь там художества с науками родились —
    И первый в мире град был первым торжеством
    Даров, влиянных в нас премудрым божеством.
    Не в поле, не в лесах святая добродетель
    Себе воздвигла храм: Сократ в Афинах жил,
    И в Риме Нума[821] царь, своих страстей владетель,
    Своих законов раб, бессмертье заслужил.
    Не тот Герой добра, кто скрылся от порока,
    От искушения, измен, ударов рока
    И прожил век один с полмертвою душей,
    Среди бесчисленных опасных преткновений,
    Как мраморный колосс, незыблемо стоял,
    Стезею правды шел во мраке заблуждений,
    Сражался с каждым злом, сражаясь, побеждал.
    Так кормчий посреди морей необозримых
    Без страха видит гроб волнистый пред собой
    И слышит грозный рев пучин неизмеримых;
    Там гибельная мель, здесь камни под водой:
    Но с картою в руках, с магнитом пред очами
    Пловец в душе своей смеется над волнами
    И к пристани спешит, где ждет его покой».
     
    В сей хижине живет питомец Эпиктета,
    Который, истребив чувствительность в себе,
    Надежду и боязнь, престал служить судьбе
    И быть ее рабом. Сия царица света
    Отнять, ни дать ему не может ничего:
    Ничто не веселит, не трогает его;
    Небесный свод трещит; огромные шары
    Летят с своих осей; в развалинах миры…
    Сим страшным зрелищем мудрец не устрашенной
    Покойно бы сказал: «Мне время отдохнуть
    И в гробе Естества сном вечности заснуть!»
    Поэт пред ним свои колена преклоняет
    И полубога в нем на лире прославляет:
    «Великая душа! что мир сей пред тобой?
    Горсть пыльныя земли. Кто повелитель твой?
    Сам бог — или никто. Ты нужды не имеешь
    В подпоре для себя: тверда сама собой.
    Без счастья быть всегда счастливою умеешь,
    Умея презирать ничтожный блеск его;
    Оно без глаз, а ты без глаз и для него:
    Смеется иль грозит, не видишь ничего.
    Пусть карлы будут им велики или славны:
    Обманчивый призра́к! их слава звук пустой;
    В величии своем они с землею равны;
    А ты равна ли с чем? с единою собой!»
    Сей нравственный Апелл[822] распишет слабость вам,
    Для стоиков порок, но сродную сердцам
    Зависимых существ, рожденных с нежным чувством…
    Ах! слабость жить мечтой, от рока ожидать
    Всего, что мыслям льстит, — надеяться, бояться,
    От удовольствия и страха трепетать,
    Слезами радости и скорби обливаться!..
    «Хвалитесь, мудрецы, бесстрастием своим
    И будьте камнями назло самой природе!
    Чувствительность! люблю я быть рабом твоим;
    Люблю предпочитать зависимость свободе,
    Когда зависимость есть действие твое,
    Свобода ж действие холодности беспечной!
    Кому пойду открыть страдание мое
    В час лютыя тоски и горести сердечной?
    Сказав, что винен я, не властвуя собою?
    Ах! кто несчастия в сей жизни не вкусил,
    Кто не был никогда терзаем злой судьбою
    И слабостей не знал, в том сожаленья нет;
    И редко человек, который вечно тверд,
    Бывает не жесток. Я к вам пойду с слезами,
    О нежные сердца! вы плакали и сами;
    По чувству, опыту известна горесть вам.
    К страдавшим страждущий доверенность имеет:
    Кто падал, тот других поддерживать умеет.
    Мы вместе воскурим молений фимиам…
    Молитва общая до вышнего доходна;
    Молитва общая детей отцу угодна…
    Он исполнение с любовью изречет;
    Зефир с небес для нас весть сладкую снесет;
    Отчаяния мрак надеждой озарится,
    И мертвый кипарис чудесно расцветет;
    ».
     
    Богатство, сан и власть! не ищет вас поэт;
    Но быть хотя на час предметом удивленья
    Милее для него земного поклоненья
    Бесчисленных рабов. Ему венок простой
    Дороже, чем венец блистательный, златой.
    С какою ж ревностью он славу прославляет
    И тем, что любит сам, сердца других пленяет!
    С какою ревностью он служит эхом ей,
    Гремящий звук ее векам передавая!
    Сын Фебов был всегда хранитель алтарей,
    На коих, память душ великих обожая,
    Потомство фимиам бессмертию курит.
    «Все тленно в мире сем, жизнь смертных скоротечна,
    Минуты радости, но слава долговечна:
    Живите для нее! — в восторге он гласит. —
    Достойна жизни цель, достойна жертв награда.
    Мудрец! ищи ее, трудясь во тьме ночей:
    Да искрой истины возжженная лампада
    Осветит ряд веков и будет для людей
    Трудись умом своим для счастья миллионов!
    Отдай отечеству себя и жизнь, герой!
    Для вас покоя нет; но есть потомство, слава:
    История для вас подъемлет грифель свой.
    Вы жертвой будете всемирного устава,
    Низыдете во гроб, но только для очей:
    Для благодарных душ дни ваши бесконечны;
    Последствием своим дела и разум вечны:
    Сатурн не может их подсечь косой своей.
    Народы, коих вы рождения не зрели,
    Которых нет еще теперь и колыбели,
    Вас будут знать, любить, усердно прославлять,
    Как гениев земли считать полубогами
    И клясться вашими святыми именами!»
     
    Так свойственно певцу о славе воспевать;
    Но часто видя, как сердца людей коварны,
    Как души низкие все любят унижать,
    Он в горести гласит: «О слава! ты мечта,
    И лишь вдали твои призра́ки светозарны;
    Теряется вблизи их блеск и красота.
    Могу ли от того я быть благополучен,
    Что скажет обо мне народная молва?
    Счастливо ль сердце тем, что в лаврах голова?
    Великий Александр[823] себе был в славе скучен
    И в чаше Вакховой забвения искал.[824]
    Хвалы ораторов афинских он желал;
    Но острые умы его пересмехали:
    В Афинах храбреца безумцем называли.
    Ах! люди таковы: в божественных душах
    Лишь смотрят на порок, изящного не видят;
    Великих любят все… в романах, на словах,
    Но в свете часто их сердечно ненавидят.
    Для счастия веков трудись умом своим:
    В награду прослывешь мечтателем пустым;
    Будь мудр, и жди себе одних насмешек злобных.
    Чем умных величать; глупцов же полон свет.
    Но справедливость нам потомство отдает!..
    Несчастный! что тебе до мнения потомков?
    Среди могил, костей и гробовых обломков
    Не будешь чувствовать, что скажут о тебе.
    Безумен славы раб! безумен, кто судьбе
    За сей кимвальный звон[825] отдаст из доброй воли
    Спокойствие души, блаженство тихой доли!
    Не знает счастия, не знает тот людей,
    Кто ставит их хвалу предметом жизни всей!»
    Но в чем сын Фебов так с собою несогласен,
    Как в песнях о любви? то счастие она,
    То в сердце нежное на муку вселена;
    То мил ее закон, то гибелен, ужасен.
    Любовь есть прелесть, жизнь чувствительных сердец;
    Она ж в Поэзии начало и конец.
    Любви обязаны мы первыми стихами,
    Прощаяся с ее эфирными мечтами,
    Поэт и с музами прощается навек —
    Или стихи его теряют цвет и сладость;
    Златое время их есть только наша младость.
    Внимай: Эротов друг с веселием поет
    Счастливую любовь: «Как солнце красит свет
    И мир физический огнем одушевляет,
    Так мир чувствительный любовию живет,
    Так нежный огнь ее в нем душу согревает.
    Она и жизнь дает, она и жизни цель;
    Училищем ее бывает колыбель,
    И в самой старости, у самыя могилы
    Ее бесценные воспоминанья милы.
    Когда для тайных чувств своих предмет найдем,
    Тогда лишь прямо жить для счастия начнем;
    Тогда узнаем мы свое определенье.
    Как первый человек, нечаянно вкусив
    Плод сочный, вдруг и глад и жажду утолив,
    потребность, наслажденье,
    Узнал их связь, предмет[826][827] — так юный человек.
    Любящий в первый раз, уверен в том душею,
    Что создан он любить, жить с милою своею,
    Составить с ней одно — или томиться ввек.
    Блаженная чета!.. какая кисть опишет
    Тот радостный восторг, когда любовник слышит
    Слова: люблю! твоя!.. один сей райский миг
    Завиднее ста лет, счастливо проведенных
    Без горя и беды, в избытке благ земных!
    Все мило для сердец, любовью упоенных;
    Где терние другим, там розы им цветут.
    В пустыне ль, в нищете ль любовники живут,
    Для них равно; везде, во всем судьбой довольны.
    Неволя самая им кажется легка,
    Ах! жертва всякая для нежности сладка.
    Любовь в терпении находит утешенье
    И в верности своей за верность награжденье.
    Над сердцем милым власть милее всех властей.
    Вздыхает иногда и лучший из царей:
    Всегда ли может он нам властию своею
    Блаженство даровать? В любви ж всегда мы ею
    И сами счастливы, и счастие даем,
    Словами, взорами, слезой, улыбкой — всем.
    Минута с милою есть вечность наслажденья,
    И век покажется минутой восхищенья!»
     
    Так он поет — и вдруг, унизив голос свой,
    Из тихо-нежных струн дрожащею рукой
    Иные звуки он для сердца извлекает…
    Ах! звуки горести, тоски! Мой слух внимает:
    «Я вижу юношу примерной красоты;
    Любовь, сама любовь его образовала;
    Она ему сей взор небесный даровала,
    Сии прелестныя любезности черты.
    , конечно б вы сказали;
    Но томен вид его, и черный креп печали
    Темнит огонь в глазах. Он медленно идет
    Искать не алых роз среди лугов весенних —
    И лето протекло, цветов нигде уж нет, —
    Но горестных картин и ужасов осенних
    В унылых рощах, где валится желтый лист
    На желтую траву, где слышен ветров свист
    Между сухих дерев; где летом птички пели,
    Но где уже давно их гнезда охладели.
    Там юноша стоит над шумною рекой
    И, зря печальный гроб Натуры пред собой,
    Так мыслит: «Прежде все здесь жило, зеленело,
    Цвело для глаз; теперь уныло, помертвело!..
    И я душою цвел, и я для счастья жил:
    Теперь навек увял и с счастием простился!
    Начто ж мне жизнь? — сказал… в волнах реки сокрылся…
     
    О нежные сердца! сей юноша любил;
    Но милый друг ему коварно изменил!..
    Хотите ль жизнь и свет душой возненавидеть
    И в сердце собственном найти себе врага —
    Любите!.. скоро прах ваш будет под землею:
    Ах! жизнь чувствительных не может быть долга!
    Любовь для них есть яд: восторгом и тоскою
    Она мертвит сердца; восторг есть миг — пройдет,
    Но душу от других благ в мире отвращает:
    Все будет скучно ей — тоска же в ней живет,
    Как лютая змея; всегда, всегда терзает.
    Измена, ветреность, коварство, злой обман…
    Кому исчислить все причины огорчений,
    Все бедствия любви? их целый океан,
    При капле, может быть, сердечных наслаждений.
    Когда увидите страдания черты
    И бледность томную цветущей красоты,
    Ах! знайте, что любовь там душу изнуряет.
    Кто ж счастливым себя любовью почитает,
    Тот пением сирен на время усыплен,
    Но тем несчастнее, проснувшись, будет он!»
     
    Любимцам нежных муз; их дело выражать
    Оттенки разных чувств, не мысли соглашать;
    Их дело не решить, но трогать и забавить.
    Пусть ищет филосо́ф тех кладезей подземных,
    Где истина живет без всех гаданий темных
    И где хранится ключ природы для ума!
    Здесь[828] сердце говорит, но истина нема;
    Поэты делают язык его нам внятным —
    И сердцу одному он должен быть приятным.
    Оно полюбит вещь, невзлюбит через час,
    И музы в сем ему охотно подражают:
    То хвалят с живостью, то с жаром осуждают.
    Предметы разный вид имеют здесь для нас:
    С которой стороны они явятся взору,
    И чувству таковы. Поди в весенний сад,
    Где ветреный Зефир, резвясь, целует Флору
    В прелестных цветниках — там зрение пленят
    И роза и ясмин, и ландыш и лилея:
    Сорви что выберешь по вкусу своему.
    Читай стихи — и верь единственно тому,
    Что нравится тебе, что сказано прекрасно,
    И что с потребностью души твоей согласно;
    Читай, тверди, хвали: хвала стихам венец.
    Поэзия — цветник чувствительных сердец.

    1798

    Примечания

    819. Несогласия — здесь: противоречия.

    820. …где, действуя лишь для себя самих, // Невольно действуем для выгоды других… — Мысль французских просветителей о сочетании в обществе личных и общественных интересов.

    821. Нума Помпилий — легендарный идеальный правитель, второй царь Древнего Рима.

    822. Апелл — Апеллес, греческий живописец (IV в. до н. э.).

    823. Великий Александр — Александр Македонский.

    (прим. автора).

    825. Кимвальный звон — торжественный, праздничный звон (кимвал — древневосточный ударный музыкальный инструмент).

    826. См. в Бюффоне чувства первого человека.(прим. автора).

    827. См. в Бюффоне чувства первого человека. — Карамзин перевел отрывок из «Естественной истории» французского натуралиста Жоржа-Луи Кюффона (1707–1788). В этом отрывке излагалась сенсуалистическая теория связи чувств и мыслей.

    828. То есть в здешнем свете.

    Раздел сайта: