• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • К Дмитриеву

    К Д<МИТРИЕВУ>

    «Многие барды, лиру настроив,
    Смело играют, поют;
    Звуки их лиры, гласы их песней
    Мчатся по рощам, шумят.

    Многие барды, тоны возвысив,
    Страшные битвы поют;
    В звуках их песней слышны удары,
    Стон пораженных и смерть.

    Многие барды, тоны унизив,
    Сельскую радость поют —
    Нравы невинных, кротких пастушек,
    Вздохи, утехи любви.

    Многие барды в шумном восторге

    Всех призывая им утоляти
    Скуку, заботы, печаль.

    Все ли их песни трогают сердце,
    Душу приводят в восторг?

    Где Анакреон другой?

    Мало осталось бардов великих!» —
    Так воспевая, вздохнул;
    Слезы из сердца тихо катятся;

    Быстро зефиры с Невского брега,
    Быстро несутся ко мне —
    Веют — вливают сладкие песни,
    Нежные песни в мой слух...

    — В радости сердца
    Громко взываю, пою:
    «Древние барды дух свой влияли
    В нового барда Невы!»

    17 ноября 1788

    «Московский журнал», 1791, ч. 2, с. 113, под названием «Господину ***. В ответ на полученную от него поэму» (вероятно, «Любовь и дружество» Дмитриева). Печ. по сб. «Мои безделки», 1794, ч. 2, с. 180. Стихотворение является письмом к Дмитриеву от 17 ноября 1788 г.

    Все ли Омиры, Геснеры, Клейсты? Где Анакреон другой? Геснер — см. примеч. 4.

    —1759) — немецкий поэт. Перечисление этих имен в одном ряду интересно как свидетельство того, какие поэтические жанры Карамзин считал в этот период важнейшими (эпопея, идиллия, элегия, анакреонтика) и как указание на вершинные, по мнению Карамзина, имена в каждом из этих жанров. Карамзин, подчеркивая новаторство ритмической системы стихотворения, в «Московском журнале» поставил над текстом ритмическую схему (дактило-хорей), а Дмитриеву писал: «Так бедный московский стихотворец, учащийся ныне разбирать по складам греческих поэтов, осмеливается греческим стихосложением воспевать хвалу своему другу» («Письма Карамзина к Дмитриеву», с. 13). Стихотворение проникнуто столь же критическим отношением к современной Карамзину поэзии, как и «Поэзия».

    Раздел сайта: