• Приглашаем посетить наш сайт
    Ларри (larri.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Иван Федорович Богданович (1758-1831)

    Иван Федорович Богданович (1758-1831)

    Появление книги И. Ф. Богдановича «О воспитании юношества» (1807) журнал «Русский вестник» отметил большой положительной рецензией [6, с. 215-233], в которой, в частности, говорилось, что труд И. Ф. Богдановича «сам по себе заслуживает внимание и благодарность общественную» [там же, с. 215]. «Россияне и россиянки, без сомнения, - писал рецензент, - воспользуются прекрасною и полезною книгою Ивана Федоровича Богдацовича. Книги, подобные сочинению «О воспитании юношества», суть дары, приносимые усердием к благу общему на алтарь Отечества» [там же, с. 231].

    В предисловии к книге «О воспитании юношества» И. Ф. Богданович объяснил мотивы ее создания. Он хотел написать книгу, «которая бы была основанием национального воспитания», так как не был удовлетворен подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах, училищах России. В то время всякие попытки подвести русское основание под воспитание воспринимались многими, если не большинством, с явным недоверием. С этим и столкнулся И. Ф. Богданович: среди отзывов на его книгу были и такие, в которых рецензенты выражали удивление, будто есть особое, русское воспитание, отдельное от общеевропейского. И. Ф. Богданович, не умаляя значения Локка, Руссо и других известных философов, доказывал, что у русского народа свои национальные особенности, которые необходимо учитывать в воспитании. Однако содержание книги выходит за рамки только дворянского воспитания. В духе гуманизма И. Ф. Богданович разработал конкретную программу воспитания российского благородного юношества, формирования самых высоких представлений о чувстве долга, о любви к ближнему и к родной земле, ее языку и преданиям, о человеческом достоинстве.

    И. Ф. Богданович предложил много полезных советов родителям и воспитателям, в частности, по вопросу выявления и развития природных склонностей ребенка. Он предлагал детям от 10 до 13 лет давать задания на практическое применение математики, знакомить их с разными видами труда, прививать любовь к земледельческому труду.

    автор на значении супружества и разъяснении родителями правильного понимания юношами смысла брака, семьи, семейных взаимоотношений, давая полезные советы по другим вопросам семейного воспитания (о чтении, театре и др.).

    По политическим убеждениям И. Ф. Богданович - сторонник монархии, самодержания. Он не сомневался в существующем правопорядке. Для понимания его мировоззрения немалое значение имеют его печатные сочинения: «Слово похвальное Иоанну Васильевичу IV» [5], «Ода на Новый год: 1913» [3]. Кроме этого, к его трудам относят, но не бесспорно и «Грамматику российскую» [1].

    Для своего времени И. Ф. Богданович «истинно гуманный человек». Его педагогические идеалы, по словам С. А. Венгерова, производят «самое отрадное впечатление» в сравнении с аракчеевско-ханжескими заботами о поддержании дворянского достоинства, которые станут основными в 20-30-е гг. и позже прописями официальной педагогики [8, с. 3].

    Примечания

    «О воспитании юношества», младший брат Ипполита Федоровича Богдановича, известного русского поэта, автора «Душеньки», отец военного историка и писателя Модеста Ивановича Богдановича. Родился в местечке Перевалочная Полтавской губернии в семье бедного дворянина. Образование получил в Московском университете. Служил в гвардии, затем в течение 18 лет был городничим в г. Сумах, после этого сумским уездным предводителем дворянства.