• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)

    Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)

    Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)

    Тимофей Николаевич Грановский

    Лекции Т. Н. Грановского оказывали очень сильное влияние на слушателей, студентов и московскую публику. «В лице Грановского московское общество приветствовало рвущуюся к свободе мысль Запада, мысль умственной независимости и борьбы за нее», - - писал А. И. Герцен [5, с. 227]. Уже первый публичный курс лекций, прочитанный Грановским в 1843-1844 гг., А. И. Герцен оценил как крупное общественное событие. Он говорил о нем как об ученом, у которого интерес истины, интерес науки, интерес искусства, гуманности «поглощает все» [5, с. 206]. Наряду с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым Т. Н. Грановский стал одним из властителей дум передовой русской интеллигенции.

    В истории университетского образования Т. Н. Грановский оставил редкий опыт приложения науки к жизни, морали и идеям своего времени. Он показал огромную силу влияния живого слова преподавателя на слушателей. Когда по болезни он не смог читать лекции в университете, студенты обратились к нему с просьбой продолжить чтение лекций дома.

    В годы гонения на университеты и гимназии (1849-1855) Т. Н. Грановский выступил в защиту университетского образования, в защиту науки, воспитания и образования в России. Обучение классическим языкам в гимназиях было тогда почти прекращено. Начались гонения на греческую и римскую историю. Возник вопрос о способе преподавания истории в средних учебных заведениях. В 1851 г. Министерством народного просвещения Т. Н. Грановскому было поручено составить программу учебника всеобщей истории. Он разработал такую программу и написал часть учебника - историю древнего Востока.

    Вопросы воспитания и образования всегда волновали Т. Н. Грановского. Он указывал на вред и односторонность правительственных мер. Не будучи противником реального образования, он видел опасность преобладания естественных и математических наук в системе общего образования. Он считал, что такое преобладание не может способствовать гармоническому развитию личности учащихся, а в этом он видел главную задачу педагогики. Классические предметы обучения (греческий язык, античная история и литература), по его мнению, несправедливо обвиняются в том, что якобы они возбуждают у юношества революционные настроения. Грановский подчеркивал, что революционные настроения возникают не на уроках греческой истории и литературы в школе, а в силу различных исторических причин.

    Примечания

    свою научную подготовку в Германии (1836-1839). С 1839 г. и до конца жизни был профессором всеобщей истории в Московском университете. Первым в России стал читать курс истории западноевропейского средневековья, заложил научные основы его разработки. В университетских и публичных лекциях Т. Н. Грановский развивал идею общности исторического развития России и Западной Европы, обнажал обреченность крепостнических порядков. Исторический прогресс он понимал идеалистически, признавая идею главной силой развития человеческого общества. По его мнению, такой прогресс выражается прежде всего в накоплении идей, в распространении просвещения, в нравственном совершенствовании людей.

    Раздел сайта: