• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Начертание вновь заводимого частного училища для воспитания благородных детей (в сокращении).
    I. Часть учебная

    I. Часть учебная

    Выше было сказано, что многие и разнообразные предметы учения, не будучи согласуемы в общем ходе между собою и не имея соединительной точки, токмо обременяют память и замешивают сам природный детей рассудок. В отвращение сего учредители училища полагают:

    1. Избрать токмо те учебные предметы, кои необходимы общественному человеку.

    2. Избрать предметы такие, кои имеют более единообразия между собою.

    3. Избрать предметы такие, кои наиболее содействовать могут к приобретению и утверждению здравого о вещах суждения. Здравое суждение есть главная и единственная цель, к которой вести детей учением учредители училища предполагают. С просвещенным и твердым рассудком человек во всяком состоянии и ко всем делам способен бывает. Уметь здраво судить есть выше всякой учености.

    4. Такие предметы, которые не столько очевидны и сильно содействуют предположенной цели - образованию рассудка, но которые, впрочем, в других отношениях нужны или пригодны могут быть воспитаннику, ограничить в круге преподавания и изложить из них одно существенно необходимое.

    5. Направить ход преподавания избранных наук таким образом, чтобы излагаемая часть одной согласовалась по своему содержанию и по своей цели с частию другой науки, в то же время излагаемой.

    6. Сосредоточить избранные предметы учения в такой науке, которая бы все другие в себе совокупляла; более других содействовала бы к обогащению и утверждению рассудка; которая бы своим употреблением простиралась на все состояния и своею пользою везде и во всякое время пригодна была человеку. Всякий знает, что нет науки, которая бы более соответствовала сей цели, как словесность. Словесность есть та наука, которая и более других полезна, и более других сродна, и более других приятна человеку. Словесность может почесться совокуплением всех познаний, слитием всех способностей, излиянием ума, или, лучше: она-то есть сам ум, исходящий из уст и воплощающийся в словах наших.

    Почему упражнение в слоге, теоретическое и практическое, будет вседневным учащихся упражнением. Оно распространено будет на все роды словесности и на все случаи общественного письмоводства.

    Сверх наук словесных, полагаемых средоточием всего учебного круга, преподаваемы будут: философские, нравственные, математические (между прочим, в число математических предметов приняты будут: артиллерия и фортификация), физические, юридические, исторические и географические. Из языков новейших: английский, немецкий или французский; из древних: латинский или греческий. Один какой-либо из первых и последних должен избран быть от воспитанника, сообразно воле родителей, в число учебных предметов...

    Рисование, музыка, пение и танцы приняты будут в сем училище не как учебные предметы, но токмо в виде забавы в свободное от учения время...

    в два года. Желательно, чтобы поступающие ученики имели надлежащие уже лета к прохождению такого учения, которым предполагается образовать не память, а созревающий уже рассудок; иначе маловозрастные потребуют к такому образованию не менее шести лет.

    Раздел сайта: