• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Предварительные правила народного просвещения (в сокращении).
    Глава II. О распоряжении училищ по учебной части

    Глава II. О распоряжении училищ по учебной части

    32. В приходских училищах учитель обучает чтению, письму и первым действиям арифметики; наставляет в главных началах закона божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему; и вообще простым, ясным и состоянию учащихся соотвественным образом старается дать им правильное понятие о вещах. Учение продолжается от окончания полевых работ до начала оных...

    33. Как весьма бы полезно было, если б приходские священники и церковнослужители сами исправляли должность учителей, толь соответственную их званию: то святейший синод и должен печись, чтоб в непродолжительном времени сие произведено было в действие без малейшего отягощения как для священников, так и для прихожан.

    34. В уездных училищах преподается ученикам, поступающим из приходских, грамматика языка российского и местного, как-то: польского, немецкого и пр. Сокращенная география и история; первоначальные основания геометрии и естественных наук; также наставления в должностях человека и гражданина и практические знания, полезные для местной промышленности и потребностей края.

    35. В гимназиях имеют быть преподаваемы изящные науки, языки латинский, французский и немецкий; логика, основания чистой математики, гидравлики и других частей физики, наиболее в общежитии нужных, сокращенная естественная история, основания политической экономии и коммерции. Сверх того, будут читаны и переводимы сочинения, служащие к образованию сердца и подающие чистое понятие о законе божием и гражданских обязанностях. Сверх штата могут быть присоединены учителя гимнастических упражнений.

    36. В университетах поступающим из гимназии в качестве студентов и по испытании удостоенным сего имени преподаются науки во всем пространстве, нужные для всех званий и разных родов государственной службы...

    38. Для учения в приходских и уездных училищах и гимназиях будут употребляемы единообразные книги и правила; в каждом же университете способ и предметы преподавания будут предначертаны общим собранием профессоров и представлены на усмотрение попечителю.

    39. Всякий университет должен иметь учительский или педагогический институт. Студенты, принятые в оный, получают степень кандидата, соединенную с особенными выгодами в содержании.

    40. Положенное число кандидатов преимущественно наполняется казенными воспитанниками. Они не могут без важных причин оставить учительского звания, не прослужа в нем, по крайней мере, шесть лет от определения в должности.

    Раздел сайта: