• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Александр Григорьевич Ободовский (1796-1852)

    Александр Григорьевич Ободовский (1796-1852)

    По возвращении в Петербург А. Г. Ободовский сдал экзамен и стал адъютантом учительского института. Кроме преподавания в учительском, а с 1829 г. в Главном педагогическом институте, где Ободовский вел курс педагогик, а на подготовительном отделении читал курс физической географии, он обучал математике, латинскому языку и естествознанию в гимназии и воспитательных домах. Был инспектором классов Гатчинского и Петербургского воспитательных домов. Совместно с Е. О. Гугелем и П. С. Гурьевым издавал «Педагогический журнал» (1833-1834).

    В 30-х гг. были напечатаны два руководства А. Г. Ободовского - по педагогике и по дидактике. Оба составлены по книге немецкого педагога А. Н. Нимейера (Нимейер, Август Герман (1754-1828) - немецкий педагог, автор сочинения «Основы воспитания и обучения», переведенного на русский язык в 30-х гг. XIX в.) (1754-1828) «Принципы воспитания и обучения» (1796). Нимейер сформулировал положение о формальном образовании и применил его к школьному обучению, имея в виду систему упражнений для развития способности мышления. Развитие естественной логики должно опережать любое «материальное» умножение знания - в этом суть формального образования.

    Еще в годы учения в Главном педагогическом институте А. Г. Ободовский изучал педагогику по книге А. Г. Нимейера и, следовательно, давно был с нею знаком. Разрабатывая курс лекций по педагогике, он использовал многие идеи, структуру этой книги, но исключил все, что касалось «одной только Германии», дополнил сведениями применительно к потребностям русской школы.

    А. Г. Ободовский стоял у истоков русской педагогической журналистики, его руководствами по педагогике и дидактике пользовались более 30 лет многие поколения студентов. Своей педагогической деятельностью он содействовал подготовке профессоров и учителей, воспитанию их на передовых идеях и традициях в духе демократической педагогики Песталоцци.

    Примечания

    перешел в Главный педагогический институт. В 1816 г. Был направлен на три года за границу (в Англию, Францию, Швейцарию) для изучения различных систем обучения. Он познакомился в английских школах с методом Белла и Ланкастера (Имеется в виду метод взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система), система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером (1778-1838). В России использовалась в 1818-1825 гг. в школах, открывавшихся декабристами.), во французских - с приемами обучения аббата Готье, одного из последователей Дж. Локка, в швейцарских школах осваивал методику ученой работы Пестолоцци и других педагогов.

    Раздел сайта: