• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Положение о третьей гимназии в Москве

    Положение о третьей гимназии в Москве

    1. В третьей Московской гимназии, сообразно цели ее учреждения, полагается два курса учения: а) главный, или собственно реальный, и (б) особый, или классический.

    2. Преподавание реальных наук начинается собственно с IV класса, и в состав оного входят: естественная история, химия, технология и товароведение, бухгалтерия и счетоводство, коммерческое законоведение и механика; в нижних классах реального курса особенным учебным предметом полагается черчение и рисование. В классическом курсе реальные науки заменяются преподаванием латинского языка, с I класса постепенно усиливающимся.

    3. Учебные предметы, общие для обоих курсов гимназии, должны преподаваться для всех учеников оной вместе. Они суть: 1) священная история, пространный катехизис и изъяснение евангелий воскресных и двунадесятых праздников; 2) российская грамматика; 3) логика и российская словесность, для реального курса в меньшем объеме, для классического в большем; 4) всеобщая и российская история, для реального курса в меньшем объеме, для классического в большем;

    5) чистая математика с начертательною геометриею и физика; 6) география, общая и российская статистика; 7) языки немецкий и французский; 8) чистописание; 9) черчение и рисование, в классическом курсе начинающееся с IV класса, и (10) пение...

    4. Реальный курс назначается преимущественно для детей купеческого и мещанского сословий и других свободных состояний; классический - для детей дворян родовых и личных, канцелярских служителей и художников. Вообще он приуготовляет молодых людей для вступления в университет или другие высшие учебные заведения и, следовательно, вполне соответствует курсу общего гимназического учения. Впрочем, на волю родителей предоставляется избирать тот или другой курс для своих детей при самом определении их в гимназию. Не возбраняется также ученикам классического курса нижних трех классов переходить на реальный... Переход же из реального курса на классический допускаем быть не может...

    Примечания

    Печатается по изданию: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. Спб., 1875. Т. I. С. 1486-1489.

    В советской историко-педагогической литературе публикуется впервые.

    для детей дворян, чиновников и художников, реальный - для детей купеческого и мещанского сословий и других свободных состояний. Успешно окончившие классическое отделение получали одни права (по Уставу 1828 г.); дети купцов 1-й и 2-й гильдий - другие; дети же купцов 3-й гильдии и мещане благодаря таким аттестатам освобождались от телесных наказаний и приобретали право откупаться от рекрутской повинности.

    «первый приступ к распространению технического учения на средние и низшие учебные заведения». «Техническое учение» не касалось дворянских детей, а также детей именитых сановников.

    Раздел сайта: