• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)

    Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)

    Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)

    Петр Григорьевич Редкин

    С 1841 г. П. Г. Редкин ежегодно утверждался инспектором над частными учебными заведениями Москвы (по 1847 г.), был инспектором, а затем преподавателем в Московском Александровском сиротском институте (до 1849 г.).

    К середине XIX в. его мировоззрение определялось в значительной мере философией Гегеля (Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.). Еще в 40-х гг. он поместил начало статьи «Обозрение гегелевской логики» в журнале «Москвитянин», но продолжения ее не последовало. Свои лекции в Петербургском университете, где П. Г. Редкин начал преподавать с 1863 г., он начал с критики Гегеля с позиции позитивизма философа О. Конта (Конт, Огюст (1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. ), который противопоставил саморазвитию абсолютной идеи немецкого философа познание фактов чувственного опыта.

    К педагогическим размышлениям П. Г. Редкина побудили его практическая работа инспектора классов и преподавателя Александровского института. В произведениях немецких педагогов Браубаха (Браубах, Вильгельм (1792-1877) - немецкий педагог, последователь Песталоцци. ), Дистервега (Дистервег, Адольф (1790-1866) - немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. )и других его интересовали теоретические вопросы воспитания и обучения.

    Совместно с историком Д. А. Валуевым (Валуев, Дмитрий Александрович (1820-1845) - русский историк. )П. Г. Редкин издает журнал для детей, воспитателей и родителей - «Библиотека для воспитания» (1843-1844). Были выпущены две книжки для воспитателей и четыре - для детей, содержанием которых были преимущественно переводы педагогических сочинений, повестей, сказок о древнегреческих героях. С 1845 г. печатались и произведения русских авторов для детей, обучающихся в школе. Педагогические книжки «Библиотеки для чтения» вышли в трех выпусках (1845-1846), а книжки для детей - в шести выпусках (до 1848 г.).

    С 1849 г. служебная, общественно-педагогическая и журналъно-ли-тературная работа П. Г. Редкина проходила в Петербурге. Он чиновник Министерства уделов, профессор кафедры энциклопедии права Петербургского университета (1863-1877), ректор университета (1873- 1876), председатель департамента уделов (с 1878 г.), член Государственного совета (с 1882 г.).

    П. Г. Редкин был одним из учредителей и первым председателем Педагогического собрания (Педагогического общества). Это общество существовало почти 20 лет, до 1879 г., и 15 лет П. Г. Редкин избирался его председателем. С именем Редкина связано также возникновение в России Фребелевского общества (1879). Он был его первым председателем.

    «Учитель» П. Г. Редкин опубликовал серию статей под общим заглавием «Современные педагогические заметки» (1863). По существу это было обозрение немецких журналов за 17 лет (1845- 1862), издаваемых А. Диете рве гом.

    Популяризируя передовые идеи немецкой педагогики, в особенности труды А. Дистервега, П. Г. Редкин привлекал внимание педагогической общественности России к важным проблемам народного образования, профессиональной подготовки учителя, к прогрессивным методам обучения. Ознакомление со школьным делом и его теорией другой страны имело положительное значение для России.

    Примечания

    9-летний курс Нежинской гимназии за 6 лет (1820-1826), поступил на этико-политическое отделение Московского университета. Для окончания научной подготовки по специальности юриста был послан в Германию, где слушал лекции в Берлинском и других университетах (1830-1834). По возвращении в Россию за статью «Об уголовной кодификации», представленную в качестве докторской диссертации, был удостоен ученой степени доктора юридических наук. С 1835 г. в звании профессора преподавал в Московском университете курс «Энциклопедия законоведения» (до 1848 г.). Одним из слушателей и учеников П. Г. Редкина был К. Д. Ушинский.

    Раздел сайта: