• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Руководство к дидактике, или науке преподавания(отрывки)

    Руководство к дидактике, или науке преподавания(отрывки)

    Предисловие

    ... В 1835 году издано было мною «Руководство к педагогике»; ныне, ободренный пользою и успехом своего тогдашнего предприятия, а более быстро возрастающею потребностию лучших метод обучения, решился я издать и сию вторую часть, содержащую в себе дидактику. Теория, в оной излагаемая, приспособлена к требованиям русских училищ и относится ко всем общим учебным предметам, кроме главнейшего - закона веры; ибо сей последний преподается исключительно духовенством... к тому же цель моя содействовать посильно к усовершенствованию обучения только в тех ветвях познания, для коих методы еще недостаточно утвердились...

    Введение

    § 1. Различие обучения от воспитания

    Обучение отличается от воспитания не столько по своей цели, сколько по способу и средствам достижения оной. Образовать открывающиеся способности, возбудить силы, доставить им надлежащее упражнение, укрепить, приспособить к требованиям жизни, приблизить питомца к идеалу возможного совершенства, к какому только он назначен от природы по своей индивидуальности, - все сие составляет цель воспитателя. Сей последний желал бы сие образование через возбуждение сил в питомце довести до степени самостоятельного стремления к совершенству так, чтоб соделать всякое руководство к дальнейшему образованию вовсе не нужным; но успех его был бы слишком медлен, односторонен, неполон; особенно запас предметов, на которых душевные силы могли бы упражняться и посредством которых человек мог бы приспособиться к своему назначению в обществе, остался бы слишком скудным; много времени было бы потеряно в неудачных попытках, если бы обучение не помогало воспитанию и наставник не содействовал воспитателю и не приводил в порядок случайно приобретенных, поверхностных, бесчисленных понятий, не упрочивал оных, не пополнял неизбежных пробелов, которые всегда оставляет собственное наблюдение и случайное снискивание познаний через обращение с людьми; наконец, если бы не руководил твердою рукою разум, столь легко заблуждающийся без путеводителя...

    § 2. Отношение самообразования к правильному обучению

    изобретателями. По сей причине таковое самостоятельное образование казалось некоторым предпочтительнее того, которое приобретается при помощи других. Самоучение, думали они, служит к несравненно большему возбуждению внутренней деятельности; и хотя через него нельзя, может быть, снискать обширных познаний, но, в замену, изученное будет тем основательнее; сверх того, в этом заключается надежнейшее средство предохранить себя от раболепного подражания другим и непременно со делаться оригинальным. Опыт, однако же, удостоверяет: 1) что вообще немногие отличные умы (гении для какой-либо науки или искусства) назначаются к тому от природы и сим путем достигают цели; 2) что те, которые не обучались при помощи других, теряют весьма много времени через свое самоучение, ибо должны часто доходить до своей цели весьма дальними, околичными путями, не приобретая через то никаких особенных выгод; 3) далее, не подлежит никакому сомнению, что большая часть посредственных умов, кои также небесполезны для человеческого общества, устрашась трудностей самоучения, лишилась бы всякого образования, и, наконец, наблюдение подтверждает, 4) что почти все автодидакты суть либо педанты, либо эгоисты, ибо им свойственна отчасти некоторая односторонность и пристрастие к их любимой науке или искусству, как то примечается и у большей части виртуозов; отчасти некоторое высокомерие, ибо они слишком высоко ценят свои с трудом им доставшиеся изобретения и почитают их за новость, хотя, может быть, все они давным-давно уже были известны...

    § 3. Важность обучения. Происхождение науки

    нужные для исполнения сей теории на самом деле, составляют искусство преподавания. Способ обучения, будет ли он ошибочный или правильный, называется методою; от сего руководство к правильному обучению получило название методики, которая разделяется на общую и частную, и может быть излагаема отчасти догматически, отчасти критически.

    Отделение I. Общие правила преподавания

    § 11. Порядок и непрерывная связь в преподавании

    Всякое преподавание должно иметь основанием хорошо обдуманный план. Сей план зависит отчасти от самого учебного предмета, отчасти от времени, которое назначается на изучение оного, отчасти от самих учеников. Во всяком случае план должен постепенно восходить от легкого к трудному, от первоначального к высшему, дабы одно знание проистекало из другого, и то, что должно быть изучаемо позже, имело прочное основание в том, что преподавалось сперва. Хотя понятия о легкости и трудности суть понятия относительные, но свойства дела и опыт удостоверяют: 1) что все чувственное легче понять, нежели отвлеченное; что всякое познание начинается отдельными фактами и потом уже обобщается, следовательно, в первоначальном обучении должно избегать всех отвлеченных понятий до того времени, когда они могут сделаться понятными; 2) далее не подлежит никакому сомнению, что все окружающее детей, имеющее сходство с идеями, ими уже приобретенными, согласное с их чувствованиями, гораздо понятнее для них и тверже удерживается в памяти, нежели противное тому. Из сего нередко объясняется, отчего иные слова какого-либо языка называются трудными и почему одна книга легче другой; 3) наконец, то легче, что предполагает меньше предварительных знаний либо каких-нибудь приготовительных упражнений. Трудность увеличивается по мере требования того и другого...

    § 12. Мера в преподавании

    и не поставляет себе целию многознания. Чему она учит, то должно остаться, по возможности, всегдашним достоянием ученика. Посему преподаватель должен остерегаться: 1) следовать своей собственной склонности к иным познаниям и высказывать учащимся подробно все, что ему самому известно о предмете и что собрано им с великим трудом: от сего обыкновенно теряется из виду то, что детям полезнее знать сперва; 2) он не должен стремиться к систематической полноте с начинающим, потому что это не принесет никакой пользы вначале; напротив того, перегружение познаниями есть вернейшее средство привести в забвение существенные предметы учения; 3) хотя собственная склонность учащегося весьма облегчает изучение, однако же не должно распространяться слишком об одном предмете за счет других, ибо склонность сия часто зависит от случайных обстоятельств...

    § 14. Вредное и невредное облегчение в учении

    Говорят, что юношеству должно всячески облегчать науку; но сие правило ложно, потому что тот, кто следует оному, дает весьма мало упражнения умственным силам детей и они не могут укрепиться; однако же есть способ облегчить учение, который не вредит ни твердости, ни основательности познания. Сие облегчение, конечно, не состоит в освобождении детей от всякого напряжения и в устранении для них всех трудностей. Здесь идет речь об облегчении, которое основывается на следующих правилах: 1) не должно требовать от ученика ничего, что выше его сил, что непомерно напрягало бы его способности и могло лишить охоты и бодрости; 2) при сем должно помогать его прилежанию и ставить на незнакомый путь; 3) а посему чем он менее упражнялся, тем больше должно его руководствовать в занятиях, учить мыслить и приготовляться к урокам, доколе он в том нуждается; давать ему учебные пособия, а не допускать самого приискивать оные; в противном случае он часто, может быть, будет избирать для себя самые недостаточные; 4) должно думать о средствах несколько облегчить то, что ему в самом деле трудно по слабым его способностям, например выучивание наизусть; 5) а для сего должно преимущественно упражнять те душевные силы, без совершенства которых все дальнейшее учение должно сделаться бесконечно трудным; 6) наконец, должно ободрять неспособных, ибо тем облегчается для них труднейшее. Табличная метода, некоторыми похваляе-мая для облегчения, может быть допущена в первоначальном обучении только со многими ограничениями; напротив того, она имеет свою пользу в летах больше зрелых. Гораздо важнее расположение и порядок материи. Вследствие сего должно иногда оставлять особенно для начинающих многосложный и тяжелый ход учебной книги, например грамматики, и избирать другой, естественнейший...

    §15. Преподавание должно возбуждать охоту к учению

    Преподавание бывает без пользы, если ученик при оном остается равнодушным. Даже труднейшее делается легким и приятным, если учитель умеет возбудить и поддержать охоту к учебному предмету. Только сим способом можно упрочить внимательность ученика, без которой учение не может быть успешно. Быть скучным для учеников есть величайший педагогический грех. Доколе ученик внимателен и его естественная, почти подобная инстинкту, любознательность находит для себя пищу; доколе он примечает, что его усилие постигнуть преподаваемое удачно и всякая данная задача заохочивает его к размышлению, - можно быть уверенным в успехе. Принуждение, ропотливость, нетерпение со стороны учителя убивают охоту к учению. Худо также обещать награды за всякое напряжение силы. Охота к учению должна быть возбуждаема не страхом, не надеждою, но самим предметом, чувством возрастающей силы ученика и пользы применения. Но чем более любви к предмету видно в самом учителе, чем живее его преподавание, чем более усердия к делу обнаруживается в нем самом, тем более прилежания будет иметь и сам ученик...

    § 17. Самостоятельное занятие учащихся. Приготовление. Повторение

    Весьма часто случается, что душевная деятельность в ученике упражняема бывает при преподавании совершенно страдательно; а посему тем более должно стараться как во время преподавания, так и перед оным и после оного возбуждать действительную и производительную силу. Во время преподавания это может быть произведено вообще через возбуждение и упражнение какой-нибудь душевной способности.

    Учащиеся должны делать свои примечания о том, что говорится, сами обдумывать предмет, поверять своим умом, давать свои суждения; все их умственные способности: чувственная и душевная внимательность, сила суждения, проницательность, остроумие должны приходить в самостоятельную деятельность. Сверх того, находятся еще и другие непосредственные занятия даже во внешней деятельности, например: записывание важнейшего, записывание на большой доске, которая составляет необходимую мебель во всяком училище; связное повторение того, что сообщено учителем; мало-помалу также опыт в преподавании пройденного. Вне учебных часов можно споспешествовать самодеятельности: 1) поставляя ученику в обязанность приготовляться во всем, что только для него возможно, через сие ученик познает свои слабости и свои силы; 2) через выучивание наизусть того, что непременно должно быть в памяти, по крайней мере того, что весьма полезно знать; 3) к сему должно присоединять частые упражнения в сочинении всякого рода, частию для повторения слышанного или читанного, частию для упражнения в обсуживании того, что было читано или объяснено; 4) наконец, должно давать повод к самостоятельному изучению иных систематических предметов, которые так же хорошо, а часто и лучше, могут быть изучены вне учебных часов, нежели на лекциях, так, например, при изучении языков изучение иных писателей, кроме тех, которые объясняются преподавателем...

    § 23. Живость преподавания

    живость, равно как и многие другие качества, отличающие хорошего преподавателя, есть дар природы. Постоянная веселость и бодрость духа, энергия и жизнь даже в органах речи и в движениях едва ли могут быть приобретены искусством. Не должно думать, однако же, как иные, кажется, думают, что живость состоит только или преимущественно в быстрых движениях, крике, декламации, жестах, в скорости речи или даже в шутках. Если только голос преподавателя не слаб и не усыпителен, обхождение не обнаруживает ни робости, ни брюзгливости, взор не устремлен неподвижно на книгу или тетрадь, вместо -того, чтобы обращаться на учеников; если только преподавание или лекция не состоит в монотонном рассказе, в скучном выспрашивании или даже чтении и диктовании, то даже тихий, спокойный, даже медленно изъясняющийся преподаватель может достаточно придать живости своему преподаванию посредством методы, возбуждающей ум и сердце, привлекающей новостию идей и оборотов. Он должен только иметь искусство и терпение, разными способами объяснять преподаваемое, доколе все не сделается понятным; он должен уметь дать вес тому, что существенно, даже медлительностию речи, важностию тона; он должен приучить себя говорить громко при напоминаниях и поправках ошибок, дабы все могли его понимать. Остроумное примечание и юмористическая выходка, тонкая ирония, кстати, могут быть допущены. Ученики должны заметить, что преподаватель всею душою предан своему делу, занимается им охотно, сам стремится к большему совершенству, знаком во всех частях со своею наукою, радуется успехам и знает все приемы. Он должен наблюдать различие в своих учениках по возрасту: с детьми он должен быть дитятем в добром смысле слова, с юношами юношею, - и он может быть уверен, что такое преподавание гораздо полезнее, нежели преподавание поверхностного крикуна. Положим, что он показался бы ученикам сперва слишком сухим и угрюмым, но они скоро узнают его истинную цену. Впрочем, наружность имеет свою важность. Преподавание немало оживляется, если учитель, вместо того чтобы неподвижно сидеть на кафедре, то стоит, то проходит по классу, приближается к ученику, смотрит на него. Но вообще, дисциплина должна помогать методе там, где обучаются многие, например в училище...

    Печатается по первому изданию: Руководство к дидактике, или науке преподавания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. Спб., 1837.

    В советской историко-педагогической литературе публикуется впервые. «Руководство...» включало следующие разделы:

    II. Частные правила преподавания: глава 1. Первые умственные упражнения; глава 2. Обозрение главных частей преподавания отечественного языка: а) о чтении и письме; б) преподавание грамматики; в) первоначальное и высшее образование слога; глава 3. Арифметика и математика; глава 4. О преподавании географии и истории; глава 5. О преподавании естественной истории, антропологии и начальных оснований философии; глава 6. Обучение иностранным языкам.

    «Руководства...». Дидактические понятия (общие и частные) вошли в обиход и надолго определили практику обучения и частично дальнейшие теоретические разработки по общей дидактике и методикам начального преподавания.

    Раздел сайта: