• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.
    Словарь физического и нравственного воспитания (отрывки)

    Словарь физического и нравственного воспитания (отрывки)

    Телодвижение

    Лакедемонцы (Лакедемонцы - жители греческой местности Лаконии на Пелопоннесе с главным городом Спарта (другое название жителей Лаконии - спартанцы).). первые назвали гимнастикою искусство упражнять тело для укрепления его. Действительно, они не боялись заставлять бороться не только мужчин, но и женщин полунагих; и сей род борьбы, при сохранении чистоты нравов и невинности, производился под покровительством законов...

    Телодвижение для людей и животных составляет соврожденную потребность, поелику натура тщательно вооружила нас к тому потребным механизмом; она совокупляет с ним драгоценнейшую мзду жизни - бодрое здравие сельских обитателей, если токмо сие напряжение мышц от владычествующих повелителей, нужд жизненных и роскоши, не будет напряжено до бессилия. Но наибольшая часть людей различных классов, противу собственной своей воли, начав от первого вельможи, подвержена заботам и пожертвованию силами телесными или душевными. Посему каждому человеку должно ежедневно от своих занятий и покоя уделять по одному часу или по два для телодвижения; и тот не бережет свое здоровье, кто не может выгадать и столько времени; в этом случае не служит отговоркою ни отягощение тела, ни дела, не терпящие отсрочки, ни что-либо другое. Эти два часа в сутки должно посвятить здоровью: а их достаточно будет к подкреплению круговращения крови; остается только вопрос: как оное употребить к достижению намерения? Сие правило драгоценнее, нежели довод о необходимости упражнения тела, и которое легко для всякого к исполнению, исключая ленивых.

    Недеятельность или бездействие причиняет расслабление в твердых частях, от чего последуют бесчисленные болезни; телодвижение же пособляет испарине, коей остановка производит множество недугов. Люди, слабые, тщедушные, хворые и те, коих упражнения не доставляют довольно движения, как-то: сидячие работники, люди ученые, должны дорожить телодвижением и так же оное распределять, как кушанье. Надобно совсем изгнать пагубное обыкновение оставаться долго в постели поутру. Утренний воздух наилучше укрепляет легкие и нервы. Очень хорошо поутру вставать рано вместе с восхождением солнца, потом расходиться, поездить на лошади или сделать другое какое телодвижение на вольном воздухе: от этого чувства наши будут свежее, дух веселее, аппетит сильнее, и все тело сделается крепче. Для сего должно только находить утреннее время приятным: ничто так не содействует к сохранению здоровья, как это.

    Телесное движение есть единственное лекарство людям недеятельным, кои жалуются на боли в животе, на непищеварение.

    Род телодвижения, приводящий большую часть членов в сотрясение, всегда пред прочими предпочтительнее, каковы, например, прогулки пешком, беганье, езда верховая, плавание, купание, возделывание земли, игра в волан и пр.

    Те, кои могут, должны два или три часа поездить на лошади, не за один раз; а другие должны употребить столько ж времени на прогулку пешком или на иное телодвижение: потому что оно никогда не должно слишком длиться. Усталость или утомление отнимает у нас все выгоды и не токмо не укрепляет, но даже расслабляет.

    Бездействие не токмо причиняет болезни, но еще людей делает бесполезными обществу и рождает всякие пороки. Когда душа не занята каким-нибудь полезным предметом, то гоняется за каким-либо удовольствием, мечтами или замышляет какое-нибудь дело худое. Недеятельность часто разрушает все благие намерения, для коих человек создан; но, напротив того, деятельная жизнь есть вернейшая хранительница здравия.

    Опыты вразумляют, что те люди достигали самой глубокой старости, кои имели частое и сильное движение, и притом на свободном воздухе; и потому поставьте необходимо нужным правилом для долговременной жизни: ежедневно, по крайней мере один час, быть в движении на открытом воздухе. Наилучшее к сему время перед обедом либо три или четыре часа после оного.

    Прогулка пешком производит аппетит, помогает варению желудка, пособляет обращению крови, следственно сохраняет здравие и пользует многие болезни.

    Беганье, столь пренебрегаемое в наши времена и предоставляемое единственно молодым людям, чувствующим в оном надобность, было у греков подчинено правилам гимнастики. Оно производит сильнейшее потрясение органов живота и груди; открывает скважины кожи, умножает теплоту, делает тело проворным, гибким и крепким.

    Танцы, или пляска, сверх выгод телодвижения имеют еще ту, что научают нас держать пристойно тело, дабы плечи выгибались назад, что дает более красоты и пространства груди. Они придают телу стройность и проворство; приводят в порядок месячные крови; приводя всю систему организма в движение, составляют вместе и превосходное средство для доставления телу правильного вида, стройной талии и легкости. Пляска во все времена у всех народов, даже у диких, была и ныне находится в употреблении; танцы как в кругу домашнем, так и в общественном кроме доставляемого ими удовольствия поддерживают и укрепляют здоровье.

    ... Но танцы для каждого возраста полезны только тогда, когда предаются им с умеренностью, с веселым духом и совершенною свободою, в зале пространной, где воздух чист и где нет пыли и сквозного ветра...

    т. е. когда человек действует так, как будто он бежит, размахивая руками и поднимая пятки как можно выше, не сходя притом с места, у греков считалось в числе гимнастических упражнений. Сей род моциона заслуживает и у нас подражания.

    Купание в воде, или плавание, принадлежит также к полезному и приятному моциону. Агатин, знаменитый римский врач, сказал: «Кто в маловременной своей жизни хочет наслаждаться здоровьем, тот должен чаще купаться в холодной воде».

    В Древнем Риме искусство плавать считалось в числе необходимых при всенародном воспитании. Плавание укрепляет нервы, сообщает телу гибкость и предохраняет оное от многих болезней. Сверх того, во многих случаях умение плавать спасает людей от смерти...

    Верховая езда, кажется, заслуживает перед прочими преимущество: ничто столько не производит лучших действий для ускорения движения крови, растворяя залегание и производя испарину, и ничто больше не производит внутреннего движения, как верховая езда. Она укрепляет слабое сложение, предупреждает чахотку, грудные болезни, ипохондрию и подагру.

    Воланы могут занимать в полной мере прекрасный пол, и сие телодвижение довольно сильно и полезно. Такова же и игра в горелки.

    Фехтование, так же как танцы, придает телу вид и осанку превосходную, походку непринужденную. Делает молодого человека ловким, способствует к развитию и поворотливости мускулов и в то же время есть самое лучшее движение для здоровья. От сего телодвижения делается твердость в ногах, походка приятная и воинственная и приобретается проворство и мужественность.

    Игра в шары или в кегли способствует обращению крови, производит испарину и много пособляет здоровью.

    Прыганье с высокого места вниз весьма вредно: оно может про-известь жестокое потрясение мозга и легкого; сверх сего, можно от того переломить ногу.

    Скакание на одной ноге и прыганье на одном месте, с веревкой или без веревки, суть также телодвижения.

    Декламирование или сказание слова или речи, чтение возвышенным голосом и пение

    Во многих хронических припадках дыхательных органов или когда оные заражены бездействием или леностью, наполнены будучи мокротами, чтение громкое, недолго продолжающееся, без усталости, повторяемое много раз в день, почитается превосходным целебным средством.

    Труд, работа, упражнение, занятие, трудолюбие

    Труд есть источник всех удовольствий, вернейшее лекарство от скуки.

    Нет благороднее того, кто трудом снискивает себе пропитание.

    Спеша делать то, что не к спеху, выигрываешь время для того, что нужно сделать к спеху.

    Труд ведет нас к счастию. Будем беречь время, воспользуемся каждою минутой и не упустим ни одной в праздной и суетной бесполезности.

    Скука не менее удручает, как и скорбь, простирая на всех свой яд; но она не смеет приблизиться к мудрецу, который, всю жизнь занимаясь пользою и добродетелию, составляет из них непрерывную цепь истинных удовольствий. Он почитает труд за первейшую обязанность, за друга людей и утешителя их, и, по его мнению, ничего не делать есть несносное бремя. В самом деле, сколь жалки сии беспечные существа, которые не умеют заниматься ничем полезным! Будучи бесполезны себе и другим, они мертвы на земле; или если и показывают какие-либо признаки жизни, то в беспорядках и пороках, кои всегда бывают неизбежным следствием праздности. Древние думали, что для предохранения юности от заразы разврата должно ее приучать к упражнениям и трудам телесным и душевным; а у афинян законы драконовы (). осуждали даже на смерть уличенного в праздной жизни.

    Никто исключительно не освобождается от труда: сколь ни были б мы богаты, но одолжены обществу, как члены его; а когда каждый, соразмерно своим способностям и силам, способствует общему счастию, то прилично ли нам подражать трутню, который пожирает только приготовленный запас, а сам не собирает?..

    Трудолюбие, единодушие и благоустройство никогда не остаются без награды. Здоровье и спокойствие суть плоды труда, который для всех истинное сокровище...

    Человек рождается на труды. Сия истина не токмо несомнительна, но и естественна нам и бывает источником нашего счастия. Свойство и духа и тела нашего требует, чтоб мы во всегдашнем были движении.

    и болезнями. Если бы совсем в нас течение крови и соков остановилось, то воспоследовала бы смерть. Посему и очень потребен труд, чтоб он вспомоществовал сему животворному течению, а через то бы укреплял здравие и продолжал жизнь.

    Да не токмо в трудах находит свое подкрепление тело, но и сама душа: силы ее и способности также всегда обращаются в своем роде движения, которое чем больше, тем мысль становится понятнее, разум просвещеннее, желание живее, воля деятельнее. А как душа с телом соединена теснейшим союзом, то чем больше труд укрепляет телесное здравие, тем более действуют силы душевные; чем более труд приводит тело в движение, тем больше очищаются мысли и способности души свежее становятся. А из сего без сомнения заключить должно, что труды назначил нам творец как наилучшее средство к сохранению сей жизни в покое, довольстве и благополучии. Кто же посмеет жаловаться на то, что человек родится на труды? Разве тот, который лучше почитает праздность, мать расслабления и источник пороков.

    И потому трудолюбивый обилует избытком, а праздный истаивает скудостью; рачительный муж снискивает себе дух благородный, а нерадивый потемняет сияние благородства своего; прилежный обогащает учением свой разум, а ленивый возрастает в невежестве...

    Мы естественно желаем себе всякого добра. Но что же требуется, чтобы сии спасительные семена в нас произросли и принесли благословенный плод? Требуется труд и прилежание. Через них обогатим разум познанием вещей, приучим волю к действительному последованию добра, изощрим память, язык уясним и приобретем некоторую привычку к честности. Посему, кажется, не всегда справедливы жалобы тех, кои не находят в себе способности к некоторым делам. Правда, не все способны ко всему, но не потому, чтобы они того от благого создателя не получили; но, получив, или пристойным воспитанием не возрастили, или леностью совсем сию божественную силу погасили.

    А хотя б и подлинно в ком были естественные препятствия, но и сии нередко побеждаются трудом...

    Печатается по изданию: Словарь физического и нравственного воспитания, составленный князем Парфением Енгалычевым. Спб., 1827. Ч. II.

    Впервые опубликовано в 1827 г. В советской историко-педагогической литературе публикуется впервые.

    «Словарь» П. Н. Енгалычева - - заметный памятник общепедагогической литературы первой трети XIX в. Это свод сведений по очень широкому кругу вопросов, расположенных в алфавитном порядке, своего рода педагогическая энциклопедия.

    Раздел сайта: