• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • О новом образовании народного просвещения в России (старая орфография)

    О новомъ образованiи народнаго просвещенiя въ Россiи

    24 Января державная рука АЛЕКСАНДРА подписала безсмертный указъ о заведенiи новыхъ училищъ и распространенiи Наукъ въ Россiи. Сей щастливый Императоръ – ибо делать добро миллiонамъ есть главное на земле блаженство – торжественно именуетъ народное просвещенiе важною частiю государственной системы, любезною сердцу ЕГО. Многiе Государи имели славу быть покровителями Наукъ и дарованiй; но едва ли кто нибудь издавалъ такой основательной, всеобъемлющiй планъ народнаго ученiя, какимъ ныне можетъ гордиться Россiя. ПЕТРЪ Великiй учредилъ первую Академiю въ нашемъ отечестве, Елисавета первый Университетъ, Великая ЕКАТЕРИНА городскiя школы, но АЛЕКСАНДРЪ, размножая Университеты и Гимназiи, говоритъ еще: да будетъ светъ и въ хижинахъ! Новая, великая эпоха начинается отныне въ Исторiи моральнаго образованiя Россiи, которое есть корень государственнаго величiя, и безъ котораго самыя блестящiя царствованiя бываютъ только личною славою Монарховъ, не отечества, не народа. Россiя, сильная и щастливая во многихъ отношенiяхъ, унижалась еще справедливою завистiю, видя торжество просвещенiя въ другихъ земляхъ и слабый, неверный блескъ его въ обширныхъ ея странахъ. Римляне, уже победители вселенной, были еще презираемы Греками за ихъ невежество, и не силою, не победами, но только ученiемъ могли наконецъ избавиться отъ имени варваровъ. Не одно народное славолюбiе – хотя оно, вопреки коварнымъ лицемерамъ смиренiя, есть душа Патрiотизма – не одно народное славолюбiе терпитъ отъ недостатка въ просвещенiи: нетъ, онъ мешаетъ всякому действiю благодетельныхъ намеренiй Правителя, на всякомъ шагу останавливаетъ его, отнимаетъ силу у великихъ, мудрыхъ законовъ, раждаетъ злоупотребленiя, несправедливости и – однимъ словомъ – не позволяетъ государству наслаждаться внутреннимъ, общимъ благоденствiемъ, которое одно достойно быть целiю истинно великаго, то есть добродетельнаго Монарха. АЛЕКСАНДРЪ, пылая святою ревностiю ко щастiю вверенныхъ ЕМУ миллiоновъ, избираетъ вернейшее, единственное средство для совершеннаго успеха въ СВОИХЪ великодушныхъ намеренiяхъ: ОНЪ желаетъ просветить Россiянъ, чтобы они могли пользоваться ЕГО человеколюбивыми уставами, безъ всякихъ злоупотребленiй и въ полноте ихъ спасительнаго действiя.

    Ревностная признательность наша къ деламъ сего Монарха не должна казаться неблагодарностiю въ разсужденiи ЕГО славныхъ и великихъ Предшественниковъ. Имя ПЕТРА и ЕКАТЕРИНЫ будутъ вечно сiять въ заглавiи Исторiи ума и просвещенiя въ Россiи; но чего они не могли сделать, то делаетъ АЛЕКСАНДРЪ, Который имеетъ щастiе царствовать после Нихъ, и въ девятомъ-надесятъ веке. Небо оставило ЕМУ славу и возможность увенчать Ихъ безсмертныя творенiя. Патрiоты съ гордостiю указывали иностранцамъ на великолепныя палаты столицъ, на знаки богатства и промышленности многочисленнаго купечества; съ гордостiю вводили ихъ въ блестящiя собранiя нашего дворянства, въ Университеты, въ Академiи, въ Гимназiи; но искреннiе, разумные иностранцы говорили намъ: ,въ Россiи уже много просвещенiя, но еще не довольно; въ неизмеримыхъ странахъ ея мы находили миллiоны жителей, осужденныхъ на вечное невежество: они еще не умнее своихъ предковъ и не имеютъ никакихъ способовъ умножать свои идеи, научаться опытами, успевать въ искусстве жизни и благородныхъ наслажденiй.» Рускiе ответствовали имъ, что сей родъ людей по самымъ связямъ гражданскаго общества кажется осужденнымъ на печальное варварство и невежество; но иностранцы звали насъ въ свои земли – и мы съ изумленiемъ видели въ разныхъ государствахъ Европы земледельцевъ трудолюбивыхъ, но просвещенныхъ, живущихъ съ прiятностiю, вкусомъ, мирно и щастливо – темъ щастливее, чемъ они просвещеннее[1]: мы видели заведенныя въ деревняхъ школы и детей поселянина награждаемыхъ за прилежность къ ученью; видели въ хижинахъ (не отвратительныхъ, но опрятныхъ и чистыхъ) книги и добрые нравы; говорили съ земледельцами и слышали, что они благословляютъ скромную долю свою въ гражданскомъ обществе, считаютъ себя не жертвами его, а благополучными подобно другимъ состоянiямъ, которыя все должны трудиться, хотя разнымъ образомъ, для пользы отечества и собственной. Рускiе Патрiоты, убежденные очевидною истиною, что человекъ и въ хижине и за плугомъ можетъ не обманывать видомъ своимъ, а быть въ самомъ деле человекомъ, верили тогда, что отечество наше имеетъ право ожидать новыхъ, еще великихъ благодеянiй отъ Трона въ разсужденiи государственнаго просвещенiя; они желали ихъ – и добродетельный АЛЕКСАНДРЪ, следуя влеченiю прекрасной души СВОЕЙ, исполнилъ ихъ желанiе. – Предупредимъ гласъ потомства, судъ Историка и Европы, которая ныне съ величайшимъ любопытствомъ смотритъ на Россiю; скажемъ, что все новые законы наши мудры и человеколюбивы, но что сей уставъ народнаго просвещенiя есть сильнейшее доказательство небесной благости Монарха, Который во всехъ СВОИХЪ подданныхъ желаетъ найти признательныхъ, всехъ всехъ считаетъ людьми.

    Теперь Дворянство Россiйское имеетъ случай доказать свое усердiе къ отечеству; доказать, что мы достойны такого Монарха и нашихъ предковъ, и что польза общая намъ всего любезнее. Заведенiе и надежный успехъ сельскихъ училищъ зависятъ отчасти отъ патрiотической ревности Дворянъ: они безъ сомненiя изъявятъ ее всеми возможными способами, и посредственность будетъ спорить съ избыткомъ въ знакахъ великодушной щедрости. Самая вернейшая опора политическихъ или государственныхъ правъ есть государственная добродетель; мы желали бы возвысить ее названiемъ безкорыстной: но Небу угодно было во всемъ соединитъ съ нею награду, какъ въ Морали, такъ и въ Политике. Дворянство никогда не упадало тамъ, где оно любило жертвы для общаго блага. Можемъ вспомнить нашу Исторiю: во времена бедствiй Россiи, когда самозванцы и Поляки терзали ея внутренность, народъ изъявлялъ удивительную привязанность къ Рускимъ Боярамъ, охотно следовалъ ихъ воле и за ихъ знаменами – отъ того, что Бояре трогательнымъ образомъ доказывали свою любовь къ отечеству, первые жертвовали именiемъ и жизнiю, забывали самую фамильную вражду (которая была тогда во всей силе) и думали единственно о спасенiи Россiи. Ныне, благодаря Провиденiю! времена спокойны, и мы не въ , но въ радостной одежде можемъ служить отечеству или АЛЕКСАНДРУ (къ щастiю, великiя имена Ихъ имеютъ для насъ одно значенiе); можемъ и должны исполнить надежду Монарха, Котораго человеколюбивая Политика удаляетъ отъ насъ кровопролитiе войны, но не для того, чтобы мы въ мирной тишине жили только для удовлетворенiя прихотямъ безразсудной роскоши, всегда не-моральной; можемъ старанiями, прiятными для благородной души, и частiю доходовъ своихъ способствовать славнейшему делу въ свете: просвещенiю народа и благу потомства. Чье сердце не трогается сею великою мыслiю, тотъ безъ сомненiя живетъ не въ свое время, и намъ остается жалеть объ его нещастiи; но о комъ изъ истинныхъ Дворянъ Рускихъ осмелимся такъ подумать? Кто изъ нихъ захочетъ обратить въ истину злословiе многихъ чужестранныхъ Писателей, представляющихъ насъ эгоистами и варварами? Нетъ, усердiемъ своимъ къ народному просвещенiю докажемъ, что мы не боимся его следствiй, и желаемъ пользоваться единственно такими правами, которыя согласны съ общимъ благомъ государства и съ человеколюбiемъ.

    Учрежденiе сельскихъ школъ несравненно полезнее всехъ Лицеевъ, будучи истиннымъ важнейшiй въ глазахъ Философа. Между людьми, которые умеютъ только читать и писать, и совершенно безграмотными гораздо более разстоянiя, нежели между неучеными и первыми Метафизиками въ свете. Исторiя ума две главныя эпохи: изобретенiе буквъ и типографiи; все другiя были ихъ следствiемъ. Чтенiе и письмо открываютъ человеку новый мiръ, особливо въ наше время, при нынешнихъ успехахъ разума. Сверхъ того мудрое Правительство еще умножаетъ пользу сельскаго ученiя, соединяя съ нимъ начальное основанiе Морали, простой, ясной, истинно человеческой и гражданской[2]. Дерзну сказать, что сочиненiе нравственнаго Катихизиса для приходскихъ училищъ достойно перваго Генiя въ Европе: такъ оно важно и благодетельно! – Можно предвидеть затрудненiя въ начале такого новаго для Россiи учрежденiя, особливо въ некоторыхъ отдаленныхъ Губернiяхъ; но время, опыты и великiя выгоды грамотнаго человека во всехъ отношенiяхъ сельской жизни наконецъ убедятъ земледельцевъ въ необходимости ученiя – и меры кроткаго понужденiя уступятъ действiю искренней охоты. Всего же более ответстеуетъ за успехъ то, что мудрое наше Правительство соединяетъ уважаемый народомъ санъ духовныхъ Пастырей съ должностiю сельскихъ учителей[3].

    числомъ, оживленные лучшимъ внутреннимъ образованiемъ, будутъ сильнее прежняго действовать на воспитанiе умовъ въ Россiи. Мысль отделить ученiе отъ другихъ частей государственныхъ, какъ систему особенную и целую, есть мудрая и благодетельная мысль; ученыя места должны зависеть только отъ ученыхъ – и Ректоръ, глава ихъ въ каждомъ округе, будучи самъ питомцемъ Наукъ, темъ ревностнее и действительнее можетъ стараться объ ихъ успехе. Доверенность, изъявляемая Монархомъ къ собранiю Профессоровъ, которые избираютъ своего начальника и правятъ не только Университетомъ, но и всеми окружными Гимназiями и другими школами, еще более возвышаетъ сей истинно-благородный санъ. Лучшiй способъ сделать людей достойными уваженiя есть уважать ихъ. Новыя выгоды и почести (право избранiя есть великая) данныя ученому состоянiю, большее число Профессоровъ и другихъ людей, къ нему принадлежащихъ, отныне твердо и надежно основываютъ его въ Россiи.

    Должно заметить еще две важныя, новыя идеи Устава. Великая ЕКАТЕРИНА знала необходимость образовать собственныхъ учителей для государства, которому назначено просветиться – и мы имели уже некоторыя педагогическiя заведенiя; но Кандидаты сего важнаго состоянiя людей редко оставались въ ихъ званiи, находя въ другихъ более личныхъ выгодъ. Теперь мудрый Законодатель взялъ меры для отвращенiя сего великаго зла: Кандидатъ педагогическiй долженъ по крайней мере 6 летъ бытъ учителемъ, чтобы перейти въ другую службу[4]. Ободренiя, назначаемыя для техъ, которые отличатся въ сей должности, могутъ также иметь весьма полезныя действiя[5]; сверхъ того всякой изъ нихъ по достоинству награждается пенсiею[6], которая великая идея есть побудить къ законоведенiю всехъ молодыхъ людей, желающихъ вступить въ гражданскую службу. Черезъ 5 летъ никто уже не будетъ определенъ къ должности, требующей юридическихъ и другихъ познанiй, не доказавъ, что онъ прiобрелъ ихъ систематическимъ ученiемъ. Нужно ли описывать все хорошiя следствiя такого закона? Правосудiе есть душа государственнаго порядка: не говоря о томъ, что Науки вообще благодетельны для Морали, скажемъ, что не столько злое намеренiе, сколько грубое невежество бываетъ причиною неправосудiя.

    власть единственно на то, чтобы возвысить достоинство человека въ неизмеримой Державе Своей. Естьли все просвещенныя земли съ особеннымъ вниманiемъ смотрятъ на сiю Имперiю (въ которой творческая сила человеколюбиваго Генiя действуетъ ныне живее, нежели где нибудь), то не одно любопытство раждаетъ его: Европа чувствуетъ, что собственный жребiй ея зависитъ некоторымъ образомъ отъ жребiя Россiи, столь могущественной и великой……

    Здесь глубокомысленный, важный умъ долженъ обуздать нетерпеливость добраго сердца, которое, пленяясь намеренiемъ, хочетъ немедленныхъ плодовъ закона благодетельнаго. Нетъ, великiя государственныя творенiя бываютъ медленны – такъ угодно Небу – и естьли Россiя въ одномъ смысле удивляетъ насъ своими быстрыми, щастливыми успехами, то съ другой стороны она же доказываетъ, сколь трудны, неровны и неспоры шаги государствъ къ цели гражданскаго просвещенiя. Историкъ означаетъ эпохи рожденiя и новыхъ силъ: надобны веки для полнаго образованiя. Какъ безъ надежды нетъ щастiя, такъ безъ будущаго нетъ великихъ делъ: въ немъ хранится венецъ ихъ. – Довольно, что сей безсмертный Уставъ для совершеннаго просвещенiя Имперiи нашей требуетъ только – вернаго исполненiя; а можно ли сомневаться въ исполненiи того, что Монархъ Россiи повелеваетъ Россiянамъ?

    Примечания

    5, стр. 49–61). Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., т. 3, стр. 348, изд. Смирдина. Авторъ говоритъ здесь о благодетельныхъ исследствiяхъ указа о заведенiи новыхъ училищь и распространенiи наукъ въ Россiи, о влiянiи этого указа на учителей, въ которыхъ прежде чувствовался недостатокъ, и о пользе учрежденiя сельскихъ школъ.

    Сноски

    1. Можно поставить въ примеръ Швейцарскихъ, многихъ Немецкихъ (особливо Голштинскихъ) и Англiйскихъ земледельцевъ, которые имеютъ библiотеки, сами работаютъ и богаты.

    2. См. 32 статью Устава.

    4. Статья 40.

    6. Статья 23.

    Раздел сайта: