• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • О новых благородных училищах, заводимых в России (старая орфография)

    О новыхъ благородныхъ училищахъ, заводимыхъ въ Россiи

    Письмо изъ Т*.

    Душа Правленiя нигде такъ быстро не действуетъ; нигде благотворныя его намеренiя такъ скоро не исполняются, какъ въ Монархiяхъ. Едва АЛЕКСАНДРЪ I объявилъ желанiе, достойное прекрасной души Его, желанiе способствовать просвещенiю въ Россiи и спасительнымъ успехамъ воспитанiя, уже во всехъ главныхъ городахъ нашихъ видимъ заводимыя благородныя училища, съ тою ревностiю, которая всегда одушевляетъ щастливыхъ подданныхъ добродетельнаго Государя: ибо они видятъ въ цели Его желанiй собственное благо свое и надеятся еще усерднымъ исполненiемъ доказать сердечную признательность, которая есть, такъ сказать, необходимость нежной и доброй души. Патрiотизмъ никогда не умиралъ въ Россiи, где ПЕТРЪ и ЕКАТЕРИНА царствовали, тамъ онъ могъ запастись благородною своею пищею на несколько вековъ; но теперь сiе великое чувство еще более въ насъ оживилось: новыя благодеянiя Трона украшаютъ судьбу Россiянъ, и Монархъ, юный летами, но зрелый мудростiю, открываетъ необозримое поле для всехъ надеждъ добраго сердца.

    благороднаго училища. Самые купцы, которые не могутъ участвовать непосредственно въ пользе его, хотели безкорыстно участвовать въ благодеянiи, доказывая темъ, что различныя состоянiя въ Россiи соединяются общею любовiю къ отечеству, и что благо одного есть удовольствiе другаго. Теперь все обещаетъ сему заведенiю цветущее состоянiе. Определенiе достаточныхъ суммъ на его потребности, избранiе способныхъ учителей, а всего более характеръ главнаго попечителя, достойнаго Начальника Губернiи, всеми уважаемаго и любимаго за его честность и справедливость. Вы согласитесь, что доверенность въ такомъ деле необходима для успеха. Иногда и самый Патрiотъ бываетъ скупъ на общественныя благотворенiя, когда онъ не уверенъ въ добродетели посредниковъ; но мы готовы ко всякимъ новымъ жертвамъ и пособiямъ, зная душу Начальника, и видя искреннее его усердiе ко благу новаго заведенiя.

    За несколько дней до открытiя училища я былъ свидетелемъ трогательной сцены, которая оставила во мне прiятныя впечатленiя. Является женщина въ бедномъ крестьянскомъ платье, съ двумя мальчиками, также бедно одетыми и бросается въ ноги къ Губернатору, и подавая ему бумагу, говоритъ: «Вотъ грамота на дворянство моего мужа, который умеръ въ горести и нищете! Вотъ дети мои! вотъ все, что имею! Государь милостивъ; у васъ доброе сердце: сжальтесь надъ моими сиротами! Умру спокойно, когда они будутъ приняты въ училище!» Мальчики въ ту же минуту стали на колени и съ умиленiемъ смотрели на Губернатора, который между темъ плакалъ отъ чувствительности – посадилъ мать на стулъ, обнималъ детей ея – сказалъ, что они уже питомцы АЛЕКСАНДРА – и въ ту же минуту велелъ принести для нихъ два ученическiе мундира (Питомцы имеютъ свой мундиръ). Признательность бедной женщины была неограниченна; она не находила словъ изъявлять ее. Благородныя дети (которыя до открытiя училища жили у Губернатора) окружили своихъ новыхъ товарищей и смотрели на нихъ дико; но услышавъ, что они подобно имъ дворяне и нещастливы своею бедностiю, бросились целовать ихъ и непременно хотели разделить съ ними все, что имели. – Никто изъ зрителей сего явленiя не остался съ сухими глазами, и каждый по своей возможности или чувствительности дарилъ бедную, но въ ту минуту радостную и щастливую мать.

    Судите по такому анекдоту о пользе новыхъ воспитательныхъ учрежденiй въ Россiи! Сколько бедныхъ дворянскихъ детей могутъ найти въ нихъ спасительное просвещенiе, те, которыя безъ сего способа остались бы въ невежестве и загрубели бы умомъ и сердцемъ? Самые небедные дворяне могутъ темъ воспользоваться: ибо воспитанiе сделалось у насъ предметомъ роскоши. Держать въ доме учителя, Француза или Немца, стоитъ ныне ежегодно около 1000 рублей; не всякой можетъ дать столько: да и какъ трудно сыскать хорошаго? Волны Революцiи выбросили къ намъ несколько порядочныхъ Французовъ; но теперь каждый изъ нихъ ждетъ голубя съ ветвiю, чтобы «изъ севернаго ковчега (какъ сказалъ мне одинъ Эмигрантъ) возвратиться на берегъ отечества.» Прежнiе Французы или состарелись или сделались ростовщиками; до Немцовъ мы не охотники, для того, что они дурно говорятъ по-Французски; а Рускихъ учителей мало, или совсемъ нетъ. Мысль прискорбная для всякаго патрiотическаго сердца! предметъ достойный вниманiя нашего мудраго Правительства! Оно конечно не имеетъ нужды въ нашихъ советахъ; но мы имеемъ право разсуждать о томъ между собою и спрашивать другъ у друга, какимъ способомъ можно заменить въ Россiи иностранныхъ учителей, не только для частнаго воспитанiя, но и для самыхъ ныне заводимыхъ благородныхъ училищъ? ЕКАТЕРИНА Великая думала о томъ, и хотела, чтобы въ Кадетскомъ Корпусе нарочно для сего званiя воспитывались дети мещанъ: къ нещастiю, редкiе питомцы следуютъ своему назначенiю, выходя изъ Корпуса; а все желаютъ чиновъ и вступаютъ въ службу. Не льзя ли возобновить мысль ЕКАТЕРИНЫ? не льзя ли более утвердить сiю цель воспитанiя мещанскихъ Кадетовъ? не льзя ли сравнять для нихъ выгоды учительскаго званiя съ выгодами чиновъ? или не льзя ли завести особенной педагогической школы, для которой Россiйское дворянство въ нынешнiя щастливыя времена не пожалело бы денегъ? оно съ радостiю платило бы ихъ Немецкимъ Профессорамъ, которыхъ надлежало бы призвать въ Россiю для образованiя учителей: ибо Педагогика нигде такъ не усовершенствована, какъ въ Германiи. Ныне все мысли радостныхъ Патрiотовъ устремлены на пользу отечества: и такъ не мудрено, что мы говоримъ о потребностяхъ воспитанiя, которое есть основанiе частнаго и государственнаго благоденствiя – а у насъ не будетъ совершеннаго моральнаго образованiя, пока не будетъ Рускихъ хорошихъ учителей, которые единственно могутъ вселять въ юное сердце чувства и правила добраго Россiянина. Никогда иностранецъ не пойметъ нашего естественнаго или народнаго характера, и следственно не можетъ сообразоваться съ нимъ въ воспитанiи; никогда онъ съ чувствомъ не скажетъ слова о Россiи, о ея Герояхъ, народной чести, и не воспалитъ въ ученике искръ Патрiотизма. Иностранцы весьма редко отдаютъ намъ справедливость. Мы ихъ ласкаемъ, награждаемъ; а они, выехавъ за Курляндской , смеются надъ нами или бранятъ насъ, выдумываютъ соблазнительные анекдоты, и печатаютъ нелепости о Рускихъ; другiе повторяютъ за ними, и говорятъ: «это не сомнительно, ибо Господинъ N. N. долго жилъ въ Россiи и пользовался откровенною дружбою знатныхъ людей!» Я могъ бы выписать здесь несколько страницъ изъ книги, читаемой ныне во всей Европе, къ стыду – не Россiи, ибо ложь достойна только презренiя – а гнуснаго Автора, Члена Парижскаго Института, естьли не ошибаюсь: сiя выписка доказала бы, сколь неосторожно вверяемъ мы воспитанiе детей нашихъ иностранцамъ, между которыми бываютъ такiе изверги неблагодарности и злобы! Но мне совестно, что я имелъ любопытство читать такую книгу – и не хочу въ нее снова заглядывать. Скажу только: можно ли сравнять выгоду хорошаго Французскаго произношенiя съ униженiемъ народной гордости? ибо народъ унижается, когда для воспитанiя имеетъ нужду въ чужомъ разуме. Беда не велика, естьли мы не только дурно произносимъ, но и дурно пишемъ по-Французски; беда не велика, естьли и въ самой Министерской бумаге сделана грамматическая ошибка: политическая логика выше Грамматики, и Рускому не много словъ надобно; пока есть у него хлебъ, железо, сила въ руке, а въ груди любовь къ Отечеству.

    Некоторые возразятъ мне, что у насъ держатъ Французовъ только для одного языка, и что сами родители образуютъ между темъ нравственность детей. Я замолчу, естьли надобно быть учтивымъ; но естьли надобно быть искреннимъ, то спрошу: кто бываетъ съ детьми въ те часы, когда отецъ судитъ въ суде, ездитъ на поклонъ, играетъ въ Бостонъ – когда мать танцуетъ на бале? многiе ли отцы и матери проводятъ съ детьми время свое?

    Не говорю, чтобы мы вдругъ и теперь же могли обойтись безъ иностранныхъ учителей; но – должно взять меры; а пока ихъ не возмемъ, то не будетъ и надежды когда нибудь обойтись безъ иностранцевъ.

    съ радостiю, что въ Его благодатное царствованiе дозволено желать всякаго мирнаго добра для Россiи. Будемъ храбрыми солдатами, хорошими земледельцами, умными и честными купцами, въ душе и чувствахъ благородными дворянами, совестными судьями не только въ Совестномъ, но и во всехъ судахъ; будемъ не скупыми, но бережливыми, чтобы разоренiе и честнаго не сделало безчестнымъ; будемъ читать хорошiя книги, чтобы иностранцы не называли насъ невеждами; а более всего будемъ хорошо воспитывать детей нашихъ!.. и скоро Руской, подъ скипетромъ АЛЕКСАНДРА, никому не позавидуетъ!

    N. N.

    Примечания

    8, стр. 358–366), подписано N. N. (Карамзинъ?). Здесь говорится объ открытiи въ городе Т. училища и о пользе распространенiя такихъ заведенiй; въ конце авторъ говоритъ о вредныхъ последствiяхъ воспитанiя детей, порученныхъ иностранцамъ.

    Раздел сайта: