• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1897"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    3. Волкова Н. Е.: Николай Михайлович Карамзин и Тверь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    5. Эйдельман Натан: Последний летописец. Краткий список использованных материалов
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    6. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Одинокое путешествие
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    8. Каченовский М. Т.: История государства Российского. Том XII
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Отрывки из документов
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    10. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Письма о воспитании благородной девицы и об обращении ее в мире (в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Итоги
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    13. Эйдельман Натан: Последний летописец. После
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    15. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    16. Мирзоев Е. Б.: Консервативная концепция Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    17. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья четвертая. О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    18. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Куда может завести физиогномика
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    19. Буслаев Ф. И.: Письма русского путешественника
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    20. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: консерватизма» историка (1). Поэтому, как верно заметила Л. Г. Кислягина, «если историческая концепция Карамзина раскрывает его политическую программу, то политическая дает ключ к пониманию его исторической концепции» (2). Здесь, как нам представляется, необходимо сделать краткое отступление. Речь идет о том, что в большинстве работ, посвященных карамзинскому творчеству, приоритет в исследовании тех или иных проблем отдавался, в первую очередь, как раз вопросам формирования и эволюции идеи самодержавия в политической доктрине Карамзина. Об этом свидетельствует подробное освещение многих сторон данной проблемы в трудах Ю. М. Лотмана, Л. Г. Кислятиной, Н. В. Минаевой и др. Нас же в контексте рассматриваемой темы интересуют прежде всего те позиции историка, которые позволяют говорить о российском самодержавии преимущественно как об основе самобытного и творческого исторического движения России. Нельзя утверждать, что в отечественной научной литературе не было подобного рода разработок. Краткие замечания по данному вопросу можно найти в трудах Н. Л. Рубинштейна (3). В статьях Г. П. Макогоненко в той или иной форме обязательно звучала мысль, что история Карамзина запечатлела не только его политический идеал, «но и его художественную концепцию национального русского характера, русского народа» (4). В учебном пособии «Историография истории СССР» содержатся небольшие ссылки на характерный для русского мыслителя «переход от западничества к национализму» (5). В книге М. А. Алпатова «Русская историческая мысль и Западная Европа» данной стороне проблемы посвящено несколько страниц (6). Уже в «Письмах русского путешественника» можно найти мысль, содержащую в зародыше будущее обращение автора к...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература Литература Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. 1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 255-262. 2. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). Спб., 1912. 3. Алешинцев И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в.: Исторический очерк. Спб., 1908. 4. Андреев В. Очерки по истории образования и литературы в России. Спб., 1872. 5. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. 6. Демков М. И. История русской педагогии. Ч. 1-3. 2-е изд. М., 1909; 3-е изд. М., 1913. Ч. 3: Новая русская педагогия (XIX в.). 7. Демков М. И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. 2-е изд., испр. и сокр. М., 1915. 8. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. Спб., 1884. 9. История социальных учений. Ч. 4. М., 1974. 10. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. 3-е изд. М., 1930. 11. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг., 1915. 12. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под...
    3. Волкова Н. Е.: Николай Михайлович Карамзин и Тверь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: в некоторой степени была автобиографична. В 1789 г., продав имение братьям, Н. М. Карамзин отправляется в Европу - на 18 месяцев. По возвращении опубликовал «Письма русского путешественника», привлекшие внимание русской читающей публики изящностью изложения своих впечатлений от всего увиденного в Европе, «своим слогом, появляется выражение «язык Карамзина», ему стали подражать». Н. М. Карамзин стал издателем первого русского журнала под названием «Московский журнал», где публикует и свои сочинения, в т. ч. сентиментальную повесть «Бедная Лиза». В 1801 г. Карамзин женится на Е. Н. Протасовой, родственнице своих друзей Плещеевых. Брак был счастливым, но после рождения дочери Софьи (1802-1856) через месяц супруга скончалась от чахотки. В это же время он начинает издавать новый журнал - «Вестник Европы» - с благополучной судьбой. Н. М. Карамзин увлекается русской историей, с помощью попечителя Московского учебного округа М. Н. Муравьёва получает доступ в архивы, появляются первые главы рукописи «Истории государства Российского», и в 1804 г. ему присваивают чин историографа (отсутствующий в Табеле о рангах) указом императора Александра I. В 1804 г. Карамзин женится на сестре князя П. А. Вяземского Екатерине Андреевне (1780-1851), «мадонне», ставшей позднее хозяйкой литературного...
    4. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее в иностранных пансионах Симбирска и Москвы, одновременно посещая лекции в университете. В 1781 поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые лит-ые опыты (перевод идиллии "альпийского Феокрита" Гесснера "Деревянная нога", 1783, и др.). В 1784 вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с видными деятелями масонства Новиковым и Шварцем. С первых же шагов лит-ая деятельность К. протекала под знаком повышенного увлечения творчеством немецких и, в особенности, английских писателей-сентименталистов, к к-рому присоединялось еще влияние Оссиана, Руссо и Шекспира. В 1789--1790 К. предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию), результатом к-рой было опубликование знаменитых "Писем русского путешественника", сразу поставивших К. во главе нового лит-ого направления. По возвращении зажил в качестве профессионального литератора в Москве, приступив к изданию "Московского журнала" 1791--1792 (первый русский лит-ый журнал, в котором среди других произведений К. появилась упрочившая его славу повесть "Бедная Лиза"), затем ряда сборников и альманахов: "Аглая", "Аониды", "Пантеон иностранной словесности"; вел отдел "смеси" в "Московских ведомостях"; свои произведения, напечатанные в "Московском журнале", издал отдельным сборником "Мои безделки". С масонами, от к-рых К. отталкивала...
    5. Эйдельман Натан: Последний летописец. Краткий список использованных материалов
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Карамзина). Центральный Государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и государственного управления СССР: фонд 728 (рукописное собрание Зимнего дворца). Центральный Государственный исторический архив СССР: фонд 951 (Н. М. Карамзина). II. Литература Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20. М., 1961. Архив братьев Тургеневых. Вып. 1-3, 5 - 6. Спб.; Пг„ 1911 - 1921. Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. Пг., 1915. Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. Спб., 1878. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. I, V - VII, X. М., 1953 - 1956. Батюшков К. Н. Сочинения. Т. I - III. Спб., 1885 - 1887. Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь "умственные плотины". М., 1972. Верещагина Е. И. Маргиналии и другие пометы декабриста Н. М. Муравьева на "Письмах русского путешественника" в 9-томном издании "Сочинений" Карамзина 1814 года. - В сб.: Из коллекций редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1981. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. Т. I, П, VIII, XII. Спб., 1878 - 1896. Вяземский П. А. Записные книжки. М., 1963. Герцен А. И. Собрание сочинений в ЗО-ти т. Т. VI, VII. М., 1955 - 1956 Гиллельсон М. И. Письма Н, М. Карамзина к С. С. Уварову. - В сб.: XVIII век. Вып. 8. Л., 1969. Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969. Григорьев Аполлон. Литературная критика. М., 1967. Декабристы - критики "Истории Государства...
    6. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Одинокое путешествие
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: почтенные», и именовал Карамзина и его сторонников: «господа журналисты и большая часть молодых людей (нынешнего образа мыслей)» [472] , но отныне для Карамзина нападки стариков дополняются критикой из лагеря молодых. Еще в конце 1790-х годов юноша Андрей Иванович Тургенев — старший из четырех братьев Тургеневых [473] , встретя Карамзина в московской книжной лавке, написал ему отрочески-восторженное письмо, которое так и не решился отправить, но уже в марте 1801 года на заседании «Дружеского литературного общества» он со всем пылом ниспровергателя авторитетов объявил влияние Карамзина вредным. Здесь в самом начале нового века в полуразрушенном домике около Новодевичьего монастыря в Москве, где собирались молодые члены общества, впервые были произнесены обвинения, которые потом неоднократно предъявляли Карамзину «молодые якобинцы» (выражение Пушкина): «Скажу откровенно: он более вреден, нежели полезен нашей литературе, и с тою же откровенностию признаюсь, что и сам я и, может быть, не я один лучше желал написать то, что он, нежели все эпические наши поэты. Он вреден потому еще более, что пишет в своем роде прекрасно; пусть бы русские...
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    Часть текста: СЕЙ МИР В ЕГО МИНУТЫ РОКОВЫЕ…» Оценивая итоги заграничного путешествия Карамзина, проницательный Кутузов писал Настасье Плещеевой: «Может быть, и в нем произошла французская революция?»  [156] Революция не была предусмотрена никаким предварительным планом вояжа, в котором Париж отнюдь не занимал центрального места. Революционный Париж сам ворвался в планы путешественника, все перемешал, передвинул, потребовал себе центрального места и главного внимания. В тексте «Писем» приложено много усилий для того, чтобы представить пребывание в Париже увеселительной прогулкой беспечного вояжёра. Попытаемся, насколько это возможно и ни на минуту не теряя из виду гипотетического характера наших реконструкций, все же восстановить биографическую реальность пребывания Карамзина в Париже, Мы уже знаем, что в Женеве Карамзин запасся рекомендательным письмом к Жильберу Ромму. Свидание Карамзина с Роммом и, бесспорно, с Павлом Строгановым, состоялось. Какие впечатления мог Карамзин вынести из этой встречи? Кто встретил Карамзина, когда он переступил порог парижского дома Жильбера Ромма? Мы уже говорили, что Жильбер Ромм был ученый математик и суровый республиканец. Это была одна из натур, взращенных эпохой «соединения теории с практикой,...
    8. Каченовский М. Т.: История государства Российского. Том XII
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: столь самовластно господствовали над умами современников, как наш покойный историограф, и немногие столь постоянно удерживали за собою право завидного повелительства в области литературы. Позволялось не иметь понятия о бессмертных образцах древней словесности, об источниках знаний и вкуса: но - не читать Карамзина значило не любить никакого чтения; не говорить о Карамзине было то же, что не пламенеть усердием к его славе; говорить об нем без восторга было то же, что обнаруживать (мнимое) зложелательство к его особе; находить погрешности в его писаниях значило обрекать себя в жертву ядовитым ветреникам или даже исступленным гонителям. Кавалеры, дамы, очарованные красотами разительнейших мест в Бедной Лизе, в Наталье боярской дочери, долго, долго хранили сладостные впечатления юного возраста и новому поколению передавали чувства безусловного удивления к автору прекрасных сказочек. Все в руках Карамзина превращалось в чистое золото: обыкновенная журнальная статейка шла за вековечный памятник преобразования русского языка и словесности; неуместная попытка в историческом романе заставить москвитянина и новгородку XV века ораторствовать, подобно Ливиевым 6 и Саллюстиевым 7 гражданам древнего Рима, принята за образец витийства, ...
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Отрывки из документов
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: просвещения гр. Разумовскому письмо, отправив его с оказией: Милостивый государь граф Алексей Кирилович! Имея толь верный случай, решился писать к в.<ашему> с.<иятельству> и о том, чего бы не хотел вверить почте. Ревнуя о едином благе, стремясь к единой цели, не могу равнодушно глядеть на распространяющееся у нас уважение к сочинениям г. Карамзина; вы знаете, что оные исполнены вольнодумческого и якобинского яда. Но его последователи и одобрители подняли теперь еще более голову, ибо его сочинения одобрены пожалованием ему ордена и рескриптом его сопровождавшим. О сем надобно очень подумать, буде не для нас, то для потомства. Государь не знает, какой гибельный яд в сочинениях Карамзина кроется. Оные сделались классическими. Как могу то воспретить, когда оные рескриптом торжественно одобрены. Карамзин явно проповедует безбожие и безначалие. Не орден ему надобно бы дать, а давно бы пора его запереть; не хвалить его сочинения, а надобно бы их сжечь. Вы не по имени министр просвещения, вы муж ведающий, что есть истинное просвещение, вы орудие Божие, озаренное внутренним светом, и подкрепляемое силою свыше; вас без всякого искания сам Господь призвал на дело его и на распространение его света; в плане неисповедимых судеб его вы должны быть органом его истины, вопиющим против козней лукавого и его проклятых орудий. И вы, и я дадим ответы пред судом Божиим, когда не ополчимся противу сего яду, во тьме пресмыкающегося и не поставим оплота сей тлетворной воде, всякое благочестие утопить угрожающей. Ваше есть дело открыть государю глаза и показать Карамзина во всей его гнусной наготе, яко врага Божия и врага всякого блага и яко орудие тьмы. Я должен сие к вам написать, дабы не иметь укоризны на совести; если бы я не был попечитель, я бы вздыхал, молился и молчал, но уверен будучи, что...
    10. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: английский, итальянский языки. Вырос в деревне отца. В 14 лет Карамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И. М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781. Одновременно посещал лекции в университете.     В 1781 (в некоторых источниках указан 1783) по настоянию отца Карамзин был определен в лейб-гвардии Преображенский полк в Петербурге, куда записан был еще малолетним, но в начале 1784 вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу "Золотого венца". По совету И. П. Тургенева, являвшегося одним из основателей ложи, в конце 1784 Карамзин переехал в Москву, где вступил в масонское "Дружеское ученое общество", членом которого был и Н. И. Новиков, оказавший большое влияние на формирование взглядов Николая Михайловича Карамзина. Одновременно он сотрудничал с журналом Новикова "Детское чтение". Членом масонской ложи Николай Михайлович Карамзин был до 1788 (1789). С мая 1789 до сентября 1790 он объехал Германию, Швейцарию, Францию, Англию, побывав в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже, Лондоне. Вернувшись в Москву, стал издавать "Московский Журнал", имевший по тем временам весьма значительный успех: уже в первый год у него было 300 "субскрибентов". Журнал, не имевший штатных работников и наполнявшийся самим Карамзиным, просуществовал до декабря 1792. После ареста Новикова и печати...