• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1917"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья первая. К историографии творчества Карамзина
    Входимость: 4. Размер: 47кб.
    2. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    4. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    5. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    6. Балдин Андрей: Протяжение точки. Увидеть слово
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    7. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 20 февраля 1817 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    9. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Автобиография и построение самого себя
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    11. Муравьев В. Б.: Карамзин. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    13. Эйдельман Натан: Последний летописец. Суд потомства
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    16. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Карамзин творит Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    17. Балдин Андрей: Протяжение точки. Четыре истории
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    18. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Предварительные правила народного просвещения (в сокращении). Глава I. О заведении училищ
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Продолжение путешествия по Швейцарии
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    20. Пророчество на 1799 год, найденное в бумагах Нострадамуса
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья первая. К историографии творчества Карамзина
    Входимость: 4. Размер: 47кб.
    Часть текста: возможность делать глупости в настоящем, могут в своих мечтах и планах вертеть по своему будущим, то они, по крайней мере, не могут изменить прошедшего… Среди тревог настоящего, среди опасений за будущее, что было бы с нами, если бы и наше прошедшее было делом сомнительным и ненадежным? Н. Н. Страхов В переломные периоды истории, подобные тому, который переживает в настоящее время российское общество, с особой остротой возникает вопрос о соотношении старого и нового, прошедшего и будущего, отжившего свой век и только начинающего жить. В этой связи неизбежно возрастает интерес как к историческому прошлому страны в целом, так и к изучению наследия отечественной социально-политической мысли в частности. В рамках такой ретроспективной направленности научных исследований не вызывает особого удивления повышенное внимание к истории консервативных общественно-политических учений. Более того, в обществе формируется определенного рода мода на консерватизм, что, конечно же, не случайно и, отражая реальные потребности, во многом объясняется ощущением «политической “безродности” или...
    2. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: А. Г. Варнека, Дамона Ортолани. В большинстве случаев выполнялись они для книг - к прижизненным и посмертным изданиям сочинений писателя или работам о нем. Поэтому каждый новый портрет Карамзина, не имеющий живописного прототипа и не повторяющий уже известную композицию, представляет большой интерес. В связи с этим приобретение литографированного портрета Н. М. Карамзина 1 работы талантливого художника Е. И. Гейтмана явилось своего рода событием, тем более что художественные достоинства портрета выгодно отличали его от многих известных изображений писателя. Авторство Гейтмана не вызывало сомнения: внизу справа на листе есть литографированная (правда, плохо различимая) подпись: "Рис. на кам. Е. Гейт". Портрет не был датирован. Отталкиваясь от возраста изображенного на нем Карамзина (1766--1826), его можно было отнести к 1820-м - последним годам жизни писателя. В Русский музей лист поступил из собрания П. В. Губара, 2 к нему он, в свою очередь, в 1917 г. попал из первоклассной коллекции Н. К. Синягина: 3 литография была смонтирована по паспарту с его штампом и имела карандашную подпись: "Н. М. Карамзин". Портрет Н. М. Карамзина пришел из таких хороших рук (П. В. Губар увлекался пушкинским временем и прекрасно знал его), что не оставлял сомнений относительно изображенного лица. Автор портрета - Егор Иванович Гейтман (1800--1829) - был широко известен в свое время. Гравер пунктиром и литограф, ученик Н. И. Уткина...
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: и первой половине XIX в. общая политическая ситуация в Европе, в том числе и в России, складывалась под влиянием буржуазно-демократических движений вообще и буржуазно-национальных в частности. Во всех странах Европы росло освободительное движение, которое проявлялось в стихийных крестьянских восстаниях, в организованных выступлениях буржуазно-демократических элементов. Повсеместно отмечалось обострение классовой борьбы. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. характеризовалось дальнейшим углублением процесса разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Развитие капиталистических отношений, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами ставили новые задачи перед существующей системой образования. Новые средства транспорта, новые машины и оборудование требовали специально подготовленных работников, имеющих профессиональное образование. К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х гг. XVIII в. К 1800 г. насчитывалось всего 315 училищ, в которых обучалось 18 128 учащихся мужского и 1787 - женского пола. В них преподавали 790 учителей ( См.: Сборник материалов для истории просвещения в России. Т. I. Спб., 1893. С. 339 - 340. ) . Но стране необходимо было гораздо больше образованных людей. Остро осознается важность и необходимость расширения начального образования как основы всей системы народного просвещения. Возникает вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ, так как без этого невозможно было осуществить назревшие практические вопросы просвещения. Французская революция конца XVIII в. выдвинула требование всеобщего и бесплатного начального образования. Идея народного образования, общего для всех граждан, бесплатного в пределах знания,...
    4. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    Часть текста: русского литературного языка, отец-основатель отечественной историографии и русского сентиментализма. Вклад Н. М. Карамзина в русскую культуру трудно переоценить. Вспоминая всё, что успел сделать этот человек за краткие 59 лет своего земного существования, невозможно пройти мимо того факта, что именно Карамзин во многом определил лицо русского XIX века – «золотого» века русской поэзии, литературы, историографии, источниковедения и других гуманитарных направлений научного знания. Благодаря лингвистическим поискам, направленным на популяризацию литературного языка поэзии и прозы, Карамзин подарил своим современникам русскую литературу. И если Пушкин – это «наше всё», то Карамзина смело можно назвать «нашим Всем» с самой большой буквы. Без него вряд ли были бы возможны Вяземский, Пушкин, Баратынский, Батюшков и другие поэты так называемой «пушкинской плеяды». «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману,...
    5. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    Часть текста: было одной из главных причин, побудивших Карамзина заняться историей. Еще в середине прошлого века его младший друг и современник князь П. А. Вяземский утверждал, что в потребности изучения прошлого России находят «вдохновение и основы консерватизма» историка (1). Поэтому, как верно заметила Л. Г. Кислягина, «если историческая концепция Карамзина раскрывает его политическую программу, то политическая дает ключ к пониманию его исторической концепции» (2). Здесь, как нам представляется, необходимо сделать краткое отступление. Речь идет о том, что в большинстве работ, посвященных карамзинскому творчеству, приоритет в исследовании тех или иных проблем отдавался, в первую очередь, как раз вопросам формирования и эволюции идеи самодержавия в политической доктрине Карамзина. Об этом свидетельствует подробное освещение многих сторон данной проблемы в трудах Ю. М. Лотмана, Л. Г. Кислятиной, Н. В. Минаевой и др. Нас же в контексте рассматриваемой темы интересуют прежде всего те позиции историка, которые позволяют говорить о российском самодержавии преимущественно как об основе самобытного и творческого исторического движения России. Нельзя утверждать, что в отечественной научной литературе не было подобного рода разработок. Краткие замечания по данному вопросу можно найти в трудах Н. Л. Рубинштейна (3). В статьях Г. П. Макогоненко в той или иной форме обязательно звучала мысль, что история Карамзина запечатлела не только его политический идеал, «но и его художественную концепцию национального русского характера, русского народа» (4). В учебном пособии «Историография истории СССР» содержатся небольшие ссылки на характерный для русского мыслителя «переход от западничества к национализму» (5). В книге М. А. Алпатова «Русская историческая мысль и Западная Европа» данной стороне проблемы посвящено ...
    6. Балдин Андрей: Протяжение точки. Увидеть слово
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: и Пушкин  УВИДЕТЬ СЛОВО Именно увидеть. Тут все сюжеты о смотрении и видении. Русский язык смотрит в «зеркало» пушкинской эпохи и наблюдает себя в состоянии, которое мы по умолчанию признаем за образцовое. Мы об этом не задумываемся: для нас пушкинская норма есть нечто само собой разумеющееся. Но эта привычка не отменяет факта сосуществования двух языков — современного и того, «идеального». Лучше так: настоящего — и настоящего совершенного. Грамматический казус, который, однако, вполне нас устраивает. Два языка существуют разом, сию секунду, сейчас. Их не разделяют прошедшие двести лет. История между ними как будто отменена, и мы — мимо истории — смотрим прямо в ту эпоху. Тогда явился этот «настоящий совершенный язык», в который мы заглядываем теперь, как в волшебное зеркало. * * * Мы без труда различаем эти годы; с рождением Пушкина расходятся кулисы нашей памяти. Первые годы правления Александра I, война 1812 года, драма декабристов, восстание на Сенатской: все видно— эта эпоха в нашем воображении написана полными красками. Для многих она составляет...
    7. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 20 февраля 1817 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 20 февраля 1817 г. Оболенскому А. П.  С. Петербург, 20 фев. 1817. Почтенный Друг наш! Мы разделяем Ваше беспокойство о Князе Александре Федоровиче 1 : отврати Бог этот удар! Будем еще надеяться. Убедительно прошу Вас, любезнейший Князь, сделать мне одолжение, представить князя П. И. Шаликова 2 в помощники издателя Ведомостей 3 , который идет в отставку. Спасите от жестокой бедности доброго мужа и отца. Ручаюсь Вам, что он хороший человек и пишет лучше многих наших авторов. Иван Иванович Дмитриев 4 знает и любит его. Хотя дети наши и не совсем здоровы, однакож не жалуемся. Здешнею жизнию не скучаем, хотя и не веселимся. Видим добрых приятелей: других редко. Не сомневаюсь в действии моей просьбы. Спешу отправить письмо на почту. Целую ручку у любезнейшей княгини, обнимаю Вас и всех ваших. Навеки преданный Вам Н. Карамзин. Адрес : Его Сиятельству Милостивому Государю Князю Андрею Петровичу Оболенскому в доме его на Рожественке в Москве . Примечания Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 281, оп. 2, ед. хр. 44, лл. 22--23). Публикуется впервые. 1 Щербатов Александр Федорович (1772--1817), князь, генерал-майор, участник войны 1812--1814 гг. Был мужем Варвары Петровны, урожд. Оболенской, родной сестры А. П. Оболенского. 2 Шаликов Петр Иванович (1768--1852), князь, поэт-сентименталист, журналист, переводчик. В 1823--1833 гг. - издатель "Дамского Журнала". 3 Имеется в виду газета "Московские Ведомости", издававшаяся в 1756--1917 гг. В 1813--1836 гг. П. И. Шаликов был ее редактором. 4 См. No 11, примеч. 2.
    8. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    Часть текста: современности и обаяния. Имена этих писателей известны всем, а книги их многие века привлекают читателей. Однако культура — это не только определенное количество результатов, достижений, которыми пользуются все, а литература — не просто сумма гениальных произведений, выдержавших испытание временем. Живая культура — это движение, связывающее прошедшее с будущим, это, по выражению одного из поэтов XVIII века, радуга, которая Половиной в древность наклонилась, А другой в потомстве оперлась. Великие произведения искусства — предмет наслаждения для читателей разных поколений — не появляются неожиданно. Они органически вырастают в потоке движения, в котором главную массу составляют писатели и книги, быстро забываемые потомками. Но без понимания роли и значения этих не гениальных, забытых писателей теряется живое восприятие искусства. Оно превращается в собрание шедевров, гениальных в отдельности, но не связанных между собой логикой культурного движения. К числу литераторов, направлявших в свое время развитие культуры, но далеких от эстетических представлений современного читателя, принадлежит и Карамзин. Даже образованный человек наших дней знает Карамзина только как автора чувствительной и архаичной «Бедной Лизы», а его «Историю» помнит по нескольким пушкинским эпиграммам. Канонизированный гимназическими и школьными учебниками «мирный» образ Карамзина противоречит тому, что мы знаем об исторической судьбе его наследия. Он не объяснит нам, почему на протяжении многих лет, перейдя за грани жизни писателя, творчество его вызывало страстное поклонение и пылкое осуждение, любовь и ненависть. Молодой Пушкин осыпает Карамзина эпиграммами, а в 1836 году ...
    9. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: – деятелей пушкинского периода, золотого века русской литературы. Родился 1 декабря 1766 года, и за свои пятьдесят девять лет прожил интересную и насыщенную жизнь, полную динамизма и творчества. Образование он получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора М. П. Шадена, который являлся апологетом семьи, видел в ней хранительницу нравственности и источник образования, в котором религия, начало мудрости, должна была занимать ведущее место. Наилучшей формой государственного устройства Шаден считал монархию, с сильным дворянством, добродетельным, жертвенным, образованным, ставящим во главу угла общественную пользу. Влияние подобных взглядов на Карамзина неоспоримо. Потом явился в Петербург для службы и получил чин унтер-офицера. Далее работал в качестве переводчика и редактора в различных журналах, сближается со многими известными людьми того времени, Н. И. Новиковым. Затем более года (с мая 1789 по сентябрь 1790) путешествует по Европе; во время путешествия делает записки, после обработки которых появляются знаменитые «Письма русского путешественника». Н. И. Новиков Познание прошлого и настоящего привело Карамзина к разрыву с масонами, которые были довольно влиятельны в России в конце XVIII в. Он возвращается на родину с широкой программой издательской и журнальной деятельности, надеясь способствовать просвещению народа. Создает «Московский журнал» (1791-1792 гг.) и «Вестник Европы» (1802-1803 гг.), выпустил два тома альманаха «Аглая» (1794-1795 гг.) и...
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Автобиография и построение самого себя
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: журнале» два несмыкающихся и параллельно текущих потока. Один — повествование, погруженное в бытовую обстановку с конкретными приметами места и времени и реальными именами. Другой, также имеющий все приметы автобиографического повествования от первого лица, переносит нас в условно-поэтическое пространство, и действуют в нем аглаи, агатоны, леоны. Однако у этих имен есть «ключи» — читатели, большинство из которых так или иначе было знакомо с издателем или соприкасалось с кругом его знакомых, без труда подставляли под эти имена знакомые образы из реальной жизни издателя. Чем вызвана такая двойственность? В свое время А. М. Кутузов убеждал Карамзина не посвящать свое перо описаниям внешнего реального мира — единственная цель писателя есть изображение внутренних душевных состояний: «Не наружность жителей, не кавтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не моря, не восходящее или заходящее солнце, суть предметы нашего внимания, но человек и его свойства. Все жизненные вещи могут также быть употребляемы, но не иначе, как пособия и средства»  [339] . Литературная...