• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1984"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 12. Размер: 66кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    3. Муравьев В. Б.: Карамзин. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    4. Биография (вариант 7)
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    5. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    7. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    8. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья четвертая. О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    9. Буслаев Ф. И.: Письма русского путешественника
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    11. Мирзоев Е. Б.: Консервативная концепция Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    12. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Егоров Б.: Биография души
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Сорникова М. Я.: Жанровая модель новеллы в "Письмах русского путешественника" Н. М. Карамзина"
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    14. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Что такое человек?
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    15. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    16. Вацуро В. Э.: Стихи Лермонтова и проза Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    17. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Два путешественника
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Девятнадцатый век
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    20. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья первая. К историографии творчества Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    21. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 46кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 12. Размер: 66кб.
    Часть текста: Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин Статья вторая Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин Замечательный исследователь истории русской культуры Г. П. Федотов в статье «Певец империи и свободы», связывая творчество Пушкина с «основным и мощным потоком русской мысли», отмечал, что «это течение — от Карамзина к Погодину — легко забывается нами за блестящей вспышкой либерализма 20-х годов. А между тем национально-консервативное течение было, несомненно, и более глубоким и органически выросшим» (1). Попытаемся рассмотреть, при каких исторических обстоятельствах и в какой духовной и идейно-политической атмосфере возник этот действительно «мощный поток» отечественной общественной мысли. По-видимому, не должна вызвать особых возражений точка зрения, согласно которой едва ли не все главные события русской истории второй половины XVIII — начала XIX в. были обусловлены высокой степенью интенсивности и динамичности процесса экономических и политических взаимоотношений России и Европы. Еще в 80-х годах прошлого столетия историк А. Н. Пыпин подчеркивал, что своеобразие этой эпохи в значительной мере определялось тем обстоятельством, что «влияние европейских идей, отличающее новую русскую историю, теперь особенно глубоко...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: 8. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. Спб., 1884. 9. История социальных учений. Ч. 4. М., 1974. 10. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. 3-е изд. М., 1930. 11. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг., 1915. 12. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. М., 1910. 13. Колбасин Е. Литературные деятели прошлого времени. Спб., 1859. 14. Константинов Н. А., Стру минский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953. 15. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ... 2-е изд. Спб., 1875. 16. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). Ч. 3 (1828-1856). Спб., 1899. 17. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. Ч. Н. Спб., 1866. 18. Медынский Е. Н. История русской педагогики: До Великой Октябрьской...
    3. Муравьев В. Б.: Карамзин. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: В. Б.: Карамзин Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем ПРОИЗВЕДЕНИЯ H. М. КАРАМЗИНА И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О НЕМ [14] Карамзин H. М. Сочинения: В 9 т. М., 1820. Карамзин H. М. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1966. Карамзин H. М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Карамзин H. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. (Литературные памятники). Карамзин H. М. История государства Российского. Издание пятое в трех книгах, заключающих в себе двенадцать томов с полными примечаниями. СПб., 1842–1843. Карамзин H. М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. Карамзин H. М. Неизданные сочинения и переписка. СПб., 1862. Ч. 1. Карамзин H. М. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866. Карамзин H. М. Избранные статьи и письма. М., 1982. Погодин М. П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями. М., 1866. Т. 1–2. Сиповский В. Л. H. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб., 1899. Верховская Н. Карамзин в Москве и Подмосковье. М., 1968. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. Л., 1969 (XVIII век. Сб. 8). Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». 2-е изд. М., 1986 (1-е изд. М., 1972). Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983. Осетров Е. И. Три жизни Карамзина. М., 1985. Успенский Б. А. Из истории русского литературного...
    4. Биография (вариант 7)
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: подготовил успех младших современников и последователей – деятелей пушкинского периода, золотого века русской литературы. Родился 1 декабря 1766 года, и за свои пятьдесят девять лет прожил интересную и насыщенную жизнь, полную динамизма и творчества. Образование он получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора М. П. Шадена, который являлся апологетом семьи, видел в ней хранительницу нравственности и источник образования, в котором религия, начало мудрости, должна была занимать ведущее место. Наилучшей формой государственного устройства Шаден считал монархию, с сильным дворянством, добродетельным, жертвенным, образованным, ставящим во главу угла общественную пользу. Влияние подобных взглядов на Карамзина неоспоримо. Потом явился в Петербург для службы и получил чин унтер-офицера. Далее работал в качестве переводчика и редактора в различных журналах, сближается со многими известными людьми того времени, Н. И. Новиковым. Затем более года (с мая 1789 по сентябрь 1790) путешествует по Европе; во время путешествия делает записки, после обработки которых появляются знаменитые «Письма русского путешественника». Н. И. Новиков Познание прошлого и настоящего привело Карамзина к разрыву с масонами, которые были...
    5. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: М. История государства Российского. 2-е изд. Спб., 1818–1829. Т. 1—12. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. Спб., 1914. Карамзин Н. М. Неизданные сочинения и переписка: Спб., 1862. Ч. 1. Карамзин Н. М. Письма к И. И. Дмитриеву. Спб., 1866. Погодин М. П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии с примеч. и объяснениями. М., 1866. Т. 1–2. Сиповский В. В. H. M. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». Пб., 1899. Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л., 1924. Гуковский Г. А. Карамзин // История русской литературы. М., Л., 1941. Т. 5. Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России первой четверти XIX века. М.; Л., 1957. Макогоненко Г. П. Литературная позиция Карамзина в XIX в. // Рус. лит. 1962. № 1. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. Л., 1969. (XVIII век; Сб. 8). Ланда С. С. Дух революционных преобразований. 1816–1825. М., 1975. Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». 2-е изд. М., 1986. Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983. Осетров Е. И. Три жизни Карамзина. М., 1985. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка...
    6. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: было создаться впечатление, что Карамзин выехал из Франции в конце июня и прибыл в Лондон в начале следующего месяца. Однако у нас есть основания сомневаться в такой датировке. Дело в том, что мы располагаем реальным письмом Карамзина к Дмитриеву, отправленным из Лондона 4 июня 1790 года. В этом письме Карамзин сообщает: «Скоро буду думать о возвращении в Россию»  [249] . По «Письмам русского путешественника» путешественник покинул Лондон в сентябре. По бесспорным документальным свидетельствам, Карамзин вернулся в Петербург 15 (26) июля 1790 года  [250] . «Плавание продолжалось около двух недель», сообщает Погодин, черпавший сведения из бесед с Дмитриевым и другими осведомленными современниками  [251] . Следовательно, Карамзин покинул Лондон около 10 июля. Если верить в определении даты его прибытия туда «Письмам», то получится, что пребывание его в Англии не превышало десяти дней. Вероятнее, что он приехал в Лондон несколько раньше обозначенного в книге срока. Однако это последнее предположение требует разобраться в еще одном хронологическом вопросе. В главе «Тюльери» (помеченной: Париж, Маия…) автор описывает орденский праздник Св. Духа как зритель и соучастник этого события. Высший орден королевской Франции — Св. Духа — отмечал свое празднество в день Св. Духа (в русской традиции — «Духов день»), который приходится на второй день Троицы, т. е. 51-й день после Пасхи. В 1790 году Троица приходилась по европейскому календарю на воскресенье...
    7. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: Симбирской губ. (по др. данным – с. Богородское Симбирского у. Симбирской губ.*) – 22 V (3 VI) 1826, Петербург; похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры]. Принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI в. и происходил от татар. князей. Отец – Михаил Егорович (ум. 1782), отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губ. Мать – Екатерина Петровна, урожд. Пазухина (ум. 1769). Вторым браком отец женился на Е. Г. Дмитриевой (ум. 1774), тетке И. И. Дмитриева . Детство К. провел в с. Знаменское Симбирской губ. и Симбирске. Обучался нем. языку у местного врача-немца; много читал (в круг его чтения входила «Римская история» Ш. Роллена в переводе В. К. Тредиаковского , произведения Ф. А. Эмина и переводные романы XVIII в., преимущественно фр.). Воспитывался в Симбирске в дворянском пансионе Фовеля; с 1779 или 1780 – в Москве в пансионе проф. Моск. ун-та И. М. Шадена, где совершенно овладел нем. языком, изучил фр. и др. языки; одновременно посещал лекции в Моск. ун-те. С 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из...
    8. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья четвертая. О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: «нашей чудной России» (1). Писателя, «оказавшего великие и бессмертные услуги своему отечеству», видел в Карамзине В. Г. Белинский (2). Такая высокая оценка карамзинского наследия столь разными деятелями отечественной культуры заставляет задуматься над этим вопросом и в наши дни. Наблюдаемый в настоящее время процесс «возвращения» историка позволяет сделать вывод, к которому в той или иной форме приходят современные исследователи, что в контексте обострившегося интереса к прошлому отечественной духовной культуры «Карамзин возвращается к нам... как замечательный мыслитель, очертивший круг интересов будущей русской философии» (3). На первый взгляд, подобное решение вопроса не может быть признано удовлетворительным. Еще современники, например, М. П. Погодин («как философ он имеет меньше достоинства, и ни на один философский вопрос не ответить мне из его «Истории»... Чем отличается Российская история от прочих, европейских и азиатских? Апофегматы Карамзина... суть большею частью общие места» (4)) или Н. Полевой («не ищите в нем высшего взгляда на события» (5)), упрекали Карамзина в отсутствии этого «высшего», т. е. философского (в понятиях тогдашнего времени) подхода к истории России. Широко известны и слова В. О. Ключевского о том, что «взгляд К(арамзина) на историю строился не на исторической закономерности, а на нравственно-психологической эстетике» (6). Однако если признать за истину, что «русское философствование» есть «философствование о России» (Г. Г. Шпет), есть «осмысление «исторического...
    9. Буслаев Ф. И.: Письма русского путешественника
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: просвещения, который не перестал еще оказывать свою живительную силу в каждом из нас, здесь собравшихся. Поколения старшие еще чувствуют на себе всю обаятельную свежесть непосредственного действия этой гармонии мыслей и звуков, которою Карамзин на их памяти пленял своих соотечественников; поколения младшие учились и теперь еще учатся мыслить и выражать свои мысли по его сочинениям, на которых и доселе основываются и русский синтаксис, и русская стилистика: так что если бы я думал изложить перед вами заслуги Карамзина в этом отношении, то мне пришлось бы сделать перечень параграфов учебника, с указанием, насколько каждый из них подчинен влиянию Карамзина. Но я нахожу неуместным подробностями критических исследований о языке и слоге удалить от вашего внимания живой образ того, память о котором мы празднуем. Лучше всего удовлетворило бы общему желанию жизнеописание Карамзина с подробными выдержками из его сочинений; но этот предмет не вместим в пределах моего настоящего чтения. Ограничиваясь немногим, я избираю из жизни Карамзина только полтора года - знаменательное время перехода от молодости к зрелому возрасту, когда определилась нравственная и литературная физиономия писателя, именно 1789--1790 гг., описанные им самим в "Письмах Русского Путешественника". Опасаясь умалить...
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: года Карамзин их восстановил, но в последующих снова убрал; о смысле этого колебания см. ниже. — Ю. Л. ), где всегда найдешь что-нибудь занимательное, жалкое, смешное; и между тем пить кофе, какого не умеют варить ни в Германии, ни в Швейцарии; потом кликнуть парикмахера, говоруна, враля, который наскажет вам множество забавного вздору о Мирабо и Мори, о Бальи и Лафаете; намажет вашу голову Прованскими духами и напудрит самою белою, легкою, пудрою; а там, надев чистой, простой фрак, бродить по городу, зайти в Пале-Рояль, в Тюльери, в Елисейския поля, к известному Писателю, к художнику, в лавки, где продаются эстампы и картины, — к Дидоту, любоваться его прекрасными изданиями классических Авторов, обедать у Ресторатёра [221] , где подадут вам за рубль пять или шесть хорошо приготовленных блюд с десертом; посмотреть на часы, и расположить время свое до шести (т. е. до театра. — Ю. Л. ), чтобы, осмотрев какую нибудь церковь, украшенную монументами, или галлерею картинную, или библиотеку, или кабинет редкостей, явиться, с первым движением смычка, в Опере, в Комедии, в Трагедии, пленяться гармониею, балетом, смеяться, плакать — и с томною, но приятных чувств исполненною душею отдыхать в Пале-Рояль, в Cafe de Valois, de Caveau, за чашкою баваруаза (напиток из сладкого чая, кофе или шоколада с молоком и специями. — Ю. Л. ); взглядывать на великолепное освещение лавок, аркад, алей в саду; вслушиваться иногда в то, что говорят тамошние глубокие Политики; наконец возвратиться в тихую свою комнату…» (244–245). О кафе следует сказать особо. В кафе парижанин тех лет начинал и кончал свой день. Так же поступали и иностранцы. Курьер русского двора, а в будущем приближенный вел. кн. Константина Павловича и...