• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PATER"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Барский Олег: Из цикла "Пушкинские загадки" - Карамзин?
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Барский Олег: Из цикла "Пушкинские загадки" - Карамзин?
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Есть вот такой портрет Мефистофеля в рукописи «Евгения Онегина». И мне он напоминает рисунок из рукописи «Бориса Годунова», который атрибутируют как портрет Н.. М. Карамзина. Не сказал бы, что сходство этого профиля с Карамзиным вполне очевидно, но атрибуция логична, поскольку он изображен на полях сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Летописец Пимен, как неоднократно отмечали исследователи, многими чертами ассоциируется с великим историографом.   Любопытно, что внизу того же листа Пушкин изобразил группу бесов. Это еще один аргумент в пользу того, что между бесом из черновика ЕО и профилем Карамзина (?) есть связь. Кстати, в одном из бесов нетрудно узнать филина, в этом образе «новаторы» часто выводили А. С. Шишкова, предводителя «архаистов» и вечного оппонента Карамзина. Каким мог быть повод для сближения Карамзина с Мефистофелем, если оно действительно имело место? Скорее всего, война «архаистов» с «новаторами». Как писал Б. М. Гаспаров, «архаисты представляли себе и изображали своих противников – в основном совершенно незаслуженно, часто вопреки очевидности – носителями разрушительного начала, проводниками безверия....» Словом, демонизировали Карамзина и карамзинистов. Может быть, над этой точкой зрения Пушкин и иронизировал. Но есть в том же «Борисе Годунове» любопытное место, которое тоже имеет отношение к теме «Карамзин-соблазнитель» и представляет ее, как кажется, в несколько ином аспекте. Речь идет о сцене «Краков. Дом Вишневецкого». Сцена открывается словами Самозванца, пытающегося развеять какие-то сомнения собеседника, прозвучавшие перед этим. Затем иезуит Черниковский, видимо, удовлетворенный ответом, напоминает Лжедмитрию о «духовном долге», который должен руководить его действиями. Рассказывая в «Истории Государства Российского» о переговорах Гришки...