• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1840"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. О воспитании детей вообще и о детской книге
    Входимость: 6. Размер: 81кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Петрович Куницын (1783-1841)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    5. Карамзин Н. М. - Малиновскому А. Ф., 12 мая 1816 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Народная политехническая школа
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Юность
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Егор Осипович Гугель (1804-1842)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    12. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава VII. О любви к отечеству и народной гордости. 1803–1811
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    13. Эйдельман Натан: Последний летописец. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    14. Экспозиция "Н. М. Карамзин: жизнь и труды" в Государственном музее-усадьбе "Остафьево" - "Русский Парнас"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Очерк истории императорского Гатчинского сиротского института (отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    16. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Публичные чтения г-на профессора Рулье (в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    18. Эйдельман Натан: Последний летописец. Часть II. Пример единственный
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Иванович Герцен (1812-1870)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    20. Валуев В. С.: О литературной критике Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    21. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 215кб.
    22. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава III. Лорд Рамзей. 1785–1789
    Входимость: 1. Размер: 136кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. О воспитании детей вообще и о детской книге
    Входимость: 6. Размер: 81кб.
    Часть текста: и обыкновенные предметы часто бывают в своей сущности самыми важными и великими. Все говорят, например, о важном влиянии воспитания на судьбу человека, на его отношения к государству, к семейству, к ближним и к самому себе; но многие ли понимают то, что говорят? Слово еще не есть дело; всякая истина, как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово, пустой звук - та же ложь. Посмотрите внимательнее на отношения родителей к детям, детей к родителям, словом, посмотрите внимательнее на воспитание - и у вас сердце обольется кровью. Ребенок ест что ни попало и сколько хочет: что нужды! - говорят нежные родители: ведь он еще дитя! Ребенок мучит собаку или колотит дворового мальчишку: что нужды! восклицают заботливые родители: ведь он еще дитя! Дети ссорятся, кричат между собою, и если их крик, брань и слезы не мешают папеньке и маменьке соснуть после обеда или поговорить с гостями - - что нужды, ведь они дети, пусть себе ссорятся и кричат; вырастут велики, не будут ссориться и кричать! Перебранившись, а иногда и передравшись друг с другом, дети прибегают к отцу и матери с жалобою друг на друга - и! Помилуйте! Стоит ли разбирать детские ссоры! Если вы строги, дайте всем по щелчку или пересеките всех розгами, чтоб никому не было завидно ; если вы добры к детям или воспитываете их на благородную ногу, дайте им игрушек или сладостей, да, перецеловав их, вышлите от себя, чтобы они опять пошли браниться и драться. Ребенок не учится, не хочет и слышать, чтоб взять в руки книгу: что за нужда, ведь он еще дитя - подрастет, будет поумнее, так станет и учиться! Ребенок хватается за всякую книгу, какая ему ни попадется, хотя бы то была анатомия с картинками или Аретин ( Аретино, Пьетро (1492-1557) - итальянский поэт, отобразивший в своих стихах падение нравов итальянской знати XVI в. ) с гравюрами: что за нужда - ведь он еще дитя! Благо, что охота к книгам есть - пусть ...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Петрович Куницын (1783-1841)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: духе которой он преподавал общее право лицеистам и студентам университета. В книге он использовал идеи общественного договора, естественного права и народного суверенитета, высказывался против самодержавия и крепостного права. В 1821 г. в связи с этим был уволен из университета с запрещением преподавать во всех учебных заведениях России. С этого времени А. П. Куницын служил чиновником в государственных канцеляриях. За время службы принимал участие в составлении «Свода законов Российской империи». В 1840 г. назначен директором департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. По программе крупного русского ученого, профессора права А. П. Куницына изучали естественное право будущие декабристы. Само направление его преподавания подготавливало воспитанников лицея, Благородного пансиона и университета к восприятию революционных идей. Здание Царскосельского лицея. Открыт в 1811 г. Шарж на преподавателей лицея. Рисунок А. Д. Илличевского Примечания (Дата смерти дана по материалам ЛГИ А, ф. 11, оп. 1, д. 3727. Другие источники (см.: БСЭ. М., 1973. Т. 14. С. 8) указывают год смерти 1840) Александр Петрович Куницын - просветитель, философ и юрист, автор трудов по истории права, последователь А. Н. Радищева. Учился в духовном училище в г. Кашине и в Тверской духовной семинарии, затем в Петербургском Главном педагогическом институте (1803- 1807), по окончании которого в числе других за отличные успехи был направлен за границу (1808) для усовершенствования в политических науках....
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864) Степан Петрович Шевырев (1806-1864) Степан Петрович Шевырев В 1823 г. С. П. Шевырев поступил на службу в Московский архив государственной коллегии иностранных дел, где приобрел навык в чтении древних рукописей. Состоял в кружке «Общества любомудрия» («Общество любомудрия» - философско-литературный кружок в Москве (1823- 1825), участниками которого являлись В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, С. П. Шевырев и другие. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте и особенно Ф. В. Шеллинга. «Любомудры» сыграли заметную роль в разработке идеалистической диалектики и философии искусства в России.). Участвовал в издании «Московского вестника» (1827-1828), в котором печатал статьи об искусстве, переводы и оригинальные стихотворения, вел отдел литературной критики. Будучи за границей (1829-1832) - в Германии (в Веймаре встречался с Гёте), Италии, Швейцарии, изучал историю и теорию искусства, итальянский, испанский и английский языки и литературу (словесность). После его возвращения в Москву С. С. Уваров (Уваров, Сергей Семенович (1786-1855) - русский государственный деятель, министр народного просвещения (1833-1849). Автор формулы «Православие, самодержавие, народность».), в то время помощник министра народного просвещения, предложил ему место адъюнкта по кафедре русской словесности Московского университета. Но поскольку С. П. Шевырев не имел ученой степени, он пишет работу («Данте и его век», 1853), напечатанную затем в «Записках Московского...
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: 1826 г. В. Ф. Одоевский переехал в Петербург. Будучи секретарем общего собрания цензурного комитета, принял участие в разработке цензурного Устава 1828 г. Позже как член Ученого комитета Министерства государственных имуществу как помощник директора публичной библиотеки и директор Румянцевского музея В. Ф. Одоевский стремился приносить практическую пользу просвещению. На 30 - 40 гг. пришелся расцвет и его литературной славы. В 1844 г. были изданы важнейшие его произведения, в которых он призывал к серьезным умственным занятиям, добру и правде, любви к человечеству, осуждал эгоизм, умственную косность, невежество. С середины 1840-х гг. усилилась его благотворительная деятельность, в особенности по «Обществу посещения бедных», возникшего по почину В. Ф. Одоевского, председателем которого он был в течение 9 лет. Для одиноких старых женщин обществом было открыто несколько женских рукоделен, устроена общая квартира и т. д. В начале 30-х гг. В. Ф. Одоевский познакомился с Е. О. Гугелем и заинтересовался его деятельностью в Гатчинском воспитательном доме. И раньше он бывал в воспитательных домах Петербурга, присматриваясь к жизни и воспитанию сирот. Но умение разговаривать с детьми, угадывать их душевные состояния, отдаваться беззаветно своему делу он встретил здесь впервые и был поражен личностью Е. О. Гугеля, о педагогических находках которого первым поведал в печати. Наблюдения пригодились Одоевскому при выпуске пособий для воспитательных домов - «Детские книжки для воскресных дней» (1834-1835). В этих пособиях помещались педагогические наставления для воспитательниц, сказки и рассказы для чтения малолетним детям и дидактические материалы для воспитательниц (рисунки, чертежи, карты и пр.). В. Ф. Одоевский отошел от обычая читать в воскресные дни детям только книжки религиозного содержания, предложив безрелигиозное чтение. В 1839 г. Одоевский составил «Положение о детских приютах», в котором вопреки...
    5. Карамзин Н. М. - Малиновскому А. Ф., 12 мая 1816 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: или распоряжения. Н. Карамзин. Мая 12, 1816. Примечания Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 450, ед. хр. 884, л. 24). Публикуется впервые. Данная записка, озаглавленная "Завещание Карамзина", по всей видимости, предназначалась директору одного из крупнейших московских архивов, где постоянно работал Н. М. Карамзин, А. Ф. Малиновскому. В письмах к Малиновскому Карамзин не раз упоминал о ящиках и сундуке, оставленных в архиве. На следующий же день по приезде в Царское Село, 25 мая 1816 г., он сообщал: "Ящики уже получены мною (имеются в виду ящики No 1, 2, 3), об остальных буду писать к вам" (Письма Карамзина к Алексею Федоровичу Малиновскому... М., 1860, с. 7). 2 августа 1816 г. Карамзин писал Малиновскому: "Судьба наша решилась так, что мы должны остаться в Петербурге года на два < нрзб. >. Прошу вас, моего любезнейшего, немедленно отправить ко мне в Царское Село остальные ящики мои с книгами, числом три кажется. Имею в них нужду" (там же, с. 10). В письмах от 12 октября и 6 ноября 1816 г., 12 апреля 1823 г. и 20 февраля 1824 г. Карамзин просил прислать книги из сундука, оставшегося в архиве (там же, с. 12, 14, 69, 75). 1 Малиновский Алексей Федорович (1762--1840), историк, археограф, писатель, переводчик, сенатор, начальник Московского архива Министерства иностранных дел с 1814 по 1840 г., друг семьи Карамзиных. 2 Бывший уездный город Петербургской губернии. В 1806 г. соединен с Царским Селом, расположенном в одной версте от Софии. На некоторых письмах Карамзина, посланных из Царского Села, имеется штемпель: "София". 16 марта 1816 г. Карамзин писал брату Василию: "Думаем после завтра ехать в Петербург, или лучше сказать, в Царское Село, где Государь приказал отвести мне дом на лето < нрзб. >. Пишите ко мне, любезнейший братец, ...
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: гармоничного развития личности обучающегося. За 19 лет ректорства Лобачевского Казанский университет пережил время небывалого расцвета. С именем Н. И. Лобачевского связаны успехи и перемены в деле народного образования в рамках Казанского учебного округа и за его пределами. Лобачевский дважды избирался в училищный комитет при Казанском университете (1818, 1820), а с 1827 г., как ректор университета, возглавил этот комитет. Чтобы предупредить резкие различия в требованиях к поступающим в Казанский университет, Лобачевский в 1827 г. поручил группе преподавателей составить единые учебные программы для поступающих. Этот опыт не остался незамеченным. Через три года Министерство народного просвещения поручило Казанскому университету составить учебные программы для всех училищ и гимназий своего ведомства. Особый комитет под председательством Лобачевского разработал такие программы и сопроводил их методическими указаниями почти по каждому предмету. Сам Лобачевский представил в комитет инструкции по преподаванию математики и физики. Ученые университета, как и сам Лобачевский, подготовили учебники, учебные...
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: преподаванием какой-либо отдельной науки, но и с успехом заведовать целым учебным заведением, я признаю необходимым учредить особую кафедру педагогии , дабы предмет сей был преподаваем наравне с прочими в течение общего курса. По сделанному мною предварительно с министром финансов сношению, потребная на эту кафедру сумма определена уже высочайше утвержденной сметой расходов Министерства народного просвещения на 1840 год. Вследствие сего осмеливаюсь всеподданнейше испрашивать высочайшего соизволения вашего императорского величества на учреждение при Главном педагогическом институте кафедры педагогии, с назначением ординарному профессору сего предмета жалованья по 1000 рублей серебром в год из Государственного казначейства. Подарок детям в память 1812 г. (Азбука). Спб. г 1814. Известный петербургский издатель В. А. Плавильщиков выпустил в свет разрезную картинную азбуку, которая заняла важное место в истории русской культуры. Азбука, состоящая из 34 (по числу букв алфавита) гравированных на меди, раскрашенных картинок, называлась 'Подарок детям в память 1812 г. '. На каждой карточке воспроизводились карикатуры на Наполеона и его армию, прославлялся подвиг русского народа (крестьян и крестьянок) во время Отечественной войны. Под каждой картинкой был...
    8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Народная политехническая школа
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: 1 Прежде всякого плана школы нам надо согласиться в основаниях (principes) народного образования. Для этого я предложу один вопрос: что мы называем невежеством? Если мы согласны в определении невежества, то мы не можем разойтись в определении образования. Невежество - двух родов: или простое незнание истины и действительности (realite), или искаженное понятие истины и действительности, что составляет заблуждение (erreur) и предрассудок (superstition). В этом, я думаю, спорить нельзя. Теперь посмотрим, в какой форме и тот и другой род невежества является в нашем народе. Станем отвечать на 1-й вопрос: чего наш народ не знает? Он не знает: 1. Личного достоинства человека. Отсюда отсутствие понятий чести, права и гражданства. Однако в народе существует некоторый кредит, однако существует некоторого рода законность, однако каждый мужик - член общины. На это я стану отвечать в отделе невежества par erreur et superstition ( Из-за заблуждений и предрассудков (фр.). ). Из непонятия личного достоинства отчасти происходит отсутствие деятельности. Говорю отчасти, потому что это только одна из причин косности нашего народа; о других скажу после. Косность, непосредственная косность, лень ума и рук, если она не есть апатия после огромных несчастий или идиотизм, необходимо заставляет предполагать отсутствие понятия о личном достоинстве. Человек самостоятельный не может не действовать. 2. Народ не знает никакого научного объяснения естественных явлений и приложения науки к...
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Юность
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: ( Уважай грезы юности (Шиллер). ) Gaudeamus igitur juvenes dum sumus!..( Так будем веселы, пока мы молоды (первые строки студенческого гимна). ) Прелестное время в развитии человека, когда дитя сознает себя юношею и требует в первый раз доли во всем человеческом: деятельность кипит, сердце бьется, кровь горяча, сил много, а мир так хорош, нов, светел, исполнен торжества ликования, жизни... Удаль Ахиллеса и мечтательность Позы наполняют душу. Время благородных увлечений, самопожертвований, платонизма, пламенной любви к человечеству, беспредельная дружба - блестящий пролог, за которым часто-часто следует пошлая мещанская драма. Разум восходит, но, проходя через облака фантазии, он окрашивает, как восходящее солнце, пурпуром весь мир. Освещенье истинное, которое исчезает, должно исчезнуть, но прелестное, как летнее утро на берегу моря. О юность, юность!.. И я в Аркадии родился! Беззаботно отдался я стремительным волнам; они увлекли меня далеко за пределы тихого русла частной жизни! Мне нравились упругие волны, бесконечность; будущее рисовалось каким-то ипподромом, в конце которого ожидает стоустая слава и дева любви, венок лавровый и венок миртовый; я предчувствовал, как моя жизнь вплетается блестящей пасмой в жизнь человечества, воображал себя великим, доблестным... Сердце раздавалось, голова кружилась... Право, хороша была юность! Она прошла; жизнь не кипит больше, как пенящееся вино; элементы души приходят в равновесие, тихнут; наступает совершеннолетний возраст, и да будет благословенно и тогдашнее бешеное кипение, и нынешняя предвозвестница гармонии! Каждый момент жизни хорош, лишь бы он был верен себе; дурно, если он является не в своем виде. Не люблю я скромных, чопорных,...
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881) Николай Иванович Пирогов (1810-1881) Николай Иванович Пирогов Родился в Москве, в семье мелкого служащего. Воспитывался и обучался дома, затем в частном пансионе В. С. Кряжева, известного в то время педагога. После окончания медицинского факультета Московского университета (1828) был отправлен в Дерптский (ныне Тартуский) университет, где специализировался в хирургии. Был удостоен степени доктора медицины (1832). После возвращения из Германии Н. И. Пирогов возглавил в Дерп-те кафедру хирургии университета (1836-1841). За научный труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» Академия наук присудила ему Демидовскую премию 2-й степени (1840). В начале 1841 г. Н. И. Пирогов был переведен в Петербургскую Медико-хирургическую академию профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии и назначен заведовать хирургическим отделением 2-го военно-сухопутного госпиталя. За эти годы ученый создал ряд фундаментальных научных трудов, принесших ему мировую известность. Результаты своих исследований он использовал в лазаретах осажденного Севастополя, куда выехал добровольно, оказывая помощь раненым защитникам (1854-1855). Вскоре после окончания Крымской войны Н. И. Пирогов подает рапорт...