• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1841"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    2. Автобиография
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    3. Карамзин Н. М. - Шишкову А. С., 25 мая 1824 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. На чем должна основываться наука воспитания
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Платонович Огарев (1813-1877)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Максимович Ястребцов (1797-1869/1870)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Петрович Куницын (1783-1841)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    9. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    12. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 215кб.
    13. Полевой Н. А.: История государства Российского. Сочинение Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    14. Мерцалова Александра: Лизин пруд и усадьба Остафьево. Москва глазами Николая Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Иванович Герцен (1812-1870)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Шашков С. С.: Движение русской общественной мысли в начале XIX в.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    17. Погодин М. П.: Несколько объяснительных слов от издателя
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    18. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    20. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    21. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Егор Осипович Гугель (1804-1842)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    22. Эйдельман Натан: Последний летописец. "Будущего зов"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    23. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (Составитель Петр Александрович Лебедев)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    24. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Кризис
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    25. Погодин М. П.: Письмо к издателю "Московского вестника" и ответ издателя
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    26. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    27. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    28. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Иванович Давыдов (1794-1863)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    Часть текста: В. Очерки по истории образования и литературы в России. Спб., 1872. 5. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. 6. Демков М. И. История русской педагогии. Ч. 1-3. 2-е изд. М., 1909; 3-е изд. М., 1913. Ч. 3: Новая русская педагогия (XIX в.). 7. Демков М. И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. 2-е изд., испр. и сокр. М., 1915. 8. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. Спб., 1884. 9. История социальных учений. Ч. 4. М., 1974. 10. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. 3-е изд. М., 1930. 11. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг., 1915. 12. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. М., 1910. 13. Колбасин Е. Литературные деятели прошлого времени. Спб., 1859. 14. Константинов Н. А., Стру минский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953. 15. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ... 2-е изд. Спб., 1875. 16. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). Ч. 3 (1828-1856). Спб., 1899. 17. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра ...
    2. Автобиография
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Автобиография Автобиография Надворный советник Николай Михайлов сын Карамзин родился 1-го декабря 1766 года в Симбирской губернии; учился дома и, наконец, в пансионе у московского профессора Шадена, от которого ходил также и в разные классы Московского университета. Служил в гвардии. Первыми трудами его в словесности были переводы, напечатанные в «Детском чтении». По возвращении своем из чужих краев издавал два года «Московский журнал», после – «Аглаю», «Аониды» и «Вестник Европы». Полные сочинения его напечатаны в восьми томах. Он перевел еще Мармонтелевы повести и многие мелкие сочинения, изданные под именем «Пантеон иностранной словесности». В 1803 году сделан российским историографом и с того времени занимается сочинением «Российской истории». Примечания Написана Карамзиным в 1805 или 1806 г. для словаря с российских писателях, который готовил Евгений Болховитинов. В 1841 г. в первом номере журнала «Москвитянин» была напечатана заметка М. П. Погодина: «Благодаря известному собирателю и знатоку наших древностей и достопримечательностей, И. М. Снегиреву, издатель может предложить это биографическое известие о Карамзине собственноручною его запискою…» Но обещанного воспроизведения автографа в журнале не оказалось. По прошествии многих лет Бартенев при составлении указателя к «Москвитянину» писал, что Погодин обещал приложить снимок с автобиографической записки Карамзина (с автографа), но не исполнил обещания. Академик Я. К. Грот обнаружил в экземпляре «Москвитянина» (1841, № 1), принадлежавшем Академии наук, снимок с автографа Карамзина и опубликовал текст (см.: Записки имп. Акад. наук, т. 8, кн. 2, СПб., 1866, с. 97). В экземпляре «Москвитянина» (1841, № 1), находящемся в библиотеке Института русской литературы АН СССР (ИРЛИ), тоже оказался снимок с автографа автобиографической записки Карамзина. С нее и воспроизводится этот автограф в нашем издании сочинений Карамзина.
    3. Карамзин Н. М. - Шишкову А. С., 25 мая 1824 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: и старались распространять его Вашими полезными трудами. Достойное достойному. Уверенный в Вашем добром ко мне расположении, прошу Ваше высокопревосходительство о милостивом внимании к двум чиновникам, которые теперь имеют честь служить под Вашим начальством в Департаменте Духовных дел: к Борису Михайловичу Федорову 3 и Константину Степановичу Сербиновичу. Первый, может быть, известен Вам своими стихотворениями и драматическими сочинениями; второй также хорошо и правильно пишет, знает древние и новые языки. Оба (что еще важнее) отличаются благонравием и поведением беспорочным. Я коротко знаю их и люблю искренно. Они достойны Вашего покровительства. Сердечно желая Вам доброго здоровья, с душевным высокопочитанием и совершенною преданностию имею честь быть, Милостивый Государь! Вашего Высокопревосходительства покорный слуга Николай Карамзин. Царское Село, 25 мая 1824. Примечания Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 281, оп. 2, ед. хр. 44, л. 43). Публикуется впервые. 1 Шишков Александр Семенович (1754--1841), адмирал, государственный деятель, филолог, писатель. В 1812--1814 гг. - государственный секретарь. С 1813 по 1841 г. - президент Российской академии. В 1824--1828 гг. - министр народного просвещения. Возглавлял группу литераторов и языковедов, объединенных в "Беседу любителей...
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. На чем должна основываться наука воспитания
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: ныне директор новой Гиссенской реальной гимназии, издал весьма замечательное сочинение, исключительно посвященное этому важному предмету, под заглавием «Fundamentallehre der Padagogik, oder Beg-rundund der selben zu einer strengen Wissenschaft» (Giessen, 1841). Считаю полезным изложить здесь вкратце его мысли. Впрочем, мое изложение самостоятельно: г-н Браубах писал для Германии, я пишу для России. Все науки, справедливо замечает г-н Браубах, уже сами по себе имеют важное значение; но кроме такого самостоятельного, теоретического достоинства они еще могут приобрести и практическое значение, что называется их пользой. Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь человеческую признано всеми мыслящими людьми. Оттого не только педагоги ex professo чувствовали в себе призвание к возделыванию этой науки, не только многие, и притом даже самые знаменитейшие, философы обрабатывали ее как одну из важнейших отраслей своей системы, но в ней более или менее принимает участие всяк, сколько-нибудь понимающий ее значение. Впрочем, как ни драгоценны многие труды по части этой науки, как ни памятны великие заслуги многих педагогов, все еще педагогика далека от того относительного совершенства, каким могут похвалиться другие отрасли человеческого знания. Чего же недостает для ее совершенства? Как восполнить этот недостаток и через то подвинуть науку воспитания на высшую ступень ее исторического развития? Педагогике недостает твердой основы. Найти ее - вот первая задача...
    5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Платонович Огарев (1813-1877)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, произведений Ж. -Ж. Руссо, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Вокруг Н. П. Огарева и А. И. Герцена возник студенческий кружок, в котором преобладали политические интересы. В 1834 г. Н. П. Огарев вместе с А. И. Герценом и некоторыми другими участниками кружка был арестован и после 9 месяцев тюрьмы сослан в Пензенскую губернию. Педагогические идеи Н. П. Огарева возникли вместе с его проектами улучшения форм хозяйствования помещиков. Так, в 1837 г. Огарев задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища («училища сельского хозяйства»), где преподавались бы грамота, закон божий и теория агрономии с возможными применениями на опыте. После смерти отца (1838) Н. П. Огарев освободил от крепостного состояния своего первого учителя, а в начале 1839 г. им были отпущены на волю крестьяне с. Верхний Белоомут Рязанской губернии с обязательством уплатить ему выкуп за землю. Во время поездки на Кавказ с разрешения пензенского...
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Максимович Ястребцов (1797-1869/1870)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: университета (1816). После защиты докторской диссертации (1825) был утвержден в звании доктора медицины. В конце 20-х гг. И. М. Ястребцов заинтересовался политической экономией, публичным кредитом, народным просвещением. Мысли об обществе и воспитании, возникшие у него в эти годы, он воплотил в ряде печатных произведений. Почти десять лет И. М. Ястребцов находился вне службы, занимался только научно-литературной деятельностью. Свои работы печатал в различных журналах: «Московский телеграф», «Библиотека для чтения», «Московский наблюдатель», «Сын Отечества», «Отечественные записки» и др. В журнале «Московский телеграф» И. М. Ястребцов опубликовал ряд теоретических исследований, некоторые из них были выпущены затем отдельными изданиями [1; 2; 3]. В этом журнале были помещены его статьи, которые должны были составить «особенный род исторического учебника», однако по цензурным причинам впоследствии не все были опубликованы. В учебнике по истории И. М. Ястребцов хотел дать понятие о мире и человечестве. Особый интерес вызывали у него такие страны, как Индия и Китай. Он критически относился к существующим в России учебникам истории, полагая, что наступило время «поверок» вообще, и исторических знаний в особенности. Значительный интерес представляют его высказывания о законах природы и общества. В природе все соединено в общее целое. Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань...
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Петрович Куницын (1783-1841)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: общее право лицеистам и студентам университета. В книге он использовал идеи общественного договора, естественного права и народного суверенитета, высказывался против самодержавия и крепостного права. В 1821 г. в связи с этим был уволен из университета с запрещением преподавать во всех учебных заведениях России. С этого времени А. П. Куницын служил чиновником в государственных канцеляриях. За время службы принимал участие в составлении «Свода законов Российской империи». В 1840 г. назначен директором департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. По программе крупного русского ученого, профессора права А. П. Куницына изучали естественное право будущие декабристы. Само направление его преподавания подготавливало воспитанников лицея, Благородного пансиона и университета к восприятию революционных идей. Здание Царскосельского лицея. Открыт в 1811 г. Шарж на преподавателей лицея. Рисунок А. Д. Илличевского Примечания (Дата смерти дана по материалам ЛГИ А, ф. 11, оп. 1, д. 3727. Другие источники (см.: БСЭ. М., 1973. Т. 14. С. 8) указывают год смерти 1840) Александр Петрович Куницын - просветитель, философ и юрист, автор трудов по истории права, последователь А. Н. Радищева. Учился в духовном училище в г. Кашине и в Тверской духовной семинарии, затем в Петербургском Главном педагогическом институте (1803- 1807), по окончании которого в числе других за отличные успехи был направлен за границу (1808) для усовершенствования в политических науках. Вернувшись в Россию, успешно выдержал экзамены и получил должность адъюнкт-профессора (1811) в Царскосельском лицее, на торжественном открытии которого 19 октября 1811 г. произнес речь «Наставление воспитанникам». Это событие отмечено в воспоминаниях декабриста и друга А. С. Пушкина - И. И. Пущина: «Смело, бодро выступил профессор политических наук А. П. Куницын и начал не читать, а говорить...
    8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: России первой половины XIX в. Николай Иванович Пирогов (1810-1881) Николай Иванович Пирогов (1810-1881) Николай Иванович Пирогов Родился в Москве, в семье мелкого служащего. Воспитывался и обучался дома, затем в частном пансионе В. С. Кряжева, известного в то время педагога. После окончания медицинского факультета Московского университета (1828) был отправлен в Дерптский (ныне Тартуский) университет, где специализировался в хирургии. Был удостоен степени доктора медицины (1832). После возвращения из Германии Н. И. Пирогов возглавил в Дерп-те кафедру хирургии университета (1836-1841). За научный труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» Академия наук присудила ему Демидовскую премию 2-й степени (1840). В начале 1841 г. Н. И. Пирогов был переведен в Петербургскую Медико-хирургическую академию профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии и назначен заведовать хирургическим отделением 2-го военно-сухопутного госпиталя. За эти годы ученый создал ряд фундаментальных научных трудов, принесших ему мировую известность. Результаты своих исследований он использовал в лазаретах осажденного Севастополя, куда выехал добровольно, оказывая помощь раненым защитникам (1854-1855). Вскоре после окончания Крымской войны Н. И. Пирогов подает рапорт об увольнении из Медико-хирургической академии. В этот период времени журнал военного ведомства «Морской сборник» («Морской сборник» - ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге с 1848 г. В середине 50-х гг. XIX в. имел прогрессивное направление.) предложил всем желающим высказаться по вопросам воспитания в военных закрытых учебных...
    9. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    Часть текста: светлый, столь чистый, столь привлекательный, что напрасно я бы пытался изобразить его красоту своею неискусною речью. Великий писатель, создатель русской истории, зачинатель нового периода нашей литературы, а главное - человек несравненный по мягкости и благородству души, друг царей, но верноподданный России 1 - чего же еще нужно для самой чистой славы? Можно быть полезнее Карамзина, но усерднее быть невозможно; можно превзойти его размером сил, но нельзя превзойти красотою подвига; можно быть более великим, но нельзя быть более прекрасным человеком и гражданином! Вы, может быть, удивляетесь, милостивый государь, этому восторженному тону, столь редкому в наше холодное и скептическое время (мы нынче стали ужас как рассудительны!); но вы поймете мое душевное настроение, если я вам открою, что я воспитан на Карамзине, что мой ум и вкус развивался на его сочинениях. Ему я обязан пробуждением своей души, первыми и высокими умственными наслаждениями. Так как я человек еще не очень старый, то вы должны найти странным это обстоятельство; между тем оно случилось довольно обыкновенным образом. Я воспитывался в месте диком и уединенном, в заведении глухом и невежественном. Так я осмелюсь назвать...
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: республиканской формы правления, он первым выступил с проектом убийства царя. Совместно с П. И. Пестелем обсуждал программные вопросы. Один из руководителей и создателей Северного общества декабристов. Во время службы в Польше перешел в Южное общество. В день восстания 14 декабря 1825 г. М. С. Лунина не было на Сенатской площади, так как он служил в Варшаве (был адъютантом великого князя Константина Павловича). После восстания находился под надзором в Варшаве, где и был арестован 9 апреля 1826 г. Осужден и приговорен к политической смерти, замененной ссылкой в Сибирь на вечную каторгу (впоследствии срок был сокращен до 10 лет). По истечении срока каторжных работ М. С. Лунин был поселен (1836) в с. Урик (близ Иркутска). Нарушив запрет о переписке (ничего не писать по делу декабристов), он переслал своей сестре письмо на английском языке с резкой критикой комиссии, расследовавшей дело декабристов, которое было переслано затем в Лондон и напечатано. Кроме этого, написал и частично распространил в рукописи несколько нелегальных произведений - «Взгляд на тайное общество в России (1816 - 1826)», «Общественное движение в России» и др. 27 марта 1841 г. М. С. Лунин по доносу был арестован и заключен в Акатуйскую тюрьму при Нерчинских горных заводах, где и скончался. Находясь в ссылке, М. С. Лунин разоблачал антинародную политику Николая I внутри страны, в частности, и в области народного просвещения. Примечания Михаил Сергеевич Лунин - русский революционер, декабрист. Родился в дворянской семье. Получил домашнее образование. С 1803 г. служил в кавалергардском полку. Участвовал в сражении под Аустерлицем (1805), в Прусском походе (1807). В Отечественную войну 1812 г. участвовал в бою под...