• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1843"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Белинский В. Г.: История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    3. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 29 марта 1816 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. История создания и публикации трактата "О Древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" - Автор неизвестен
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    6. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 215кб.
    9. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    10. Белинский В. Г.: История государства Российского. Сочинение H. M. Карамзина (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    11. Булгарин Фаддей: Встреча с Карамзиным (Из литературных воспоминаний)
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    12. Погодин М. П.: Письмо из Симбирска об открытии памятника Карамзину
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    13. Эйдельман Натан: Последний летописец. После
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    15. Белинский В. Г.: История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    16. Тихонова А. Ю.: Памятные места в Ульяновске, посвященные Н. М. Карамзину
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    18. Погодин М. П.: Письмо к издателю "Московского вестника" и ответ издателя
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    19. Карамзин Н. М. - Карамзину А. М., 4 июля 1818 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    21. Пушкин А. С.: Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    22. Муравьев В. Б.: Карамзин. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Муравьев Н. М.: Мысли об "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    24. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Белинский В. Г.: История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: и XII). Санкт-Петербург. В тип. Эдуарда Праца. 1843. В 8-ю д. л., в две колонны, 280, 166, 184, 200, 183, 86, 84, 147 и XLVII стр. Карамзин воздвигнул своему имени прочный памятник "Историею государства Российского", хотя и успел довести ее только до избрания на царство дома Романовых. Как всякий важный подвиг ума и деятельности, исторический труд Карамзина приобрел себе и безусловных, восторженных хвалителей и безусловных порицателей. Разумеется, те и другие равно далеки от истины, которая в середине. Для Карамзина уже настало потомство, которое, будучи чуждо личных пристрастий, судит ближе к истине. Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Были и до Карамзина опыты написать историю, но тем не менее для русских история их отечества оставалась тайною, о которой так или сяк толковали одни ученые и литераторы. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом. Повторяем: великое это дело совершил Карамзин преимущественно своим превосходным беллетрическим талантом. Карамзин вполне обладал редкою в его время способностию говорить с обществом языком общества, а не книги. Бывшие до него историки России не были известны России, потому что прочесть их историю могло...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: углублением процесса разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Развитие капиталистических отношений, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами ставили новые задачи перед существующей системой образования. Новые средства транспорта, новые машины и оборудование требовали специально подготовленных работников, имеющих профессиональное образование. К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х гг. XVIII в. К 1800 г. насчитывалось всего 315 училищ, в которых обучалось 18 128 учащихся мужского и 1787 - женского пола. В них преподавали 790 учителей ( См.: Сборник материалов для истории просвещения в России. Т. I. Спб., 1893. С. 339 - 340. ) . Но стране необходимо было гораздо больше образованных людей. Остро осознается важность и необходимость расширения начального образования как основы всей системы народного просвещения. Возникает вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ, так как без этого невозможно было осуществить назревшие практические вопросы просвещения. Французская революция конца XVIII в. выдвинула требование всеобщего и бесплатного начального образования. Идея народного образования, общего для всех граждан, бесплатного в пределах знания, необходимого всем людям, была воспринята прогрессивными кругами буржуазии и дворянства многих стран, ...
    3. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 29 марта 1816 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: ездит в ваш благословенный дом и вспомнит обо мне, от доброго сердца кланяюсь. Простите, почтеннейшая Катерина Федоровна. Я еще не совсем отдохнул от худой дороги; но если Бог сохранит мое остальное семейство, то я готов веселиться и прыгать. Любите нас всегда, как мы вас любить будем. Бог с вами и с нами. Душею преданный вам навеки Н. Карамзин. <Приписка рукой Е. А. Карамзиной> : Дозвольте и мне, любезнейшая и почтеннейшая Катерина Федоровна, соединить свою благодарность с мужнею и уверить вас, что умею ценить все ваши дружеские милости, оказанные в бытность его в Петербурге под вашим гостеприимным кровом. Надеюсь, что в будущее мое пребывание в вашем городе не оставите и меня полу-сироту без призрения; без шуток, из чистейших удовольствий в моей новой жизни будет для меня надежда заслужить вашу благосклонность. Примите, почтенная Катерина Федоровна, уверение в моей к вам преданности. Адрес : Ея превосходительству Милостивой Государыне Катерине Федоровне Муравьевой в собственном ея доме на Фонтанке у Аничкова мосту, в С. Петербурге. Примечания Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 445, ед. хр. 229, лл. 71--72). Опубликовано (без приписки Е. А. Карамзиной и без адреса): Русский Архив, 1867, No 3, с. 456--457. 1 Муравьева Екатерина Федоровна, урожд. баронесса Колокольцова (1771--1848), жена (с 1807 г. - вдова) М. Н. Муравьева, мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых, близкий друг семьи Карамзиных. 2 С начала февраля и до конца марта 1816 г. Н. М. Карамзин находился в Петербурге с целью получить разрешение императора Александра I на издание первых восьми томов "Истории государства Российского". Это время он жил в доме Е. Ф. Муравьевой. 3...
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее) Печатается по изданию: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. Спб., 1875. Т. I. С. 632-657. В советской историко-педагогической литературе публикуется впервые. Постановление было принято 12 августа 1810 г. Автором проекта о создании этого лицея считается М. М. Сперанский, в редактировании «Постановления...» принял участие И. И. Мартынов как директор департамента народного просвещения. Постановление о лицее дает полное представление о характере этого привилегированного закрытого учебного заведения, приравненного к университету. Значение этого исторического документа заключается прежде всего в том, что он заложил основы учебно-воспитательного заведения, в котором получили образование известные деятели науки, искусства, литературы и многих отраслей государственной и военной службы. Интерес к лицею обусловлен тем, что в нем учился гениальный русский поэт А. С. Пушкин (1811 - 1817). Царскосельский лицей был открыт в 1811 г., потом был переведен в Петербург и переименован в Александровский (1843-1917). Первым директором Царскосельского лицея с 1811 по 1814 г. был Василий Федорович Малиновский (1765-1814) - русский просветитель и публицист, автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М. М. Сперанского. Лицей - так называлась одна из трех гимназий в Афинах, находившаяся вне города, возле храма Аполлона Ликейского, откуда лицей и получил свое название. В дореволюционной России сословное привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
    5. История создания и публикации трактата "О Древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" - Автор неизвестен
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: государства Российского». После этого историограф еще не раз посещал Тверь, Екатерина Павловна была настолько дружна с ним, что в 1811 году, желая не расставаться больше, предложила Карамзину пост губернатора Твери, на что Карамзин ответил, что он будет или плохим историком, или дурным губернатором и что он никогда не готовил себя к этой должности. Столь мужественный отказ внушает еще большее уважение к Карамзину, если учесть, что в то время тучи над ним сгущались. Против него был настроен любимец императора М. М. Сперанский; попечитель Московского университета П. И. Кутузов в своем доносе министру народного просвещения А. К. Разумовскому писал: "Карамзин явно проповедует безбожие и безначалие. Не орден ему надобно бы дать, а давно бы пора его запереть; не хватить его сочинения, а надобно бы их сжечь". Были и другие доносы, в одном из которых Карамзина объявляли чуть ли не французским шпионом. В декабре 1810 года Карамзин вновь посещает Тверь, о чем уведомляет брата в письме от 13 декабря: «Недавно был я в Твери, и осыпан новыми знаками милости со стороны Великой Княгини. Она Русская женщина: умна и любезна необыкновенно». Именно в этот приезд и возникла идея написания «Древней и новой России». В беседах с Екатериной Павловной Карамзин много внимания уделил новым государственным мерам, предпринимаемым правительством. Мнения Карамзина были резко отрицательными, а доводы убедительными. Великая княгиня просила его изложит» свои мысли на бумаге, чтобы преподать их Александру. Уже 14 декабря, по возвращении Карамзина в Москву, она писала ему: «Жду с нетерпением Россию в ее гражданском и политическом отношениях». 5 января 1811...
    6. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: как раз в тот момент был убит громом. На 14-м году H. М. Карамзин был отдан в пансион московского профессора Шадена, умного педагога и высоконравственного человека, который находил, что в системе воспитания первое место должна занимать религия. Здесь Карамзин практически познакомился с немецким и французским языками; учился и другим языкам, как новым, так и древним. Понятно, что при такой подготовке он начал свою литературную деятельность переводами. Литературная деятельность Карамзина шла первое время (1785—1788 г.) под влиянием масонского кружка Новикова. Масонство, оцениваемое с православной точки зрения, имело в себе положительную сторону, заключавшуюся в противодействии неверию и в благотворительной деятельности, и отрицательную, состоявшую в самочинных обрядах, получавших значение таинств. Таких же приблизительно взглядов на масонство держался и Карамзин, которому не нравилась мистическая сторона этого общества. Большое значение имела для впечатлительного Карамзина его поездка заграницу (по Германии, Швейцарии, Франции и Англии) в 1789—1790 гг.; плодом этой поездки явились знаменитые в истории русской литературы „Письма русского путешественника“, которые по своему легкому слогу, интересному идейному содержанию и умеренному сентиментализму надолго привлекли к себе симпатии русской читающей публики. Являя себя в „Письмах“ пламенным патриотом, Карамзин в то же время твердо стоял за общечеловеческое просвещение. Интересно отметить его отношение к Вольтеру: осуждая в последнем цинизм и насмешки над религией, Карамзин ценил его, как проповедника религиозной терпимости и был согласен с ним в том, что благодетельные для народа реформы должны идти от просвещенного правительства. Вообще,...
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: публику. «В лице Грановского московское общество приветствовало рвущуюся к свободе мысль Запада, мысль умственной независимости и борьбы за нее», - - писал А. И. Герцен [5, с. 227]. Уже первый публичный курс лекций, прочитанный Грановским в 1843-1844 гг., А. И. Герцен оценил как крупное общественное событие. Он говорил о нем как об ученом, у которого интерес истины, интерес науки, интерес искусства, гуманности «поглощает все» [5, с. 206]. Наряду с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым Т. Н. Грановский стал одним из властителей дум передовой русской интеллигенции. В истории университетского образования Т. Н. Грановский оставил редкий опыт приложения науки к жизни, морали и идеям своего времени. Он показал огромную силу влияния живого слова преподавателя на слушателей. Когда по болезни он не смог читать лекции в университете, студенты обратились к нему с просьбой продолжить чтение лекций дома. В годы гонения на университеты и гимназии (1849-1855) Т. Н. Грановский выступил в защиту университетского образования, в защиту науки, воспитания и образования в России. Обучение классическим языкам в гимназиях было тогда почти прекращено. Начались гонения на греческую и римскую историю. Возник вопрос о способе...
    8. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 215кб.
    Часть текста: важно движение языка вследствие движения мысли: и вот где важность реформы, произведенной Карамзиным, и вот почему Карамзину принадлежит честь основания новой эпохи русской литературы. Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела. Загляните в журналы, в романы, в трагедии и вообще стихотворения эпохи, предшествовавшей Карамзину: вы увидите в них какую-то стоячесть мысли, книжность, педантизм и риторику, отсутствие всякой живой связи с жизнию. Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества. До Карамзина у нас на Руси думали, что книги пишутся и печатаются для одних "ученых" и что не-ученому почти так же не пристало брать в руки книгу, как профессору танцовать. Оттого содержание книг, по тогдашнему мнению, должно было быть как можно более важным и дельным, то есть как можно более тяжелым и скучным, сухим и мертвым. Более всех подходил тогда к идеалу великого поэта Херасков, потому что был тяжел и скучен до невыносимости. Он воспел в двух огромных поэмах два важные события из русской истории, и воспел их, не справляясь с историею, не стараясь быть ей верным. Истории русской он даже и не знал фактически. Россия освободилась от татарского ига не каким-нибудь решительным ударом, который бы нанесен был татарам соединенными силами всей Руси, мгновенно и мощно восставшей против общего врага. Куликовская битва осталась без решительных последствий: по...
    9. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья третья. Концепция русской государственности Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: идейного комплекса Н. М. Карамзина наиболее важным представляется его концепция русского самодержавия. Именно в нем русский мыслитель видел единственную силу, способную удержать российское общество от впадения в крайности революционных разрушений и массовых беззаконий. Стремление обосновать закономерность и необходимость самодержавия для блага России было одной из главных причин, побудивших Карамзина заняться историей. Еще в середине прошлого века его младший друг и современник князь П. А. Вяземский утверждал, что в потребности изучения прошлого России находят «вдохновение и основы консерватизма» историка (1). Поэтому, как верно заметила Л. Г. Кислягина, «если историческая концепция Карамзина раскрывает его политическую программу, то политическая дает ключ к пониманию его исторической концепции» (2). Здесь, как нам представляется, необходимо сделать краткое отступление. Речь идет о том, что в большинстве работ, посвященных карамзинскому творчеству, приоритет в исследовании тех или иных проблем отдавался, в первую очередь, как раз вопросам формирования и эволюции идеи самодержавия в политической доктрине Карамзина. Об этом свидетельствует подробное освещение многих сторон данной проблемы в трудах Ю. М. Лотмана, Л. Г. Кислятиной, Н. В....
    10. Белинский В. Г.: История государства Российского. Сочинение H. M. Карамзина (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: В тип. Э. Праца. 1842. В 8-ю д. л., XVII, 156, 192, 174 и 186 стр. текста; 150, 172, 138 и 162 стр. Примечаний. (Цена 50 р. асc. за все три книги; каждая книга отдельно 5 р. сер.; за пересылку каждой книги весов, за четыре фунта). 1 Мы говорили уже о намерении г. Эйнерлинга издать все 12 томов "Истории государства Российского" Карамзина в трех компактных книгах,-- намерении полезном в высшей степени. Мы жалели только, основываясь на программе, разосланной г. Эйнерлингом при газетах, что издание его не будет вполне удовлетворительно, не заключая в себе ни "ключа" к творению Карамзина, ни других приложений. Теперь, вместе с первою книгою этого издания, получили мы новое объявление г. Эйнерлинга, не оставляющее желать ничего более, и спешим приветствовать это предприятие от всего сердца, желая ему заслуженного успеха. Издатель не только обещает нам "Азбучный указатель, или Ключ к "Истории государства Российского"", составленный г. Строевым, вновь пересмотренный, дополненный и, разумеется, примененный к этому новому компактному изданию, но пользуется еще исправлениями и...