• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1851"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены (в сокращении)
    Входимость: 4. Размер: 29кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из письма к сыну
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Платонович Огарев (1813-1877)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    4. Волкова Н. Е.: Николай Михайлович Карамзин и Тверь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    5. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Карамзин Николай Михайлович. Основные даты жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из письма к жене
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    8. Багдасарова Софья: Прекрасные дамы Николая Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    10. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "О прекращении в некоторых гимназиях преподавания греческого языка и замене сего предмета курсом наук естественных"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. Вяземская Е. А. - Лобанову-Ростовскому Д. И., 9 мая 1808 г. (с припиской Н. М. Карамзина)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Погодин М. П.: Письмо из Симбирска об открытии памятника Карамзину
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 1. Размер: 59кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены (в сокращении)
    Входимость: 4. Размер: 29кб.
    Часть текста: языка в большей части русских гимназий не без причины изумила и, смею сказать, опечалила всех, принимающих к сердцу судьбы русского просвещения и знакомых с ходом его развития. Этою мерой бесспорно нарушалось строгое единство системы, оправдавшейся на деле в семнадцатилетие, столь богатое успехами всякого рода, министерства графа С. С. Уварова ( См. коммент. 2 к ст. С. П. Шевырев. ). Державная мысль, которой граф Уваров был счастливым и искусным истолкователем, ясно определила задачу русского просвещения, возвратив нас к коренным началам русской жизни, от которых в продолжении полутора столетия мы более или менее постоянно уклонялись. Исключительное и вредное преобладание иноземных идей в деле воспитания уступило место системе, истекшей из глубокого понимания русского народа и его потребностей. Эта система, изгоняя из наших учебных заведений все ненужное, случайно занесенное извне, значительно усилила чисто научную и учебную часть. Неоспоримые факты доказывают, как быстро двинулась у нас наука в эти семнадцать лет и насколько стала она независимее и самостоятельнее. Обязанности русского преподавателя, от профессора университета до сельского учителя, были определены с возможною отчетливостью. Каждому указана была цель его трудов, состоявшая в преподавании слушателям нужных им знаний в надлежащей полноте и современном, достойном науки виде, без сторонних, не идущих к преподаванию примесей. Умственная связь России с европейскою образованностью не была ослаблена, но отношение изменилось к нашей выгоде. Мы...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из письма к сыну
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: несколько слов. Ты входишь теперь в тот возраст, когда дети бедных людей начинают уже работать и серьезно заниматься, а потому я тебе расскажу не о Цюрихе, не о ипподроме, а о том, что здесь было в суде. Ты слыхал о знаменитом французском мыслителе Викторе Гюго; вчера судили его сына за то, что он написал в журнале статью, в которой говорил, что казнить людей отвратительно. Отец его сам стал защищать сына и, предвидя, что его сына все же обвинят и посадят в тюрьму, вот чем он кончил свою речь. «Сын мой, тебе делают сегодня великую честь: тебя считают достойным страдать за правду. С сегодняшнего дня ты вступаешь в действительную жизнь. Ты можешь гордиться, что в твоих летах ты уже на той скамье, на которой сидели Беранже и Шатобриан ( А. И. Герцен имеет в виду речь Виктора Гюго (11 июня 1851 г.), произнесенную на судебном процессе его сына Шарля Гюго, привлеченного за выступление против смертной казни. А. И. Герцен ошибочно назвал Ф. Р. Шатобриана вместо Ф. Р. Ламенне., )будь тверд и незыблем в твоих убеждениях, ты их принес в крови, ты им научился у твоего отца». Сына Гюго осудили на шесть месяцев. Когда они с отцом вышли из суда, народ, ожидавший их, окружил карету и кричал: «Да здравствует Гюго!» Гюго отвечал: «Да здравствует республика!» Ты видишь, дружок Саша, что как ни больно отцу, что он должен сына отдать в тюрьму, но для него этот день останется как один из лучших в жизни. Вспомни маленького...
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Платонович Огарев (1813-1877)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: (1813-1877) Николай Платонович Огарев (1813-1877) Николай Платонович Огарев Мировоззрение Н. П. Огарева формировалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, произведений Ж. -Ж. Руссо, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Вокруг Н. П. Огарева и А. И. Герцена возник студенческий кружок, в котором преобладали политические интересы. В 1834 г. Н. П. Огарев вместе с А. И. Герценом и некоторыми другими участниками кружка был арестован и после 9 месяцев тюрьмы сослан в Пензенскую губернию. Педагогические идеи Н. П. Огарева возникли вместе с его проектами улучшения форм хозяйствования помещиков. Так, в 1837 г. Огарев задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища («училища сельского хозяйства»), где преподавались бы грамота, закон божий и теория агрономии с возможными применениями на опыте. После смерти отца (1838) Н. П. Огарев освободил от крепостного состояния своего первого учителя, а в начале 1839 г. им были отпущены на волю крестьяне с. Верхний Белоомут Рязанской губернии с обязательством уплатить ему выкуп за землю. Во время поездки на Кавказ с разрешения пензенского губернатора (1838) Н. П. Огарев познакомился с поэтом-декабристом А. И. Одоевским. Эта встреча описана им в рассказе «Кавказские воды». После окончания срока ссылки (1839) Н. П. Огарев вернулся в Москву, где сблизился с В. Г. Белинским и Т. Н. Грановским. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом он стоял во главе зарождавшегося революционно-демократического...
    4. Волкова Н. Е.: Николай Михайлович Карамзин и Тверь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: реформатор русского языка художественной литературы, видный общественный деятель, лидер отечественной культуры, человек государственного ума, честный гражданин», сообщает «Исторический лексикон XVIII века» (IV. 1987 г.). Родился Н. М. Карамзин 12(1) декабря 1766 г. в с. Михайловка в семье состоятельного симбирского помещика. Как дворянин, с детства записан в армию; образование изначально было домашнее, потом - в пансионе Фовеля в Симбирске, московском пансионе Шадска. В 1782 г. призван на военную службу, но вскоре выходит в отставку (после смерти отца). По воспоминаниям современников, слушает лекции в Московском университете, занимается переводами, увлекается сочинительством, пишет стихи. Первая опубликованная повесть «Рыцарь нашего времени» в некоторой степени была автобиографична. В 1789 г., продав имение братьям, Н. М. Карамзин отправляется в Европу - на 18 месяцев. По возвращении опубликовал «Письма русского путешественника», привлекшие внимание русской читающей публики изящностью изложения своих впечатлений от всего увиденного в Европе, «своим слогом, появляется выражение «язык Карамзина», ему стали подражать». Н. М. Карамзин стал издателем первого русского журнала под названием «Московский журнал», где публикует и свои сочинения, в т. ч. сентиментальную повесть «Бедная Лиза». В 1801 г. Карамзин женится на Е. Н. Протасовой, родственнице своих друзей Плещеевых. Брак был счастливым, но после рождения дочери Софьи...
    5. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI века). Сын помещика, отставного армейского офицера, он провел детство в имении отца, воспитывался в частном учебном пансионе Симбирска и в пансионе профессора Московского университета Шадена (1775-1781), посещал лекции в университете. В 1782-1784 годах он некоторое время находился на военной службе в Петербурге, в Преображенском гвардейском полку, куда был записан с детства. Тогда же опубликовал свое первое произведение - перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога" (1783). После смерти отца в 1784 году Карамзин в чине поручика вышел в отставку, в июле 1785 года переехал в Москву и стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. И. Новиковым. Работая в этом журнале в качестве автора и переводчика, Карамзин через посредство земляка, И. П. Тургенева, на некоторое время тесно сближается с масонским кружком Н. Новикова "Золотой венец". Карамзин занимается переводами религиозно-нравоучительных сочинений, с 1787 года регулярно публикует свои переводы Томсона, Жанлис, Шекспира, Лессинга, а в мае 1789 года отправляется в долгое путешествие по Европе, которое описал в "Письмах русского путешественника" (1791-1792). Вернувшись в Россию, Н. М. Карамзин становится первым российским профессиональным литератором, основав "Московский журнал" (1791-1792), первое русское литературно-художественное периодическое издание, где печатал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Карамзин публикует "Письма русского путешественника", принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г. Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. Повесть "Бедная Лиза" (1792) принесла ему немедленное признание. В 1790-х годах он был главой российского...
    6. Карамзин Николай Михайлович. Основные даты жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину. 1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н. И. Новикова. Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». 1785–1789 – член московского кружка Н. И. Новикова. Масонскими наставниками Карамзина были И. С. Гамалея и А. М. Кутузов. Выйдя в отставку и вернувшись в Симбирск, познакомился с масоном И. П. Тургеневым. 1787 – публикация перевода Карамзиным оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря». Написано стихотворение «Поэзия», где Карамзин выразил мысль о высокой общественной роли поэта. 1788 – опубликован перевод трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». 1789–1790 – в «Детском чтении» опубликована первая оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789). Совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения (Гердером, Виландом, Лафатером и др.). Посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки...
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из письма к жене
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из письма к жене Из письма к жене 22 июня 1851 г. Париж ... Да, соединимся на великом деле воспитания... я буду писать для Саши; это мне легче, нежели давать уроки. Но только я ему буду проповедовать не одну любовь, а и ненависть: кто никогда не ненавидел, тот еще не жил вполне; какое это живое, вечно присущее, вечно жгучее чувство. В моей жизни недоставало долго этой ненависти... она взошла. Не одну веру надобно проповедовать, но готовить к сомнению, готовить к тому, что жизнь принесет потом из-за угла, a 1'impoviste ( Неожиданно, врасплох (фр.). ) Примечания Печатается по изданию: Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1961. С. 187- 188. Письмо жене, Н. А. Герцен (22/10 июня 1851 г., Париж) - продолжение разговора А. И. Герцена о воспитании сына Александра. Тема формирования человека - борца за народное счастье - главная в герценовском понимании сущности революционной педагогики.
    8. Багдасарова Софья: Прекрасные дамы Николая Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: в их дом попал юный Пушкин и влюбился в Екатерину без памяти. Даже великий Карамзин, которого в юности Пушкин весьма почитал, для него терялся на фоне своей жены. «Скажи, не будешь ли сегодня / С Карамзиным, с Карамзиной?» — писал он, например, Жуковскому. Существует версия, что именно она является «утаенной любовью» поэта. Жена Карамзина отличалась не только красотой, но и вкусом и эрудицией. Она помогала историографу, вычитывая корректуру 12-томной «Истории», а после его смерти довела до конца издание последнего тома. Карамзин умер в 1826 году, однако салон оставался местом притяжения поэтов и писателей еще четверть века. К его хозяйкам приезжали несколько поколений русских писателей — и Жуковский, и Пушкин с Вяземским, и Лермонтов с Гоголем. Также здесь бывали Брюллов, Глинка и Даргомыжский, Владимир Одоевский, Мятлев, Растопчина, Самарин, Смирнова-Россет, Соболевский и многие другие. Это был «истинный оазис литературных и умственных интересов», который вдобавок украшали многочисленные дочери писателя. Здесь впервые были прочтены вслух авторами и лермонтовский «Демон», и гоголевские «Мертвые души». СТАРШАЯ ДОЧЬ Софья Николаевна Карамзина (1802–1856) была ребенком писателя от первого брака с Елизаветой Протасовой. Потеряв мать в младенчестве, она воспитывалась мачехой Екатериной Андреевной вместе с девятью братьями и сестрами (из которых выжило пятеро). Оставшись незамужней и занимая привилегированное положение фрейлины, в поздний период существования литературного салона Карамзиных она перехватила эстафету хозяйки у своей немолодой мачехи. Софья — друг и ровесница Пушкина, со временем стала еще большей приятельницей юного Лермонтова, который посвящал ей стихи и писал ей множество писем из разных уголков России. Именно к Софье обратилась бабушка Лермонтова с просьбой похлопотать через Жуковского о прощении внука за...
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: первой половины XIX в. Степан Петрович Шевырев (1806-1864) Степан Петрович Шевырев (1806-1864) Степан Петрович Шевырев В 1823 г. С. П. Шевырев поступил на службу в Московский архив государственной коллегии иностранных дел, где приобрел навык в чтении древних рукописей. Состоял в кружке «Общества любомудрия» («Общество любомудрия» - философско-литературный кружок в Москве (1823- 1825), участниками которого являлись В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, С. П. Шевырев и другие. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте и особенно Ф. В. Шеллинга. «Любомудры» сыграли заметную роль в разработке идеалистической диалектики и философии искусства в России.). Участвовал в издании «Московского вестника» (1827-1828), в котором печатал статьи об искусстве, переводы и оригинальные стихотворения, вел отдел литературной критики. Будучи за границей (1829-1832) - в Германии (в Веймаре встречался с Гёте), Италии, Швейцарии, изучал историю и теорию искусства, итальянский, испанский и английский языки и литературу (словесность). После его возвращения в Москву С. С. Уваров (Уваров, Сергей Семенович (1786-1855) - русский государственный деятель, министр народного просвещения (1833-1849). Автор формулы «Православие, самодержавие, народность».), в то время помощник министра народного просвещения, предложил ему место адъюнкта по кафедре русской словесности Московского университета. Но поскольку С. П. Шевырев не имел ученой степени, он пишет работу («Данте и его век», 1853), напечатанную затем в «Записках Московского университета» (1833, № V; 1834, № XI), и читает (июнь 1833 г.) пробную лекцию на заседании университетского совета («Изящные искусства в XVI в.»). Лишь после этого Шевырев был избран адъюнктом по...
    10. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: (вариант 1) Карамзин Николай Михайлович 12(01).12.1766, село Знаменское (Карамзино тож) Симбирской провинции Казанской губернии (ныне село Карамзинка Майнского района Ульяновской области) – 3.06(22.05).1826, Санкт–Петербург), писатель, историк, журналист, критик, почётный член Петербургской Академии наук. Происходил из крымско-татарского рода, известного с XVI в. Отец писателя – симбирский помещик среднего достатка, отставной гвардии капитан Михаил Егорович Карамзин, мать – Екатерина Петровна (урождённая Пазухина). В возрасте 2-х лет Н. М. Карамзин лишился матери. Детские годы Н. М. Карамзина прошли в родовом имении Знаменское (Карамзино тож), Именно Знаменское оказало огромное влияние на воспитание будущего писателя, привило любовь к родине, к человеку, его мыслям и чувствам как самому ценному, что есть на Земле. В Знаменском он познакомился с лучшими образцами европейской классики, с книгами по древней и новой истории, с жизнеописаниями великих людей. После получения домашнего образования Карамзин учился в частном пансионе Фовеля в Симбирске. В 1774 г. отец записал Николая Карамзина в “армейские полки”, затем отдал в пансион профессора Московского университета И. И. Шадена (1778), где Карамзин изучал литературу, историю, философию, поэтику, иностранные языки. Одновременно Н. М. Карамзин посещал лекции в Московском университете. В 1781 г. Карамзин вступил в действительную службу в гвардейский Преображенский полк в Петербурге. Здесь он сблизился со своим...