• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1966"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Карамзин творит Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    2. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 20 апреля 1787 г.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    4. Серман И. З., Кудрявцев И. А.: Карамзин Николай Михайлович (Большая советская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    5. Ключевский В. О.: Н. М. Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    6. Орлов П. А.: "Бедная Лиза" Карамзина и сентиментально-повествовательная литература конца XVIII – начала XIX в.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В павловское царствование…
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 1. Размер: 137кб.
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Земляки
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    10. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Изображение взаимной связи государственных сведений (отрывок)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. О просвещении народном и оного следствиях (в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    14. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Опыт о просвещении относительно к России
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    16. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    17. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Егоров Б.: Биография души
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    18. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Что такое человек?
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    19. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    20. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    21. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Швейцарии
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    22. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    23. Муравьев В. Б.: Карамзин. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    25. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Германии у Канта
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    26. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Произведения Н. М. Карамзина и основная литература о нем
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Карамзин творит Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: с Н. И. Новикова, и исследователи вплоть до наших дней безоговорочно приравнивают путешественника из «Писем русского путешественника», Филалета или Мелодора из их переписки, Чувствительного из очерка «Чувствительный и Холодный», «я» повествователя из «Сиерры-Морены» и «Острова Борнгольм» — автору (столь же определенно видят не только в Агатоне из «Цветка на гроб моего Агатона», но и в Мелодоре и Леониде («холодном») прямые портреты Петрова). И Карамзин, безо всякого сомнения, не только предчувствовал, но и стимулировал такое восприятие. Однако Карамзин завещал русской культуре не только свои произведения и не только созданный им новый литературный язык — он завещал ей свой образ, свой человеческий облик, без которого в литературе пушкинской эпохи зияла бы ничем не заполнимая пустота. Природа этого образа была весьма сложной. Внутренняя сфера личности Карамзина герметична. Почти никого из своих современников и друзей он не впускал в святая святых своей души. Можно полагать, что туда был открыт доступ Катерине Андреевне — второй жене писателя, однако это навсегда останется областью предположений. Парадоксально, но один из самых нуждавшихся в дружбе русских писателей, писатель, создавший подлинный культ дружбы, всегда окруженный учениками и поклонниками, не только был глубоко одинок — это удел слишком многих, — но и был чрезвычайно скуп на душевные излияния и ревниво хранил...
    2. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 20 апреля 1787 г.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: что сердце твое преисполнено любви и уважения к нему? Хорошо, но разве ты от него не требовал настоятельного ответа? Написал ли бы ты к нему, если б был совершенно уверен, что он тебе не ответит? И можешь ли ожидать ответа, не выказав слабости своего рассудка, так как тысячи людей с таким же правом могли бы предъявить подобное требование, почему и невозможно было бы удовлетворить ни их, ни тебя? Неужели же тот, кто посвятил все дни и все часы своей жизни на пользу человечества, тот, кто так занят, что никогда не имеет отдыха и не может думать, если смею так выразиться, о частной пользе, чтобы не терять из виду общего блага, - неужели такой человек должен жертвовать хотя бы несколькими минутами своего кратковременного сна для переписки с юношей, не только отдаленным от него, но и не имеющим в себе ничего такого, что было бы достойно его внимания, - вовсе не обладающим теми качествами, которыми друзья этого человека должны отличаться от всех других людей? - - Такие вопросы заставляли меня краснеть от стыда. Лафатер! не сон ли это! получил ли юноша в самом деле письмо от этого мужа? - О, да! это уже не сон; письмо, которое я перечитал уже не одну сотню раз, лежит перед мною. - Я радуюсь, потому...
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: очерк общего и специального образования в России. Спб., 1884. 9. История социальных учений. Ч. 4. М., 1974. 10. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. 3-е изд. М., 1930. 11. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг., 1915. 12. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. М., 1910. 13. Колбасин Е. Литературные деятели прошлого времени. Спб., 1859. 14. Константинов Н. А., Стру минский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953. 15. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ... 2-е изд. Спб., 1875. 16. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). Ч. 3 (1828-1856). Спб., 1899. 17. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. Ч. Н. Спб., 1866. 18. Медынский Е. Н. История русской педагогики: До Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд., испр. и доп. М., 1938. 19. Милюков П. Очерки по истории...
    4. Серман И. З., Кудрявцев И. А.: Карамзин Николай Михайлович (Большая советская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: в Россию, издавал «Московский журнал» (1791‒92), в котором опубликовал и свои художественные произведения (основная часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза.», «Наталья, боярская дочь», стихотворения «Поэзия», «К Милости» и др.). Журнал, печатавший также критические статьи и рецензии К. на литературные и театральные темы, пропагандировал эстетическую программу русского сентиментализма. К Великой французской революции К. отнёсся с пристальным вниманием. Период якобинской диктатуры (1793‒94) вызвал у него настроение разочарованности. Позже К. в целом положительно относился к буржуазному правопорядку, который был сохранён и упрочен Наполеоном I. После вынужденного почти полного молчания в царствование Павла I К. вновь выступил как публицист, обосновывая в своём журнале «Вестник Европы» программу умеренного консерватизма. В этом же журнале была опубликована его историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803), утверждавшая неизбежность победы самодержавия над вольным городом. Литературная деятельность К., признанного главы рус. сентиментализма, сыграла большую роль в разработке рус. литературой проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка. Ранняя проза К. оказала влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. С середины 1790-х гг. определился интерес К. к проблемам истории. Он оставляет художественную литературу и работает главным образом над «Историей государства Российского» (т. 1‒8, 1816‒17; т. 9, 1821; т. 10‒11, 1824; т. 12, 1829; переизд. неоднократно), которая стала не только...
    5. Ключевский В. О.: Н. М. Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: за речами и поступками героев пьесы, за развитием драматической интриги, ее завязкой и развязкой. У него каждое действующее лицо позирует, каждый факт стремится разыграться в драмат[ическую] сцену. По временам является на сцену и народ; но он остается на заднем плане, у стены, отделяющей сцену от кулис, и является обыкновенно в роли deus ex machina 2 или в виде молчаливой, либо бестолково галдящей толпы. Он выводится не как историческая среда, в которой действуют герои, а тоже в роли особого героя, многоголового действующего лица. Герои Карамзина действуют в пустом пространстве, без декораций, не имея ни исторической почвы под ногами, ни народной среды 3 вокруг себя. Это - скорее воздушные тени, чем живые исторические лица. Они не представители народа, не выходят из него; это особые люди, живущие своей особой героической жизнью, сами себя родят, убивают один другого и потом куда-то уходят, иногда сильно хлопнув картонной дверью. Они ведут драматическое движение, но сами не движутся, не растут и не стареют, уходя со сцены такими же, какими пришли на нее: русские князья южной Руси XI--XII в. говорят, мыслят и чувствуют так же, как русские князья северной Руси XIV и XV в.,...
    6. Орлов П. А.: "Бедная Лиза" Карамзина и сентиментально-повествовательная литература конца XVIII – начала XIX в.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: кажутся им удобным фоном для показа демократичности и революционности автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Трудно сказать, насколько выигрывает от такого сравнения Радищев, но Карамзин, бесспорно, страдает от этой методологии. Увлекаясь демократизмом и революционностью Радищева, исследователи теряют чувство меры и начинают говорить о Карамзине тоном безоговорочного осуждения. Само исследование строится по принципу жестких контрастов: если Радищев — революционный писатель, враг самодержавия и крепостничества, то Карамзин, согласно выработанному методу, может быть только реакционером, яростным защитником самодержавия и крепостного права. Так, указанная выше антитеза находит себе место в известной книге В. Н. Орлова «Радищев и русская литература» (1952). «Карамзин и Радищев, — пишет исследователь, — стоят в начале раздельных путей, по которым русская литература пошла впоследствии — в пушкинское время и позже. Консервативно-реакционный сентиментализм Карамзина и его последователей уводил в сторону от жизни — в область грустных воспоминаний об утраченных «идеалах» феодальной эпохи... к оправданию устоев и правопорядка самодержавно-крепостнического строя. Активное, революционное искусство Радищева вело к жизни, к народности, к глубокому раскрытию противоречий социально-исторической действительности, к борьбе ...
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В павловское царствование…
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: деревне: «Любезнейший мой Иван Иванович! Екатерины II не стало 6 ноября, и Павел I наш император. Увидим, какие будут перемены»  [392] . Мы видели, какие надежды возлагались на Павла в кругах, к которым Карамзин был близок. Поэтому неудивительно, что он был настроен оптимистически. В письме к брату — преувеличенные надежды. Из девиза: «жить без страха и надежды» он готов, кажется, выполнять лишь первую часть: «Государь хочет царствовать с правдою и милосердием, и обещает подданым своим благополучие; намерен удаляться от войны и соблюдать нейтралитет в рассуждении воюющих держав. — Трубецкие, И. В. Лопухин, Новиков, награждены за претерпение; первые пожалованы сенаторами, Лопухин сделан секретарем при императоре, а Новиков, как слышно, будет университетским директором. Вероятно И. П. Тургенев будет также предметом государевой милости, когда приедет в Петербург»  [393] . Так Карамзин пишет брату 17 декабря 1796 года, выбирая из потока слухов самые благоприятные и преувеличенные в хорошую сторону. Но радужные надежды надеждами, а опыт берет свое. Привычка помнить, что письма на почте читают, уже сложилась. Он явно думает о Кутузове, возможно, и о Радищеве, но предпочитает по почте об этом не писать. Думает он и о себе, но обходит этот вопрос по другой причине. В письме Дмитриеву от 29 декабря того же года он пишет: «Я мог бы ехать в Петербург; но не скажут ли, что я еду искать, добиваться и пр.?»  [394] Это очень важное свидетельство. Из него вытекает, что, во-первых, Карамзин считал себя также...
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 1. Размер: 137кб.
    Часть текста: г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал. Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения. Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого...
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Земляки
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Карамзина. Земляки ЗЕМЛЯКИ Описывая свой отъезд из Парижа, Карамзин заметил: «Почти все мои земляки провожали меня» (322). Восстановить имена тех членов русской колонии, с которыми общался Карамзин в Париже, очень трудно. «Письма русского путешественника» дают для этого слишком скупой материал. Следует, однако, отметить, что с «великосветским» русским Парижем (князья Голицыны, кн. Шаховская и др.) Карамзин, видимо, не встречался вообще. Не представлялся он русскому послу Симолину, который, видимо, даже не знал о его пребывании в Париже. Однако у Карамзина в Париже был круг земляков, с которыми он встречался, делился впечатлениями и обменивался мнениями. Находка рекомендательного письма к Ж. Ромму позволяет ввести в круг парижских земляков и собеседников Карамзина П. А. Строганова и А. Н. Воронихина. Воспитатель Строганова Ромм не только записал своего ученика в Клуб якобинцев, но и водил его и Воронихина на собрания «бешеных». Как часто встречались они в Париже с Карамзиным и какой характер имели их встречи, мы не знаем. Если...
    10. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: Жанлис и др. (в журн. "Детское чтение", изд. Н. И. Новиковым). В том же году Новиков опубл. его перевод трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", тогда же написано стих. "Поэзия", где К. выразил мысль о высокой обществ. роли поэта. В 1788 К. опубл. перевод трагедии Лессинга "Эмилия Галотти"; в "Детском чтении" - первую оригинальную повесть "Евгений и Юлия" (1789). Убеждения молодого К. противоречивы. Философия Просвещения и лит-ра сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравств. достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетич. концепции К. Но как дворянский идеолог он не принял просветит. идеи равенства людей. Весной 1789 К. уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революц. пр-ва, посещал заседания Учредительного собрания. К. писал: "Французская революция относится к таким явлениям, каковые определяют судьбы человечества на долгие годы. Открывается новая эпоха. Мне дано видеть ее, а Руссо предвидел..." (это суждение, относившееся к 1791--92, вошло в статью "Несколько слов о русской литературе", опубликованную в гамбургском журнале в 1797). Из Франции К. направился в июне 1790 в Англию. В Москву К. вернулся осенью 1790. В 1791--92 он издавал ежемес. "Московский журнал", в к-ром напечатал большую часть "Писем русского...