• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1792"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 22. Размер: 47кб.
    2. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 13. Размер: 135кб.
    3. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 11. Размер: 119кб.
    4. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 9. Размер: 44кб.
    5. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 7. Размер: 63кб.
    6. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 6. Размер: 137кб.
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    8. Песнь мира
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Мечтатели
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    10. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    11. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    12. Карамзин Николай Михайлович. Основные даты жизни и творчества
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    13. Биография (вариант 5)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    14. К милости
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    15. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Автобиография и построение самого себя
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    16. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    17. Биография (вариант 3)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    18. Муравьев В. Б.: Карамзин. Основные даты жизни и творчества H. М. Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    19. Наталья, боярская дочь
    Входимость: 2. Размер: 83кб.
    20. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Швейцарии
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    21. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава I. Утро жизни. 1766–1778
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    22. Кудрявцев И. А.: Карамзин Николай Михайлович (Советская историческая энциклопедия, 1973—1982)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    23. На разлуку с Петровым
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    24. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    25. Мелодор к Филалету
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    26. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Начало пути
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    27. От издателя к читателям
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    28. Кладбище
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    29. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    30. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 4
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    31. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    32. Письма русского путешественника. Май 1789 г.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    33. Эйдельман Натан: Последний летописец. Слава
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    34. Странные люди
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    35. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Домой
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    36. Прости
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    37. Полевой Н. А.: История государства Российского. Сочинение Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    38. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    39. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    40. Эпитафии (для умершей двулетней девочки)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    41. Биография (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    42. Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    43. Милюков П., Кирпичников А.: Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    44. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава III. Лорд Рамзей. 1785–1789
    Входимость: 2. Размер: 136кб.
    45. Бедная Лиза
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    46. Сорникова М. Я.: Жанровая модель новеллы в "Письмах русского путешественника" Н. М. Карамзина"
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    47. Юлия
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    48. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (Составитель Петр Александрович Лебедев)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    49. Вяземская Е. А. - Лобанову-Ростовскому Д. И., 9 мая 1808 г. (с припиской Н. М. Карамзина)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    50. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Кризис
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 22. Размер: 47кб.
    Часть текста: в с. Знаменское Симбирской губ. и Симбирске. Обучался нем. языку у местного врача-немца; много читал (в круг его чтения входила «Римская история» Ш. Роллена в переводе В. К. Тредиаковского , произведения Ф. А. Эмина и переводные романы XVIII в., преимущественно фр.). Воспитывался в Симбирске в дворянском пансионе Фовеля; с 1779 или 1780 – в Москве в пансионе проф. Моск. ун-та И. М. Шадена, где совершенно овладел нем. языком, изучил фр. и др. языки; одновременно посещал лекции в Моск. ун-те. С 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774). 28 апр. 1781 получил чин подпрапорщика. Подружился с А. И. Дмитриевым и особенно с И. И. Дмитриевым; вместе они обсуждали прочитанные книги и собственные литературные опыты. Первым трудом К. И. И. Дмитриев называет перевод с нем. – «Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях» (не сохр.). Годовой отпуск (с 11 сент. 1781) провел в Знаменском. В связи со смертью отца 6 февр. 1783 вновь взял отпуск на 11 месяцев и уехал из Петербурга в Симбирск. В 1783 К. впервые выступил в печати с прозаическим...
    2. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 13. Размер: 135кб.
    Часть текста: Радищева о сочинении им «возмутительной книги». 17 июля состоялся последний допрос Радищева Шешковским. Следователь спрашивал, с каким намерением посылал Радищев свою книгу в чужие края Кутузову и не намеревался ли ее там печатать. Радищев отвечал, что посылал лишь по дружбе, для прочтения, а печатать ее в чужих краях намерения не имел. Конечно, с возвращением Карамзина этот допрос никак не связан, но можно предположить (и Карамзину, наверное, приходила такая мысль), что следователи могли бы обратить внимание и на него. Опасение не лишено было оснований, что и показали дальнейшие события. Сведения о Радищеве проникали в общество из нескольких источников. Время от времени сама императрица в разговоре роняла то одно, то другое замечание по поводу книги Радищева, и ее слова повторялись в гостиных. Кое-что проникало и из застенков Тайной канцелярии. Безусловно, Карамзин должен был по требованию правил этикета нанести визит А. Р. Воронцову, и, конечно, их разговор не мог не коснуться Радищева, а Воронцов по своему положению и связям был осведомлен о происходящем в Тайной канцелярии более чем кто-либо в Петербурге. Дело Радищева, как все понимали, призвано было показать обществу новый поворот политики и новое направление, которое угодно было императрице указать умам и мыслям подданных. А кое-кого и припугнуть. Екатерине шел шестьдесят второй год, и она, по ее собственному заявлению, «возвратилась к жизни, как муха после зимней спячки», снова была...
    3. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 11. Размер: 119кб.
    Часть текста: предмет наслаждения для читателей разных поколений — не появляются неожиданно. Они органически вырастают в потоке движения, в котором главную массу составляют писатели и книги, быстро забываемые потомками. Но без понимания роли и значения этих не гениальных, забытых писателей теряется живое восприятие искусства. Оно превращается в собрание шедевров, гениальных в отдельности, но не связанных между собой логикой культурного движения. К числу литераторов, направлявших в свое время развитие культуры, но далеких от эстетических представлений современного читателя, принадлежит и Карамзин. Даже образованный человек наших дней знает Карамзина только как автора чувствительной и архаичной «Бедной Лизы», а его «Историю» помнит по нескольким пушкинским эпиграммам. Канонизированный гимназическими и школьными учебниками «мирный» образ Карамзина противоречит тому, что мы знаем об исторической судьбе его наследия. Он не объяснит нам, почему на протяжении многих лет, перейдя за грани жизни писателя, творчество его вызывало страстное поклонение и пылкое осуждение, любовь и ненависть. Молодой Пушкин осыпает Карамзина эпиграммами, а в 1836 году пишет: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности». Современники, боровшиеся за окончание «карамзинского периода», отчетливо видели его недостатки, так же как они видели недостатки дворянского периода литературы в целом. Но не следует забывать ни того, что дворянский период русской литературы дал ей Пушкина, Грибоедова и декабристов, ни того, что у истоков этого периода стоял Карамзин. Но значение Карамзина шире и сравнительно узких рамок «карамзинского...
    4. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 9. Размер: 44кб.
    Часть текста: тем пить кофе, какого не умеют варить ни в Германии, ни в Швейцарии; потом кликнуть парикмахера, говоруна, враля, который наскажет вам множество забавного вздору о Мирабо и Мори, о Бальи и Лафаете; намажет вашу голову Прованскими духами и напудрит самою белою, легкою, пудрою; а там, надев чистой, простой фрак, бродить по городу, зайти в Пале-Рояль, в Тюльери, в Елисейския поля, к известному Писателю, к художнику, в лавки, где продаются эстампы и картины, — к Дидоту, любоваться его прекрасными изданиями классических Авторов, обедать у Ресторатёра [221] , где подадут вам за рубль пять или шесть хорошо приготовленных блюд с десертом; посмотреть на часы, и расположить время свое до шести (т. е. до театра. — Ю. Л. ), чтобы, осмотрев какую нибудь церковь, украшенную монументами, или галлерею картинную, или библиотеку, или кабинет редкостей, явиться, с первым движением смычка, в Опере, в Комедии, в Трагедии, пленяться гармониею, балетом, смеяться, плакать — и с томною, но приятных чувств исполненною душею отдыхать в Пале-Рояль, в Cafe de Valois, de Caveau, за чашкою баваруаза (напиток из сладкого чая, кофе или шоколада с молоком и специями. — Ю. Л. ); взглядывать на великолепное освещение лавок, аркад, алей в саду; вслушиваться иногда в то, что говорят тамошние глубокие Политики; наконец возвратиться в...
    5. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 7. Размер: 63кб.
    Часть текста: его перевод первого и четвертого действий знаменитой санскритской пьесы Калидасы "Узнанная (по кольцу) Шакунтала". Перевод этот, озаглавленный "Сцены из " Саконталы", индийской драмы" *, нередко упоминается в разного рода книгах, статьях, биобиблиографических справочниках, но никогда не был подвергнут сколько-нибудь внимательному рассмотрению. Между тем он заслуживает такового, по крайней мере, по нескольким основаниям. Во-первых, он устанавливает принципиально новую веху в развитии русско-индийских литературных связей. Во-вторых, он в высокой мере показателен для творческой биографии Карамзина, отражая круг его интересов, литературных предпочтений и вкусов и придавая им дополнительное освещение. В-третьих, он занял свое - пусть и скромное - место в процессе формирования жанрового пространства русской классической литературы и становления нового литературного языка - процессе, непосредственно связанном с именем Карамзина. Этих особенностей карамзинского перевода мы и намерены ...
    6. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 6. Размер: 137кб.
    Часть текста: а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал. Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения. Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность...
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    Часть текста: деятельной подготовке к изданию «Московского журнала». В январе вышла первая книжка. Ей предшествовала напряженная деятельность издателя. Карамзин любил становиться в позу дилетанта, «друга Милых», светского человека, иногда — кабинетного мудреца, юного стоика, поклонника богини Меланхолии. Все эти роли он охотно выставлял напоказ и именно в таком образе рисовался он друзьям и читателям. Но стоит внимательно присмотреться, и перед нами раскрывается еще один — довольно неожиданный — образ: образ человека, умело берущегося за дело, исключительно быстро овладевающего необходимыми профессиональными навыками, не гнушающегося никакой, в том числе и самой черновой, работой. И как в дальнейшем никто не заметил, когда Карамзин овладел вспомогательными историческими дисциплинами, научился палеографии, хронологии почерков и бумаги, критике источников и анализу языка — все на высоком профессиональном уровне своего времени, — так и в начале 1790-х годов мы не можем определить момента, когда Карамзин становится профессиональным журналистом: мы сразу застаем его во всеоружии навыков и как бы изначально вооруженного опытом. Для того, чтобы издавать журнал, надо было организовать подписку, рассчитать финансовые средства, договориться с типографиями, выбирать шрифты, подбирать и заказывать виньеты, вести переписку с авторами, подбирать материалы, переводить и писать, писать, писать… Достаточно посмотреть на дошедшие до нас корректуры, правленные рукой Карамзина, чтобы убедиться, что все стороны профессионального труда делались им con amore  [306] . Во вторую половину жизни официальное звание историографа узаконит эту сторону деятельности как равноправную с другими («историограф» звучит для...
    8. Песнь мира
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    Часть текста: в наш край И от горних стран эфира В тьму низносит светлый рай. Хор Бури, громы умолкают; Тучи черны исчезают; Исчезает, как призрак, Ужас бледный, дым и мрак. Всё в Природе оживает; Свет проник в густую тень: Пышно роза расцветает, Как весною в красный день; Луг пушится, зеленеет, Клас сребрится вдалеке, Плод златый на древе зреет, Бальзам веет в ветерке. Хор Миллионы, веселитесь, Миллионы, обнимитесь, Как объемлет брата брат! Лобызайтесь все стократ! Птички снова прилетают В наши рощи и леса; Снова в песнях прославляют Мир, свободу, небеса. Агнец тигра не боится И гуляет с ним в лугах; Всё творение дружится, На земле и на водах. Хор Миллионы да ликуют! Миллионы торжествуют! Век Астреин, оживи! С целым миром мы в любви! В рощах слышны звуки лиры; На брегах кристальных вод Нимфы, фауны, сатиры Составляют хоровод. И Силен неутомимый Громким голосом поет; Пляшет с нимфою любимой И к веселью всех зовет. Хор Пойте, пойте духа радость!.. Лейте, лейте в сердце сладость! Век Астреин, оживи! С целым миром мы в...
    9. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Мечтатели
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: Комната в Лондонском отеле. За столом сидят три молодых человека. Все трое иностранцы. Один из них датчанин, другой немец, третий «московит» — русский путешественник. Всех ждет различное будущее: первый станет профессором химии в Копенгагенском университете, второй — советником веймарского двора, третий — русским писателем и историком. Однако сейчас они настроены мечтательно и энтузиастически. Одному из них — барону Вильгельму фон Вольцогену — Карамзин посвятил последние строки своих парижских «Писем», живо рисующие атмосферу, царившую в небольшом дружеском кружке: «Прости, любезный Париж! прости, любезный В<ольцоген>! Мы родились с тобою не в одной земле, но с одинаким сердцем; увиделись, и три месяца  [243] не расставались. Сколько приятных вечеров провел я в твоей Сен-Жерменской Отели, читая привлекательныя мечты единоземца и соученика твоего Шиллера, или занимаясь собственными нашими мечтами, или философствуя о свете, или судя новую Комедию, нами вместе виденную! Не забуду наших приятных обедов за городом, наших ночных прогулок, наших рыцарских приключений, и всегда буду хранить нежное, дружеское письмо твое, которое тихонько написал ты в моей комнате за час до нашей разлуки. Я любил всех моих земляков в Париже; но единственно с тобою и с Б<еккером> мне грустно было расставаться» (321–322). В 1799 году Вольцоген принял участие в сватовстве веймарского кронпринца к дочери русского императора Марии Павловне, сестре будущего императора Александра I. В связи с этими хлопотами он приехал в Петербург и тотчас же возобновил знакомство с Карамзиным. 11 июля 1801 года Карамзин откликнулся письмом, в котором писал: «Ваше известие, мой дорогой друг и барон, мне напомнило увлекательный период моей жизни, тот, когда...
    10. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    Часть текста: Москву, где и принялся готовить издание собственного журнала, который начал выходить со следующего, 1791 года под названием "Московский журнал". С первого же номера Карамзин стал публиковать писавшиеся под свежим впечатлением только что проделанного путешествия по Европе "Письма русского путешественника" - свое первое крупное произведение. Два года печатались "Письма" в "Московском журнале", вызвав широкий читательский интерес, принеся автору известность и уважение. В последнем, сдвоенном октябрьско-ноябрьском номере "Московского журнала" за 1792 год было завершено печатание написанной части "Писем русского путешественника". Последнее п"Исьмо, помеченное: "Париж, 27 марта" - рассказывало о первом дне пребывания в столице Франции. Расставаясь с подписчиками "Московского журнала", Карамзин сообщал, что уезжает из Москвы, прекращает издание журнала, чтобы в "часы отдохновения" писать "безделки" (так шутя Карамзин называл произведения малых жанров - стихотворения, повести, статьи), которые вместе с "безделками" своих друзей станет печатать в виде "маленьких тетрадок" под названием "Аглая". "Письма русского путешественника" он обещал "напечатать особливо в двух частях: первая заключится отъездом из Женевы, а вторая возвращением в Россию". Политические обстоятельства принуждали Карамзина к сстоожности - во Франции продолжалась революция, 10 августа 792 года новое народное восстание свергнуло монархию, французский король Людовик XVI был арестован. Созданный после восстания Конвент (сентябрь 1792) в начале зимы готовил суд над королем. В январе 1793 ...