• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1815"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Смирнов А.: Как создавалась "История государства Российского"
    Входимость: 5. Размер: 166кб.
    2. Балдин Андрей: Протяжение точки. О нахождении Арзамаса
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    3. Хроника написания Н. М. Карамзиным "Истории государства Российского" в Остафьеве
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    4. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава IX. Путь в Петербург. 1812–1816
    Входимость: 3. Размер: 103кб.
    5. Эйдельман Натан: Последний летописец. До 1560 года...
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    7. Алексеев М. П.: Английские переводы произведений Карамзина и его современников
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    8. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    10. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    11. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    12. Погодин М. П.: Историческое похвальное слово Карамзину
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    13. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Пятая часть. Пророк
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    14. Карамзин Н. М. - Лунину А. М., 7 января 1812 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин как историк
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    16. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    17. Балдин Андрей: Протяжение точки. Адмирал Шишков и "Сейчас"
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    18. Стихи к портрету И. И. Дмитриева
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    19. Эйдельман Натан: Последний летописец. Близ царя
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    20. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 215кб.
    21. Ключевский В. О.: Н. М. Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    22. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    23. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Отрывки из документов
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    25. История государства Российского. Предисловие
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    26. Побегайло Елена: Карамзин Николай Михайлович. Историк и литератор
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    27. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. От самого падения Римской империи до наших времен просвещение
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    28. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    29. Перехвальская Е.: Карамзин Н. М. Первый русский историк
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    30. Муравьев В. Б.: Карамзин. Основные даты жизни и творчества H. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    31. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Иванович Давыдов (1794-1863)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Биография (вариант 9)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    33. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 11
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    34. Письма русского путешественника. Июнь 1789 г.
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    35. Вяземский П. А.: Н. М. Карамзин (Письмо к редактору С. -Петербургских ведомостей)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    36. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    37. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    38. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 23 апреля 1813 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    39. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    40. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава VII. О любви к отечеству и народной гордости. 1803–1811
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    41. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    42. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    43. Эйдельман Натан: Последний летописец. Часть II. Пример единственный
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    44. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены (в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    45. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смирнов А.: Как создавалась "История государства Российского"
    Входимость: 5. Размер: 166кб.
    Часть текста: — делится на две эпохи: первую проводим мы в будущем, а вторую в прошедшем, когда горячка юности пройдет». Если отнести эти слова к автору, то надобно признать, что первая их часть характеризует молодого создателя «Писем русского путешественника», вторая же — творца «Истории государства Российского». Пострижение Карамзина в историографы (выражение П. А. Вяземского) произошло в 1804 году, на 38 году жизни, когда он был в расцвете творческих сил. Ко времени принятия ответственного решения Карамзин обладал солидным литературным опытом. Известен был как автор упомянутых «Писем», издатель-редактор лучших для своего времени периодических изданий и альманахов, а также собрания сочинений ряда писателей (Державина, Дмитриева). В его ранних работах виден устойчивый интерес к историческим сюжетам, обращения к милой его сердцу русской старине, хорошее знакомство с российскими древностями»; в свой текст он мастерски включал летописные данные, держась как можно ближе к языку подлинника, сохраняя тональность, выразительность последнего. Словом, хорошую школу он прошел, прежде чем ощутил себя готовым бросить вызов судьбе. К замыслу ...
    2. Балдин Андрей: Протяжение точки. О нахождении Арзамаса
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    Часть текста: и сознания, нежели «точечные» эскапады Федора Толстого. Нет, безусловно, и он важен, Федор, — это же тип, характерный герой, завороживший своим «отрицательным целым» первых наших писателей. И все же он свидетельствует о единичной, малой точке тяжести нашего сознания, одном из его притягательных фокусов; здесь же будет рассмотрено самое пространство оного. Понадобится, хотя бы в эскизе, воображаемый «чертеж», определяющий верх и низ и «стороны света» помещения русского слова (вот еще удивительная штука: ментальная архитектура слова). К этому вдобавок потребуется реальная географическая карта, и — самое сложное, самое отвлеченное — необходимо будет совместить реальную географическую карту и этот воображаемый «чертеж» с его верхом и низом и потустраничными «сторонами света». Еще одно литературное путешествие, в полной мере судьбоносное; история такова. Дмитрий Николаевич Блудов, нам уже известный «архивный юноша», первый и самый горячий карамзинист, однажды попал в неприятное дорожное приключение. Обязательно дорожное! Во всяком разбираемом нами случае должна присутствовать дорога и с нею вместе большее пространство (мысли). Сложность в том, что во всей этой истории искомое пространство обозначено довольно смутно. Правда в ней постоянно мешается со сказкой. Самое ее начало географически невнятно. Блудов ехалв некое имение,...
    3. Хроника написания Н. М. Карамзиным "Истории государства Российского" в Остафьеве
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: Хроника написания Н. М. Карамзиным "Истории государства Российского" в Остафьеве Хроника написания Н. М. Карамзиным «Истории государства Российского» в Остафьеве Все даты даются по старому стилю. 1804, конец лета-декабрь     Пишет вступление (первые 3 главы I тома), надеется закончить вступление около февраля 1805, ноябрь   Оканчивает II том (9–10-я главы I тома «Истории государства Российского») 1806, март   Закончил II том (Карамзин объединил позже I и II тома в один I том «Истории государства Российского») 1806, август   Он «в конце III тома, который заканчивается Владимиром Мономахом» (7-ая гл. II тома). Впоследствии этот план был изменён, и Мономах оказался в середине II тома вместо окончания III-го. 1808, май   «Заключил IV том описанием нашествия Батыева» 1809, июнь   «…кончил описание времен Димитрия Донского; но теперь должен ещё многое поправить назади» (гл. I , т. V) 1809, август   «…сделал…находку: волынскую летопись… вовсе неизвестную»; в течение 6 месяцев вносит поправки в ранее написанное 1810, апрель   «…поправки уже кончены…» 1810, сентябрь   «…почти совсем не продвинулся вперёд, описав только княжение Василия Димитриевича, сына Донского» (гл. II, т. V) 1811, апрель-май   Спешит «окончить Василия Тёмного» 1811, август   Готовится описывать «времена Ивана Васильевича» (Ивана III; т. VI) 1813, январь   «Здесь (в Н. Новгороде) нашёл «Степенную книгу» с прибавлениями неизвестными, касательно времён Ивана Васильевича» 1813, декабрь   Описывает царствование Василия Ивановича (гл. I–III, т. VII) 1814, июнь-июль   Дописывает «Василия Ивановича, чтобы скорее приняться за Грозного Царя Ивана» (т. VII) 1814, сентябрь-октябрь   «Пишу Царя Ивана Васильевича» (т. VIII) 1815, январь   «…пишу о царе Иване и венчаю его Мономаховым венцом» (т. VIII, гл. III) 1815, конец июля   «Дописываю осьмой том, содержащий в себе завоевание Казани и Астрахани, а в девятом надобно описывать злодейства Царя Ивана Васильевича» (т. VIII) 1815, сентябрь   «Управляюсь… с царем Иваном…, но ещё остаётся много дела, и тяжёлого; надобно говорить о злодействах, почти неслыханных
    4. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава IX. Путь в Петербург. 1812–1816
    Входимость: 3. Размер: 103кб.
    Часть текста: что мы недостаточно для нее приготовлены: опасался ее последствий… Он был того мнения, что некоторыми дипломатическими уступками можно и должно стараться отвратить хотя на время наступающую грозу. Патриотизм его был не патриотизмом запальчивых газетчиков: патриотизм его имел охранительные свойства историка». Но к началу 1812 года международные взаимоотношения так обострились, что война стала неизбежна. С той и с другой стороны подготовка к военным действиям велась почти открыто. Наполеон не раз заявлял, что он «раздавит» Россию, так как она одна мешает ему стать «повелителем мира». В мае, за месяц до вторжения, он сказал: «Я иду в Москву и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира… Москва — сердце империи». 6 марта 1812 года Карамзин писал брату: «Мира с турками нет, и мы готовимся к войне с французами. Надобно молиться Богу. Слышно, что сам государь будет командовать армией и выедет из Петербурга 13 или 15 нынешнего месяца. Любя отечество с усердием к его целости и славе, я стараюсь успокаивать себя верой в Провидение. Мы живем во времена трудные. Небо не хочет проясниться над нами». Между тем в русской армии производились реформы, усовершенствовалось вооружение, особое внимание было обращено на артиллерию, которая в будущей войне, как и предполагалось, сыграла огромную роль. 23 марта 1812 года Александр I издает Манифест о подготовке войск к военным действиям. «Состояние дел в Европе, — говорилось в манифесте, — требует решительных и твердых мер, неусыпного бодрствования и сильного ополчения, которое могло бы верным и надежным...
    5. Эйдельман Натан: Последний летописец. До 1560 года...
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: Наполеона с Эльбы, "Сто дней", Ватерлоо. Карамзин спокоен: " С Францией как-нибудь управятся, а якобинцы не воскреснут ". Историк знает дело; якобинцев очень не любит, но помнит, что за сила в них была: " не воскреснут " - и поэтому Наполеону не победить. С этим согласятся и сегодняшние исследователи эпохи... 9 сентября. Наполеона отправляют на некогда грезившийся Карамзину остров святой Елены, историк же выходит к рубежу: " Управляюсь мало-помалу с царем Иваном. Казань уж взята, Астрахань наша, Густав Ваза и орден Меченосцев издыхает, но еще остается много дела и тяжелого: надо говорить о злодействах, почти неслыханных. Калигула и Нерон были младенцы в сравнении с Иваном ": 1560 год. Окончить, отделать, привести в порядок, представить восемь томов. Почему же именно восемь. Если меньше, то (как уже говорилось) не будет цельной картины, да и художник-историк чем позже, тем больше находит простора для пера, для описания драматического хода событий, живых характеров. Отчего же не более восьми? Восьмой останавливается на времени, когда, по мнению Карамзина, Иоанн Грозный еще "не плох", а правдивый рассказ о нем - еще не повесть о тиране. Затем, в девятом томе, должны начаться такие страшные дела, которые лучше не сразу представлять нынешнему царю; прежде - испытать судьбу, как будут приняты первые восемь книг? В декабре 1815-го пишется Введение ко всему труду (позже очень...
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: см. в кн.: Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. С. 348-364.). Во время учебы в пансионе появились первые художественные произведения В. А. Жуковского, под влиянием традиций дворянского либерализма начали формироваться его литературные взгляды. Жуковский близко сошелся с братьями Тургеневыми, рано умершим вольнодумцем Андреем и будущим декабристом Николаем. После окончания пансиона (1801) В. А. Жуковский служил в Московской соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и поэтом A. Ф. Мерзляковым он создает «Дружеское литературное общество» (1801). Вскоре он сблизился с Н. М. Карамзиным, стал его другом и единомышленником во взглядах на русский литературный язык. С 1808 по 1815 г. В. А. Жуковский ведет активную общественную жизнь как редактор журнала «Вестник Европы» (1808-1810); как литератор выступает с критическими и публицистическими статьями в защиту нравственной пользы поэзии, искусства в целом. В рецензии на книгу «Училище бедных...» он, однако, высказался в пользу умеренного развития просвещения среди крепостных. Входил в общество «Арзамас» ( «Арзамас» - литературный кружок в Петербурге (1815-1818). Выступал против эпигонов классицизма, входивших в литературное общество «Беседа любителей русского слова», в защиту сентиментализма и романтизма. )(1815-1818), где...
    7. Алексеев М. П.: Английские переводы произведений Карамзина и его современников
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: передачи, ни особыми литературными достоинствами. Тем не менее они следовали один за другим. Лишь один анонимный перевод статьи Карамзина - "О книжной торговле и о любви к чтению в России" - был сделан непосредственно с русского текста и помещен в журнале "Литературная панорама"; но статья Карамзина была напечатана в "Вестнике Европы" (1802, N 9) и подписана инициалом N.: следовательно, переводчик ее на английский язык едва ли мог догадаться об имени автора 117 . Переводы повестей Карамзина начали печататься в Англии с 1800 г. В этом году английский журнал, посвятивший себя популяризации литератур Северной Европы, в первую очередь немецкой, - "Германский музей, или Ежемесячное хранилище литератур Германии, Севера и континента <Европы> вообще" ("The German Museum or Monthly Repository of the Literature of Germany, the North and the Continent in General") напечатал в английском переводе несколько произведений Карамзина, не так давно появившихся на немецком языке. В сентябрьской книжке под общим заглавием "Повести Карамзина" (Karamsin's Tales) вслед за небольшим введением напечатана повесть "Фрол Силин", в октябрьском номере появился перевод "Юлии", в февральском 1801 г. - "Бедной Лизы" 118 . Оригиналами для указанных переводов в "Германском музее" явились немецкие переводы их, незадолго перед тем опубликованные И. Рихтером ("Erzahlungen von N. Karamzin". Leipzig, 1800). Иоганн-Готфрид Рихтер (1764--1829) был опытным немецким литератором и переводчиком. Он приехал в Россию молодым человеком, жил здесь довольно долго (с 1782 по 1804 г.) и вполне овладел русским языком, с которого переводил очень бойко и много; он издавал здесь журнал на немецком языке - "Russische Miscel-len" (1803--1804), распространявшийся в России и за рубежом, затем вернулся в Саксонию. Горячий поклонник Карамзина, Рихтер был лично знаком с ним и своими переводами ...
    8. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: У читателя должно было создаться впечатление, что Карамзин выехал из Франции в конце июня и прибыл в Лондон в начале следующего месяца. Однако у нас есть основания сомневаться в такой датировке. Дело в том, что мы располагаем реальным письмом Карамзина к Дмитриеву, отправленным из Лондона 4 июня 1790 года. В этом письме Карамзин сообщает: «Скоро буду думать о возвращении в Россию»  [249] . По «Письмам русского путешественника» путешественник покинул Лондон в сентябре. По бесспорным документальным свидетельствам, Карамзин вернулся в Петербург 15 (26) июля 1790 года  [250] . «Плавание продолжалось около двух недель», сообщает Погодин, черпавший сведения из бесед с Дмитриевым и другими осведомленными современниками  [251] . Следовательно, Карамзин покинул Лондон около 10 июля. Если верить в определении даты его прибытия туда «Письмам», то получится, что пребывание его в Англии не превышало десяти дней. Вероятнее, что он приехал в Лондон несколько раньше обозначенного в книге срока. Однако это последнее предположение требует разобраться в еще одном хронологическом вопросе. В главе «Тюльери» (помеченной: Париж, Маия…) автор описывает орденский праздник Св. Духа как зритель и соучастник этого события. Высший орден королевской Франции — Св. Духа — отмечал свое празднество в день Св. Духа (в русской традиции — «Духов день»), который приходится на второй день Троицы, т. е. 51-й день после Пасхи. В 1790 году Троица приходилась по европейскому календарю на воскресенье 30 мая. Следовательно, Духов день отмечался 31-го. Таким образом, если автор «Писем» в последний день...
    9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии" Из доклада «Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии» При постепенном развитии и умножении учебных заведений Министерства народного просвещения становится более и более ощутительна потребность в образованных педагогах, как собственно для обучения, так и в особенности для занятия должности директоров и начальников учебных заведений. По Уставу Главного педагогического института хотя и назначен, после окончательного курса по факультетам, еще годичный курс для практического обучения студентов правилам и способам науки преподавания , но этот кратковременный курс не удовлетворяет потребности, состоя в приучении студентов составлять уроки по разным предметам и читать оные под надзором преподавателей в присутствии товарищей. Для образования педагогов, которые не только могли бы заниматься преподаванием какой-либо отдельной науки, но и с успехом заведовать целым учебным заведением, я признаю необходимым учредить особую кафедру педагогии , дабы предмет сей был преподаваем наравне с прочими в течение общего курса. По сделанному мною предварительно с министром финансов сношению, потребная на эту кафедру сумма определена уже высочайше утвержденной сметой расходов Министерства народного просвещения на 1840 год. Вследствие сего осмеливаюсь всеподданнейше испрашивать высочайшего соизволения вашего императорского величества...
    10. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    Часть текста: драмы" *, нередко упоминается в разного рода книгах, статьях, биобиблиографических справочниках, но никогда не был подвергнут сколько-нибудь внимательному рассмотрению. Между тем он заслуживает такового, по крайней мере, по нескольким основаниям. Во-первых, он устанавливает принципиально новую веху в развитии русско-индийских литературных связей. Во-вторых, он в высокой мере показателен для творческой биографии Карамзина, отражая круг его интересов, литературных предпочтений и вкусов и придавая им дополнительное освещение. В-третьих, он занял свое - пусть и скромное - место в процессе формирования жанрового пространства русской классической литературы и становления нового литературного языка - процессе, непосредственно связанном с именем Карамзина. Этих особенностей карамзинского перевода мы и намерены коснуться в нашей статье. Значение "Сцен из Саконталы" яснее вырисовывается на историческом и культурном фоне их появления. Вплоть до XVII в., а в известной мере и несколько позже, в русской культуре, как, впрочем, в средневековой Европе в целом, господствовало представление об Индии как стране "чудес" и "праведных мудрецов". Именно это представление получило воплощение в "Хронике" Георгия Амартола, несторианской "Повести временных лет", рассказе Палладия "О рахманах", "Романе об Александре", "Деяниях апостола Фомы", "Сказании об Индейском...