• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "Ч"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 378).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    28ЧААДАЕВ (ЧААДАЕВЫМ, ЧААДАЕВА)
    42ЧАДО (ЧАДАМИ, ЧАДОМ, ЧАДАМ, ЧАДА)
    72ЧАЙ (ЧАЮ, ЧАЯ, ЧАЕМ)
    23ЧАРОДЕЙСТВО (ЧАРОДЕЙСТВЕ, ЧАРОДЕЙСТВОМ, ЧАРОДЕЙСТВА, ЧАРОДЕЙСТВУ)
    721ЧАС, ЧАСЫ (ЧАСА, ЧАСУ, ЧАСОВ)
    227ЧАСТИТЬ (ЧАСТИ, ЧАЩУ)
    84ЧАСТНОСТЬ (ЧАСТНОСТИ, ЧАСТНОСТЯМИ, ЧАСТНОСТЯХ, ЧАСТНОСТЕЙ)
    225ЧАСТНЫЙ (ЧАСТНОЕ, ЧАСТНЫЕ, ЧАСТНОГО, ЧАСТНОЙ, ЧАСТНЫХ)
    383ЧАСТЫЙ (ЧАСТО, ЧАСТЫЕ, ЧАСТЫМИ, ЧАСТОЕ, ЧАСТЫХ)
    558ЧАСТЬ (ЧАСТЕЙ, ЧАСТЯХ, ЧАСТИ, ЧАСТЬЮ)
    70ЧАША (ЧАШУ, ЧАШИ, ЧАШЕЮ, ЧАШЕ)
    22ЧАШКА (ЧАШКУ, ЧАШКОЮ, ЧАШЕК, ЧАШКИ)
    83ЧАЩА (ЧАЩЕ, ЧАЩУ, ЧАЩИ)
    84ЧАЯТЬ (ЧАЙ, ЧАЕМ, ЧАЯ, ЧАЮ, ЧАЕТ)
    85ЧЕЛО (ЧЕЛОМ, ЧЕЛА, ЧЕЛЕ)
    1711ЧЕЛОВЕК (ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕКЕ, ЧЕЛОВЕКА)
    62ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫМИ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫМ)
    73ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЮ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕМ)
    428ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ)
    289ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ)
    19ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ)
    37ЧЕМОДАН (ЧЕМОДАНЕ, ЧЕМОДАНА, ЧЕМОДАНЫ, ЧЕМОДАНАХ)
    40ЧЕРВОНЕЦ (ЧЕРВОНЦЕВ, ЧЕРВОНЦА, ЧЕРВОНЦЫ, ЧЕРВОНЦЕМ)
    35ЧЕРЕМИС (ЧЕРЕМИСЫ, ЧЕРЕМИСА, ЧЕРЕМИСАМ, ЧЕРЕМИСАМИ)
    20ЧЕРЕМИССКИЙ (ЧЕРЕМИССКИХ, ЧЕРЕМИССКОГО, ЧЕРЕМИССКУЮ, ЧЕРЕМИССКОЙ)
    22ЧЕРЕП (ЧЕРЕПА, ЧЕРЕПАХ, ЧЕРЕПЕ)
    28ЧЕРКАССКИЙ (ЧЕРКАССКОГО, ЧЕРКАССКИМ, ЧЕРКАССКОЙ, ЧЕРКАССКИЕ)
    19ЧЕРКЕС (ЧЕРКЕСОВ, ЧЕРКЕСАМИ, ЧЕРКЕСЫ, ЧЕРКЕСАМ)
    33ЧЕРКЕССКИЙ (ЧЕРКЕССКИХ, ЧЕРКЕССКИЕ, ЧЕРКЕССКИМИ, ЧЕРКЕССКОГО, ЧЕРКЕССКОЙ)
    20ЧЕРМНЫЙ (ЧЕРМНОГО, ЧЕРМЕН, ЧЕРМНЫМ, ЧЕРМНОМУ)
    125ЧЕРНИГОВ (ЧЕРНИГОВА, ЧЕРНИГОВУ, ЧЕРНИГОВОМ, ЧЕРНИГОВЕ)
    218ЧЕРНИГОВСКИЙ, ЧЕРНИГОВСКАЯ (ЧЕРНИГОВСКИХ, ЧЕРНИГОВСКОГО, ЧЕРНИГОВСКИЕ, ЧЕРНИГОВСКИМ)
    19ЧЕРНИЛА (ЧЕРНИЛАМИ, ЧЕРНИЛ)
    39ЧЕРНИТЬ (ЧЕРНИ, ЧЕРНИТ, ЧЕРНИЛА, ЧЕРНИЛ)
    19ЧЕРНОВИК (ЧЕРНОВИКИ, ЧЕРНОВИКЕ, ЧЕРНОВИКАХ, ЧЕРНОВИКОВ)
    257ЧЕРНЫЙ (ЧЕРНЫМ, ЧЕРНОГО, ЧЕРНЫМИ, ЧЕРНЫЕ)
    20ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (ЧЕРНЫШЕВСКОГО, ЧЕРНЫШЕВСКИМ)
    88ЧЕРНЬ (ЧЕРНИ)
    18ЧЕРПАТЬ (ЧЕРПАЛ, ЧЕРПАЛИ, ЧЕРПАЕТ, ЧЕРПАЛО)
    245ЧЕРТА, ЧЕРТ (ЧЕРТЫ, ЧЕРТАМИ, ЧЕРТУ, ЧЕРТАХ)
    98ЧЕРТЕЖ (ЧЕРТЕЖЕ, ЧЕРТЕЖИ, ЧЕРТЕЖА, ЧЕРТЕЖУ)
    32ЧЕРТИТЬ (ЧЕРТИТ, ЧЕРТИЛИ, ЧЕРТЯТ, ЧЕРТИМ)
    31ЧЕРТОГ (ЧЕРТОГАХ, ЧЕРТОГАМ, ЧЕРТОГОВ, ЧЕРТОГИ)
    35ЧЕРЧЕНИЕ (ЧЕРЧЕНИИ, ЧЕРЧЕНИЮ, ЧЕРЧЕНИЕМ, ЧЕРЧЕНИЯ)
    231ЧЕСТИТЬ (ЧЕСТИ, ЧЕСТИЛИ, ЧЕСТИЛА, ЧЕСТИЛ)
    63ЧЕСТНОСТЬ (ЧЕСТНОСТИ, ЧЕСТНОСТЬЮ)
    167ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСТНАЯ (ЧЕСТНЫХ, ЧЕСТНОГО, ЧЕСТНОМУ, ЧЕСТНЫМ)
    23ЧЕСТОЛЮБЕЦ (ЧЕСТОЛЮБЦЕВ, ЧЕСТОЛЮБЦЫ, ЧЕСТОЛЮБЦУ, ЧЕСТОЛЮБЦА)
    51ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ, ЧЕСТОЛЮБИВЫХ, ЧЕСТОЛЮБИВАЯ, ЧЕСТОЛЮБИВОГО)
    72ЧЕСТОЛЮБИЕ (ЧЕСТОЛЮБИЯ, ЧЕСТОЛЮБИЕМ, ЧЕСТОЛЮБИЮ, ЧЕСТОЛЮБИИ)
    375ЧЕСТЬ (ЧЕСТИ, ЧЕСТЬЮ)
    26ЧЕТА, ЧЕТ (ЧЕТУ, ЧЕТЫ, ЧЕТЕ)
    18ЧЕТВЕРТОВАТЬ (ЧЕТВЕРТУЮ, ЧЕТВЕРТОВАН)
    121ЧЕТВЕРТЫЙ (ЧЕТВЕРТОГО, ЧЕТВЕРТОЕ, ЧЕТВЕРТАЯ, ЧЕТВЕРТУЮ)
    77ЧЕТВЕРТЬ (ЧЕТВЕРТИ, ЧЕТВЕРТЯМИ, ЧЕТВЕРТЕЙ)
    49ЧЕТКИЙ (ЧЕТКО, ЧЕТКИМИ, ЧЕТКУЮ, ЧЕТКОЕ, ЧЕТКИ)
    219ЧЕТЫРЕ
    20ЧЕХОВ (ЧЕХОВУ, ЧЕХОВА)
    225ЧИН, ЧИНА (ЧИНОВ, ЧИНЫ, ЧИНАМИ, ЧИНЕ)
    25ЧИНГИСХАН (ЧИНГИСХАНА, ЧИНГИСХАНОМ, ЧИНГИСХАНЫ, ЧИНГИСХАНАМИ)
    549ЧИНОВНИК (ЧИНОВНИКОВ, ЧИНОВНИКА, ЧИНОВНИКАМИ, ЧИНОВНИКИ)
    34ЧИНОВНЫЙ (ЧИНОВНЫХ, ЧИНОВНЫЕ, ЧИНОВНОГО, ЧИНОВНЫМИ)
    418ЧИСЛО (ЧИСЛОМ, ЧИСЛУ, ЧИСЛЕ, ЧИСЛА)
    34ЧИСТЕЙШИЙ (ЧИСТЕЙШИМ, ЧИСТЕЙШЕЮ, ЧИСТЕЙШИХ, ЧИСТЕЙШЕМ, ЧИСТЕЙШЕЕ)
    23ЧИСТОСЕРДЕЧНЫЙ (ЧИСТОСЕРДЕЧЕН, ЧИСТОСЕРДЕЧНО, ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОЮ, ЧИСТОСЕРДЕЧНЫМ)
    81ЧИСТОТА (ЧИСТОТУ, ЧИСТОТЕ, ЧИСТОТЫ, ЧИСТОТОЮ)
    277ЧИСТЫЙ (ЧИСТО, ЧИСТОГО, ЧИСТАЯ, ЧИСТЫХ, ЧИСТОЙ)
    65ЧИТАЕМЫЙ (ЧИТАЕМ, ЧИТАЕМОЕ, ЧИТАЕМОГО, ЧИТАЕМУЮ)
    586ЧИТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛИ, ЧИТАТЕЛЯ, ЧИТАТЕЛЕЙ, ЧИТАТЕЛЯМ)
    29ЧИТАТЕЛЬСКИЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ, ЧИТАТЕЛЬСКОГО, ЧИТАТЕЛЬСКИХ, ЧИТАТЕЛЬСКОМ)
    625ЧИТАТЬ (ЧИТАЛ, ЧИТАЯ, ЧИТАЛИ, ЧИТАЕТ)
    37ЧИТАЮЩИЙ (ЧИТАЮЩЕЙ, ЧИТАЮЩИХ, ЧИТАЮЩАЯ, ЧИТАЮЩУЮ)
    237ЧЛЕН (ЧЛЕНЫ, ЧЛЕНОВ, ЧЛЕНОМ, ЧЛЕНАМИ)
    168ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ (ЧРЕЗВЫЧАЙНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ)
    70ЧРЕЗМЕРНЫЙ (ЧРЕЗМЕРНО, ЧРЕЗМЕРНОЙ, ЧРЕЗМЕРНАЯ, ЧРЕЗМЕРНОГО)
    370ЧТЕНИЕ (ЧТЕНИЯ, ЧТЕНИЕМ, ЧТЕНИИ, ЧТЕНИЮ)
    20ЧТИМЫЙ (ЧТИМОГО, ЧТИМЫМ, ЧТИМЫХ, ЧТИМОЙ)
    77ЧТИТЬ (ЧТИЛ, ЧТИТ, ЧТИМ, ЧТУ)
    51ЧУВСТВЕННЫЙ (ЧУВСТВЕННЫХ, ЧУВСТВЕННОГО, ЧУВСТВЕННОЕ, ЧУВСТВЕННОЙ, ЧУВСТВЕННАЯ)
    137ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЯМИ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ)
    232ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ)
    761ЧУВСТВО (ЧУВСТВА, ЧУВСТВАХ, ЧУВСТВОМ, ЧУВСТВАМИ)
    71ЧУВСТВОВАНИЕ (ЧУВСТВОВАНИЯ, ЧУВСТВОВАНИЙ, ЧУВСТВОВАНИИ, ЧУВСТВОВАНИЯМИ)
    355ЧУВСТВОВАТЬ (ЧУВСТВУЯ, ЧУВСТВОВАЛ, ЧУВСТВУЮ, ЧУВСТВУЕТ)
    77ЧУДЕСА (ЧУДЕС, ЧУДЕСАМИ, ЧУДЕСАМ, ЧУДЕСАХ)
    105ЧУДЕСНЫЙ (ЧУДЕСНОЕ, ЧУДЕСНОЙ, ЧУДЕСНЫМ, ЧУДЕСНО)
    39ЧУДИТЬ (ЧУДЬ, ЧУДИ, ЧУДИТ, ЧУДИЛ, ЧУДЯТ)
    82ЧУДНЫЙ, ЧУДНАЯ (ЧУДНОЕ, ЧУДНО, ЧУДНЫХ, ЧУДНЫЕ, ЧУДНОГО)
    82ЧУДО (ЧУДОМ, ЧУДУ, ЧУДЕ, ЧУДА)
    36ЧУДОВИЩЕ (ЧУДОВИЩАХ, ЧУДОВИЩЕМ, ЧУДОВИЩ, ЧУДОВИЩА)
    24ЧУДОВСКОЙ (ЧУДОВСКОГО, ЧУДОВСКИМ, ЧУДОВСКИМИ, ЧУДОВСКУЮ)
    23ЧУДСКАЯ (ЧУДСКОГО, ЧУДСКИМИ, ЧУДСКУЮ, ЧУДСКИЕ, ЧУДСКИХ)
    36ЧУДЬ (ЧУДИ, ЧУДЬЮ)
    25ЧУЖДАТЬСЯ (ЧУЖДАЯСЬ, ЧУЖДАЛИСЬ, ЧУЖДАЛСЯ, ЧУЖДАЮТСЯ, ЧУЖДАЮСЬ)
    146ЧУЖДЫЙ (ЧУЖДЫХ, ЧУЖД, ЧУЖДЫЕ, ЧУЖДЫМ, ЧУЖДО)
    41ЧУЖЕЗЕМЕЦ (ЧУЖЕЗЕМЦЕВ, ЧУЖЕЗЕМЦЫ, ЧУЖЕЗЕМЦАМ, ЧУЖЕЗЕМЦА)
    69ЧУЖЕЗЕМНЫЙ (ЧУЖЕЗЕМНЫХ, ЧУЖЕЗЕМНЫЕ, ЧУЖЕЗЕМНОМУ, ЧУЖЕЗЕМНЫМ, ЧУЖЕЗЕМНОЙ)
    40ЧУЖЕСТРАНЕЦ (ЧУЖЕСТРАНЦЕВ, ЧУЖЕСТРАНЦЫ, ЧУЖЕСТРАНЦА, ЧУЖЕСТРАНЦУ)
    33ЧУЖЕСТРАННЫЙ (ЧУЖЕСТРАННЫХ, ЧУЖЕСТРАННЫЕ, ЧУЖЕСТРАННОЙ, ЧУЖЕСТРАННЫМИ, ЧУЖЕСТРАННОГО)
    172ЧУЖОЙ, ЧУЖАЯ (ЧУЖИЕ, ЧУЖИХ, ЧУЖИМ, ЧУЖОМУ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (ЧЕЛОВЕЧНЕЕ)

    1. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: свои переводы из "Времен года" Томсона (прозой), "Деревенских вечеров" Жанлис и др. (в журн. "Детское чтение", изд. Н. И. Новиковым). В том же году Новиков опубл. его перевод трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", тогда же написано стих. "Поэзия", где К. выразил мысль о высокой обществ. роли поэта. В 1788 К. опубл. перевод трагедии Лессинга "Эмилия Галотти"; в "Детском чтении" - первую оригинальную повесть "Евгений и Юлия" (1789). Убеждения молодого К. противоречивы. Философия Просвещения и лит-ра сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравств. достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетич. концепции К. Но как дворянский идеолог он не принял просветит. идеи равенства людей. Весной 1789 К. уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революц. пр-ва, посещал заседания Учредительного собрания. К. писал: "Французская революция относится к таким явлениям, каковые определяют судьбы человечества на долгие годы. Открывается новая эпоха. Мне дано видеть ее, а Руссо предвидел..." (это суждение, относившееся к 1791--92, вошло в статью "Несколько слов о русской литературе", опубликованную в гамбургском журнале в 1797). Из Франции К. направился в июне 1790 в Англию. В Москву К. вернулся осенью 1790. В 1791--92 он издавал ежемес....
    2. Лафатер И. К. - Карамзину Н. М., 20 августа 1789 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Лафатер И. К. - Карамзину Н. М., 20 августа 1789 г. Лафатер к Карамзину 19 VIII 1789 Господину Карамзину, приезжему из Москвы в Цюрихе. О цели Бытия "Какая есть всеобщая цель человечества или всеобщая цель бытия нашего, равно достижимая для мудрых и слабоумных?" Милый К...... н! Бытие 1 есть цель бытия. Чувство и радость бытия есть цель всего, чего мы искать можем. Мудрый и слабоумный ищут только средств наслаждаться бытием своим или чувствовать его - ищут того, через что они самих себя сильнее ощутить могут. Всякое чувство и всякий предмет , постигаемый которым-нибудь из наших чувств, суть прибавление нашего самочувствования; чем более самочувствования, тем более блаженства. Как различны наши организации или образования, так же различны и наши потребности в средствах и предметах , которые новым образом дают нам чувствовать наше бытие, наши силы, нашу жизнь. Мудрый отличается от слабоумного только средствами самочувствования. Чем простее, вездесущнее, всенасладительнее, постояннее и благодетельнее есть средство или предмет, в котором или через который мы сильнее существуем, тем существеннее мы сами, тем вернее и радостнее бытие наше - тем мы мудрее, свободнее, любящее, любимее, живущее, оживляющее, блаженнее, человечнее, божественнее, с целию бытия нашего сообразнее. Исследуйте точно "чрез что и в чем вы приятнее или тверже существуете? Что вам доставляет более наслаждения - разумеется такого, которое никогда не может причинить раскаяния - которое всегда с спокойствием и внутреннею свободою духа может и должно быть снова желаемо?" Чем достойнее и существеннее избираемое вами средство, тем достойнее и существеннее вы сами. Чем существеннее вы делаетесь, то есть, чем сильнее, вернее и радостнее существование ваше - тем более приближаетесь вы ко всеобщей и особливой цели бытия вашего. Отношение и исследование сего положения (отношение и исследование есть одно) покажет вам истину, или (что опять все одно) всеотносимость оного. Не продолжайте своих вопросов, пока вы не вполне поймете и не найдете вполне справедливым этот ответ. Цюрих, четверг вечером 20 августа 1789. Иоганн Каспар Лафатер. Примечания 1 Начинающийся отсюда ответ Лафатера до слов: "всеотносимость оного" переведен самим Карамзиным в его "Письмах русского путешественника", откуда этот перевод и заимствуется дословно.
    3. Письма русского путешественника. Август 1789 г.
    Входимость: 1. Размер: 156кб.
    Часть текста: другую мне хвалили; избираю последнюю. Но как мне хотелось видеть Штарка, придворного дармштатского проповедника, то я ныне поутру нанял себе лошадь и поехал в Дармштат верхом. И с этой стороны окрестности франкфуртские очень приятны, но далее к Дармштату (до которого считается от Франкфурта три мили) места уже не так хороши. Дорога инде очень песчана, инде очень выбита – и потому я еще более утвердился в своем намерении ехать через Фальц. Деревни все хорошо выстроены, и везде находил я трактиры под разными, отчасти странными, вывесками. На последней миле к Дармштату начинается очень хорошая мостовая. Тут открылся мне и город, лежащий близ покрытых лесом гор и представляющий в сем расстоянии очень изрядную картину. Остановись в трактире, послал я слугу с письмецом к Штарку, а сам бросился на кресла отдыхать; но через несколько минут позвали меня обедать. В столовой комнате нашел я человек восемь, порядочно одетых. В том числе был один путешествующий француз, для которого надлежало всем говорить по-французски. Молодой человек, приехавший из Стразбурга, подробно рассказывал нам, каким образом за несколько дней пред сим бунтовала тамошняя чернь; но...
    4. Владиславлев М. И.: Карамзин. Неизданные сочинения и переписка. Часть I. Спб., 1862 (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    Часть текста: Разныхъ мемуаровъ, записокъ, разныхъ офицiальныхъ и неофицiальныхъ документовъ и актовъ, которые относятся къ исторiи нашей внутренней жизни за конецъ XVIII и первую четверть XIX столетiя, очень много. Но все это богатство, неоцененное въ рукахъ опытнаго и главное добросовестнаго историка, до сихъ поръ большею частiю находится подъ спудомъ. Конечно намъ не безъизвестно, что многiя условiя препятствуютъ нашимъ историкамъ и изследователямъ отряхивать пыль вековъ отъ многихъ хартiй. Темъ неменее потребность, хотя и неудовлетворяемая по обстоятельствамъ, въ изданiи разныхъ "неизданныхъ сочиненiй" существуетъ. Конецъ XVIII и начало XIX столетiя - чрезвычайно важная и интересная эпоха вообще въ жизни человеческой; а добросовестная характеристика нашей внутренней жизни за это время для насъ, русскихъ, пожалуй еще важней и поучительней. Да, поучительней. Будущему историку придется сделать самые интересные выводы после изученiя этого достопамятнаго времени. Съ того времени какъ Петръ прорубилъ для насъ окно въ Европу и заставилъ глядеть насъ туда, хотя и указывалъ намъ тамъ вовсе не то, чтó действительно должно было бы привлекать на себя наше вниманiе, мы вступили въ какую-нинаесть, но все-таки связь съ жизнью западно-европейской. Положимъ, что большинство нашихъ россiйскихъ мужей отыскивало тамъ для себя предметъ подражанiя сообразно съ своимъ личнымъ вкусомъ и эгоистическими целями. Но все-таки были и такiя благородныя и главное развитыя личности, которыя изучали и усвояли себе плоды западно-европейской цивилизацiи вовсе не для того, чтобы щеголять въ гостиныхъ знанiемъ иностранныхъ языковъ и модъ. Поэтому важнейшiя событiя западно-европейской жизни отдавались и у насъ - то глухо и почти незаметно для несовсемъ привычныхъ къ наблюденiю глазъ, то громко и невсегда къ матерьяльной выгоде лицъ, отзывавшихся на чужiе звуки. Прибавьте къ этому особенныя явленiя, возникавшiя и быстро исчезавшiя на нашей уже родной русской почве - и вы...
    5. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В павловское царствование…
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: намерен удаляться от войны и соблюдать нейтралитет в рассуждении воюющих держав. — Трубецкие, И. В. Лопухин, Новиков, награждены за претерпение; первые пожалованы сенаторами, Лопухин сделан секретарем при императоре, а Новиков, как слышно, будет университетским директором. Вероятно И. П. Тургенев будет также предметом государевой милости, когда приедет в Петербург»  [393] . Так Карамзин пишет брату 17 декабря 1796 года, выбирая из потока слухов самые благоприятные и преувеличенные в хорошую сторону. Но радужные надежды надеждами, а опыт берет свое. Привычка помнить, что письма на почте читают, уже сложилась. Он явно думает о Кутузове, возможно, и о Радищеве, но предпочитает по почте об этом не писать. Думает он и о себе, но обходит этот вопрос по другой причине. В письме Дмитриеву от 29 декабря того же года он пишет: «Я мог бы ехать в Петербург; но не скажут ли, что я еду искать, добиваться и пр.?»  [394] Это очень важное свидетельство. Из него вытекает, что, во-первых, Карамзин считал себя также без вины пострадавшим и, следовательно, имеющим право на государеву милость «за претерпение», как тогда...