• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1791"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 18. Размер: 47кб.
    2. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 13. Размер: 36кб.
    3. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 11. Размер: 119кб.
    4. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В театральных креслах Парижа
    Входимость: 10. Размер: 40кб.
    5. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 10. Размер: 86кб.
    6. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 8. Размер: 135кб.
    7. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 6. Размер: 63кб.
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 5. Размер: 137кб.
    9. Песнь мира
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Рамзей и Велокс
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    11. Биография (вариант 6)
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    12. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    13. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Автобиография и построение самого себя
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    14. К богине здравия
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    15. Биография (вариант 4)
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    16. Эйдельман Натан: Последний летописец. Слава
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    17. Алина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    18. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Домой
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    19. Письма русского путешественника. Июль 1789 г.
    Входимость: 2. Размер: 165кб.
    20. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    21. Раиса
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    22. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В павловское царствование…
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    23. Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов, сочиненная на английском языке Ричардсоном
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    24. Карамзин Николай Михайлович. Основные даты жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    25. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    26. Сорникова М. Я.: Жанровая модель новеллы в "Письмах русского путешественника" Н. М. Карамзина"
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    27. К Прекрасной
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    28. Биография (вариант 5)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    29. На разлуку с Петровым
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    30. От издателя к читателям
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    31. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.: Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья вторая. Особенности формирования консерватизма в России и Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    32. Веселый час
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    33. Сидорчик Андрей: Историк государства Российского. 12 интересных фактов о Николае Карамзине
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    34. Серман И. З., Кудрявцев И. А.: Карамзин Николай Михайлович (Большая советская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    35. Сильфида
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    36. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    37. Муравьев В. Б.: Карамзин. Иллюстрации
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    38. * * * ("Господь есть бедных покровитель... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    39. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    41. Эпитафия калифа Абдулрамана
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Орлов П. А.: "Бедная Лиза" Карамзина и сентиментально-повествовательная литература конца XVIII – начала XIX в.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    43. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Петрович Пнин (1773-1805)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    44. Валуев В. С.: О литературной критике Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    45. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Лионе
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    46. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    47. Биография (вариант 8)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    48. Кирпичников А. И.: Карамзин как литератор
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    49. Военная песнь
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    50. Русские путешественники в Париже. Николай Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 18. Размер: 47кб.
    Часть текста: земли в Симбирской и Оренбургской губ. Мать – Екатерина Петровна, урожд. Пазухина (ум. 1769). Вторым браком отец женился на Е. Г. Дмитриевой (ум. 1774), тетке И. И. Дмитриева . Детство К. провел в с. Знаменское Симбирской губ. и Симбирске. Обучался нем. языку у местного врача-немца; много читал (в круг его чтения входила «Римская история» Ш. Роллена в переводе В. К. Тредиаковского , произведения Ф. А. Эмина и переводные романы XVIII в., преимущественно фр.). Воспитывался в Симбирске в дворянском пансионе Фовеля; с 1779 или 1780 – в Москве в пансионе проф. Моск. ун-та И. М. Шадена, где совершенно овладел нем. языком, изучил фр. и др. языки; одновременно посещал лекции в Моск. ун-те. С 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774). 28 апр. 1781 получил чин подпрапорщика. Подружился с А. И. Дмитриевым и особенно с И. И. Дмитриевым; вместе они обсуждали прочитанные книги и собственные литературные опыты. Первым трудом К. И. И. Дмитриев называет перевод с нем. – «Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях» (не сохр.). Годовой отпуск (с 11 сент. 1781) провел в Знаменском. В связи со смертью отца 6 февр. 1783 вновь взял отпуск на 11 месяцев и уехал из Петербурга в Симбирск. В 1783 К. впервые выступил в печати с прозаическим переводом с нем. идиллии С. Геснера «Деревянная нога». С 1 янв. 1784 К. вышел в отставку с чином поручика. Живя в Симбирске, вел светский образ жизни, увлекался картами. Вступив в масонскую ложу Златого венца, значился там «товарищем» (см.: Семнадцатый век. М., 1869. Кн. 2. С. 507). В кон. 1784 или нач. 1785 И. П. Тургенев убедил К. ехать с ним в ...
    2. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 13. Размер: 36кб.
    Часть текста: в том числе и самой черновой, работой. И как в дальнейшем никто не заметил, когда Карамзин овладел вспомогательными историческими дисциплинами, научился палеографии, хронологии почерков и бумаги, критике источников и анализу языка — все на высоком профессиональном уровне своего времени, — так и в начале 1790-х годов мы не можем определить момента, когда Карамзин становится профессиональным журналистом: мы сразу застаем его во всеоружии навыков и как бы изначально вооруженного опытом. Для того, чтобы издавать журнал, надо было организовать подписку, рассчитать финансовые средства, договориться с типографиями, выбирать шрифты, подбирать и заказывать виньеты, вести переписку с авторами, подбирать материалы, переводить и писать, писать, писать… Достаточно посмотреть на дошедшие до нас корректуры, правленные рукой Карамзина, чтобы убедиться, что все стороны профессионального труда делались им con amore  [306] . Во вторую половину жизни официальное звание историографа узаконит эту сторону деятельности как равноправную с другими («историограф» звучит для привыкшего к табели о рангах уха как нечто чиноподобное; не случайно на одном из балов лакей провозгласил: «Карамзин, граф истории!»). Но сейчас идет борьба за право на совмещение в одном лице столь разных ролей. А журналистика преподносится как частное дело частного человека, развлечение мечтателя или каприз дамского поклонника. Не случайно первый сборник избранных сочинений выйдет под заглавием «Мои безделки» (название тотчас же превратится в жанр — сборник И. И. Дмитриева будет озаглавлен: «И мои безделки»). А за этим фасадом происходит работа по «сотворению» профессионального литератора...
    3. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 11. Размер: 119кб.
    Часть текста: оперлась. Великие произведения искусства — предмет наслаждения для читателей разных поколений — не появляются неожиданно. Они органически вырастают в потоке движения, в котором главную массу составляют писатели и книги, быстро забываемые потомками. Но без понимания роли и значения этих не гениальных, забытых писателей теряется живое восприятие искусства. Оно превращается в собрание шедевров, гениальных в отдельности, но не связанных между собой логикой культурного движения. К числу литераторов, направлявших в свое время развитие культуры, но далеких от эстетических представлений современного читателя, принадлежит и Карамзин. Даже образованный человек наших дней знает Карамзина только как автора чувствительной и архаичной «Бедной Лизы», а его «Историю» помнит по нескольким пушкинским эпиграммам. Канонизированный гимназическими и школьными учебниками «мирный» образ Карамзина противоречит тому, что мы знаем об исторической судьбе его наследия. Он не объяснит нам, почему на протяжении многих лет, перейдя за грани жизни писателя, творчество его вызывало страстное поклонение и пылкое осуждение, любовь и ненависть. Молодой Пушкин осыпает Карамзина эпиграммами, а в 1836 году пишет: «Чистая, высокая слава Карамзина...
    4. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В театральных креслах Парижа
    Входимость: 10. Размер: 40кб.
    Часть текста: возвращения мы его видим чаще в уединении Знаменского, в тишине рабочего кабинета, вечерами — у камина или в избранном кругу знакомых дам и друзей-литераторов. В театре он появляется редко. Даже переехав в Петербург, где посещение театра входило в почти обязательный ритуал светского общения, Карамзин оставался редким гостем театральных кресел. Тем более бросается в глаза его, в буквальном смысле слова, упоение парижскими театрами. «Цель»! месяц быть всякой день в спектаклях! быть, и не насытиться ни смехом Талии, ни слезами Мельпомены!.. и всякой раз наслаждаться их приятностями с новым чувством!… Сам дивлюсь; но это правда» (231). В «Письмах» путешественника привлекает во французском театре, прежде всего, роскошь постановок и актерское мастерство. «Все сие так живо, так естественно, что я тысячу раз забывался и принимал искусственное подражание за самую натуру. Едва могу верить глазам своим, видя быструю перемену декораций. В одно мгновение рай превращается в ад; в одно мгновение...
    5. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 10. Размер: 86кб.
    Часть текста: никаким предварительным планом вояжа, в котором Париж отнюдь не занимал центрального места. Революционный Париж сам ворвался в планы путешественника, все перемешал, передвинул, потребовал себе центрального места и главного внимания. В тексте «Писем» приложено много усилий для того, чтобы представить пребывание в Париже увеселительной прогулкой беспечного вояжёра. Попытаемся, насколько это возможно и ни на минуту не теряя из виду гипотетического характера наших реконструкций, все же восстановить биографическую реальность пребывания Карамзина в Париже, Мы уже знаем, что в Женеве Карамзин запасся рекомендательным письмом к Жильберу Ромму. Свидание Карамзина с Роммом и, бесспорно, с Павлом Строгановым, состоялось. Какие впечатления мог Карамзин вынести из этой встречи? Кто встретил Карамзина, когда он переступил порог парижского дома Жильбера Ромма? Мы уже говорили, что Жильбер Ромм был ученый математик и суровый республиканец. Это была одна из натур, взращенных эпохой «соединения теории с практикой, умозрения с деятельностью». А это — люди, для которых идеи просветителей не были уже открытиями, потрясающими своей новизной. Для них это были истины, вошедшие в плоть и кровь, истины, естественные, как дыхание. Более того: принципы свободы и равенства, римской гражданственности, чести и героизма для них перестали быть книжными абстракциями. Подражание Бруту или Гракхам сделалось нормой каждодневного поведения. Но в толпе деятелей революции, среди которых были титаны и пигмеи, «апостолы свободы» и «духовники гильотины», неподкупные и ...
    6. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 8. Размер: 135кб.
    Часть текста: Шешковским. Следователь спрашивал, с каким намерением посылал Радищев свою книгу в чужие края Кутузову и не намеревался ли ее там печатать. Радищев отвечал, что посылал лишь по дружбе, для прочтения, а печатать ее в чужих краях намерения не имел. Конечно, с возвращением Карамзина этот допрос никак не связан, но можно предположить (и Карамзину, наверное, приходила такая мысль), что следователи могли бы обратить внимание и на него. Опасение не лишено было оснований, что и показали дальнейшие события. Сведения о Радищеве проникали в общество из нескольких источников. Время от времени сама императрица в разговоре роняла то одно, то другое замечание по поводу книги Радищева, и ее слова повторялись в гостиных. Кое-что проникало и из застенков Тайной канцелярии. Безусловно, Карамзин должен был по требованию правил этикета нанести визит А. Р. Воронцову, и, конечно, их разговор не мог не коснуться Радищева, а Воронцов по своему положению и связям был осведомлен о происходящем в Тайной канцелярии более чем кто-либо в Петербурге. Дело Радищева, как все понимали, призвано было показать обществу новый поворот политики и новое направление, которое угодно было императрице указать умам и мыслям подданных. А кое-кого и припугнуть. Екатерине шел шестьдесят второй год, и она, по ее собственному заявлению, «возвратилась к жизни, как муха после зимней спячки», снова была «весела и здорова», поскольку у нее появился новый фаворит — молоденький гвардейский поручик Платон Зубов, красивый, но неумный и тщеславный. Ростопчин писал С. Р. Воронцову: «Граф Зубов здесь все. Нет другой воли, кроме его воли. Его власть обширнее, чем та, которой пользовался князь Потемкин. Он столь же небрежен и неспособен, как прежде, хотя императрица повторяет всем и каждому, что он величайший гений, когда-либо существовавший в России». В Петербурге...
    7. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 6. Размер: 63кб.
    Часть текста: внимательному рассмотрению. Между тем он заслуживает такового, по крайней мере, по нескольким основаниям. Во-первых, он устанавливает принципиально новую веху в развитии русско-индийских литературных связей. Во-вторых, он в высокой мере показателен для творческой биографии Карамзина, отражая круг его интересов, литературных предпочтений и вкусов и придавая им дополнительное освещение. В-третьих, он занял свое - пусть и скромное - место в процессе формирования жанрового пространства русской классической литературы и становления нового литературного языка - процессе, непосредственно связанном с именем Карамзина. Этих особенностей карамзинского перевода мы и намерены коснуться в нашей статье. Значение "Сцен из Саконталы" яснее вырисовывается на историческом и культурном фоне их появления. Вплоть до XVII в., а в известной мере и несколько позже, в русской культуре, как, впрочем, в средневековой Европе в целом, господствовало представление об Индии как стране "чудес" и "праведных мудрецов". Именно это представление получило воплощение в "Хронике" Георгия Амартола, несторианской "Повести временных лет", рассказе Палладия "О рахманах", "Романе об Александре", "Деяниях апостола Фомы", "Сказании об Индейском царстве", "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова и некоторых других - главным образом переводных - сочинениях Х1-Х1У вв. (РИ, с. 29-34;...
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 5. Размер: 137кб.
    Часть текста: России» – это окончательное, твердо и решительно высказанное мнение Пушкина. Оно сложилось после многолетних жарких споров и полемических сражений по поводу новых произведений Карамзина (главным образом «Истории государства Российского», тома которой выходили с 1818 г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал. Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения. Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять...
    9. Песнь мира
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    Часть текста: На земле и на водах. Хор Миллионы да ликуют! Миллионы торжествуют! Век Астреин, оживи! С целым миром мы в любви! В рощах слышны звуки лиры; На брегах кристальных вод Нимфы, фауны, сатиры Составляют хоровод. И Силен неутомимый Громким голосом поет; Пляшет с нимфою любимой И к веселью всех зовет. Хор Пойте, пойте духа радость!.. Лейте, лейте в сердце сладость! Век Астреин, оживи! С целым миром мы в любви! Музы, грации, сплетая Цепь из лавров и лилей, Ею крылья обвивая Бога тихих, райских дней, Нежно все его ласкают С видом счастливой любви И в восторге восклицают: «Вечно с нами, Мир, живи!» Хор Вечно с нами, Мир прелестный, Вечно с нами, сын небесный, Вечно с нами обитай И блаженством нас питай! Полно нам губить друг друга, Сирым слезы проливать! И печальная супруга Да престанет горевать! Долго смертные не знали, Что блаженство есть любовь; Счастья в хищности искали, И лилась реками кровь. Хор Смертный ныне просветился И ко дружбе обратился. Век Астреин, оживи! С целым миром мы в любви! Цепь составьте, миллионы, Дети одного отца! Вам даны одни законы, Вам даны одни сердца! Братски, нежно обнимитесь И клянитеся — любить! Чувством, мыслию клянитесь: Вечно, вечно в мире жить! Хор Мы клянемся все сердечно В мире с братьями жить вечно! Отче! слышишь клятву чад? Мы твердим ее стократ. Декабрь 1791 Примечания «Московский журнал», 1792, ч. 5, с. 153; «Мои безделки», 1794, ч. 2. Печ. по Соч. 1803, т. 1, с. 39. Имеется отдельное изд., уникальный экземпляр которого хранится в...
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Рамзей и Велокс
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: (даже тупой московский главнокомандующий Прозоровский был поражен его ученостью), он не оставил значительных сочинений; верный друг, человек единственной, трогательной и неразделенной любви, он всю жизнь грелся у чужих огней. Его господствующим настроением была грусть, а самопожертвование — естественным движением души. В истории русской культуры он занимает видное место в биографиях Радищева и Новикова, Карамзина и фельдмаршала Кутузова, но собственной биографии как бы не имеет. Он прожил одинокую жизнь и умер бездомным и безвестным узником в долговой тюрьме, куда попал за чужие долги, отдав все, что имел, другому. В июне 1789 года, когда Карамзин подъезжал к Берлину, Кутузов находился за границей. Уже несколько лет как он был послан московскими «братьями» в Берлин затем, чтобы выяснить, наконец, в чем состоят «тайные знания», которыми их манил Вёльнер, и в чем состоят гораздо более реальные тайные финансовые махинации Шрёдера. Трудно было найти менее подходящую кандидатуру. Можно предположить, что жребий пал на Кутузова не только из-за его прекрасного знания немецкого языка (он свободно владел несколькими новыми и древними языками), но и потому, что никто не хотел браться за это хлопотное и неприятное поручение: Новиков был связан издательскими делами, Лопухин служил, все были обременены семьями и житейскими заботами. Кутузов не был далек от истины, когда позже с горечью писал, что его принесли в жертву. К этому можно лишь добавить, что и сам он себя с готовностью всегда предлагал на роль жертвы. И, как часто с ним бывало, Кутузов...