• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1814"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Эйдельман Натан: Последний летописец. "Своя полушка"
    Входимость: 9. Размер: 8кб.
    2. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 6. Размер: 215кб.
    3. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава IX. Путь в Петербург. 1812–1816
    Входимость: 6. Размер: 103кб.
    4. Освобождение Европы и слава Александра I
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    5. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    6. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    8. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 29 марта 1816 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    9. Балдин Андрей: Протяжение точки. Московский острый циркуль
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Одинокое путешествие
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    11. Смирнов А.: Как создавалась "История государства Российского"
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    12. Муравьев В. Б.: Карамзин. Основные даты жизни и творчества H. М. Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    13. Хроника написания Н. М. Карамзиным "Истории государства Российского" в Остафьеве
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    14. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Иванович Давыдов (1794-1863)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    15. Эйдельман Натан: Последний летописец. Краткий список использованных материалов
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    16. Песнь воинов
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    17. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    19. Эйдельман Натан: Последний летописец. Молодые якобинцы
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    20. Балдин Андрей: Протяжение точки. Адмирал Шишков и "Сейчас"
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    21. Письма русского путешественника. Июль 1789 г.
    Входимость: 1. Размер: 165кб.
    22. Эйдельман Натан: Последний летописец. 1812
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    23. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин как историк
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    24. К ней
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В театральных креслах Парижа
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    26. Карамзин Н. М. - Лунину А. М., 7 января 1812 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    28. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    29. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из доклада "Об учреждении при Главном педагогическом институте кафедры педагогии"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Карамзин Н. М. - Муравьеву М. Н., 20 апреля 1806 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    31. Эйдельман Натан: Последний летописец. После Грозного
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    32. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Павел Иванович Пестель (1793-1826)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    33. Карамзин Н. М. - Малиновскому А. Ф., 12 мая 1816 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    34. Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии 5 декабря 1818 года
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    35. Карамзин Н. М. - Шишкову А. С., 25 мая 1824 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    36. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Александр Петрович Куницын (1783-1841)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    37. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Мечтатели
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    38. Федоров В. А.: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    39. Вяземский П. А.: Н. М. Карамзин (Письмо к редактору С. -Петербургских ведомостей)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    40. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 20 февраля 1817 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Странность любви, или бессонница
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    42. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 16 октября 1817 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    43. Погодин М. П.: Письмо из Симбирска об открытии памятника Карамзину
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    44. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Публичные чтения г-на профессора Рулье (в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    45. Пушкин А. С.: Карамзин
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    46. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    47. На торжественное коронование его императорского величества Александра I
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    48. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Максимович Ястребцов (1797-1869/1870)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    49. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 28 июля 1822 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    50. Письма русского путешественника. Май 1789 г.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Эйдельман Натан: Последний летописец. "Своя полушка"
    Входимость: 9. Размер: 8кб.
    Часть текста: царствования ". Охота к Истории вернулась, но теперь тесновато в одном XVI столетии. 30 марта 1814 года , в последние дни войны, Карамзин признается императрице-матери Марии Федоровне: " Хотелось бы мне потом остаток моих способностей употребить на описание великих происшествий нашего времени. <... > Не спешу - надобно видеть конец ". Война окончилась, и Дмитриев из столицы (может быть, обменявшись мнениями с Марией Федоровной), очевидно, советует обратиться к недавним событиям. Карамзин отвечает: " Мысль описать происшествия нашего времени мне довольно приятна; но должно знать многое, чего не знаю. Не возьмусь за перо иначе, как с повеления государя. Не хочу писать для лавок: писать или для потомства, или не говорить ни слова. У меня есть царь Иван Васильевич: довольно для остатка дней моих и способностей ". Итак, Иван IV или Александр I? Главные свои мысли можно представить на самом различном материале; однако современность - неизменная первопричина работы - теперь просто захлестывает, "работе мешает": " Я готов явиться на сцену со своей полушкою, и если буду жив, то непременно предложу усердное перо мое на описание французского нашествия; но мне нужны, любезный, сведения,...
    2. Белинский В. Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 6. Размер: 215кб.
    Часть текста: уже необходимым следствием этого дела. Загляните в журналы, в романы, в трагедии и вообще стихотворения эпохи, предшествовавшей Карамзину: вы увидите в них какую-то стоячесть мысли, книжность, педантизм и риторику, отсутствие всякой живой связи с жизнию. Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества. До Карамзина у нас на Руси думали, что книги пишутся и печатаются для одних "ученых" и что не-ученому почти так же не пристало брать в руки книгу, как профессору танцовать. Оттого содержание книг, по тогдашнему мнению, должно было быть как можно более важным и дельным, то есть как можно более тяжелым и скучным, сухим и мертвым. Более всех подходил тогда к идеалу великого поэта Херасков, потому что был тяжел и скучен до невыносимости. Он воспел в двух огромных поэмах два важные события из русской истории, и воспел их, не справляясь с историею, не стараясь быть ей верным. Истории русской он даже и не знал фактически. Россия освободилась от татарского ига не каким-нибудь решительным ударом, который бы нанесен был татарам соединенными силами всей Руси, мгновенно и мощно восставшей против общего врага. Куликовская битва осталась без решительных последствий: по крайней мере она не помешала татарам выжечь Москву; в царствование же Иоанна III не было никакой великой военной битвы с татарами, хотя и была битва, так сказать, дипломатическая. Татарское иго распалось само собою вследствие внутреннего расслабления царства Батыя. 207 И потому русская история никого не может назвать освободителем земли русской от ига татарского. Иоанн Грозный взятием Казани и Астрахани только добил остатки издыхающего монгольского чудовища. Но Хераскову нужен был герой для его поэмы,...
    3. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава IX. Путь в Петербург. 1812–1816
    Входимость: 6. Размер: 103кб.
    Часть текста: тучи в Европе уже гремели грозой. «Карамзин, — как свидетельствует П. А. Вяземский, — ни до войны 1812 года, ни при начале ее не был за войну. Он полагал, что мы недостаточно для нее приготовлены: опасался ее последствий… Он был того мнения, что некоторыми дипломатическими уступками можно и должно стараться отвратить хотя на время наступающую грозу. Патриотизм его был не патриотизмом запальчивых газетчиков: патриотизм его имел охранительные свойства историка». Но к началу 1812 года международные взаимоотношения так обострились, что война стала неизбежна. С той и с другой стороны подготовка к военным действиям велась почти открыто. Наполеон не раз заявлял, что он «раздавит» Россию, так как она одна мешает ему стать «повелителем мира». В мае, за месяц до вторжения, он сказал: «Я иду в Москву и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира… Москва — сердце империи». 6 марта 1812 года Карамзин писал брату: «Мира с турками нет, и мы готовимся к войне с французами. Надобно молиться Богу. Слышно, что сам государь будет командовать армией и выедет из Петербурга 13 или 15 нынешнего месяца. Любя отечество с усердием к его целости и...
    4. Освобождение Европы и слава Александра I
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: Злодей торжествовал, где он? Исчез, как безобразный сон!» О радость! В духе умиленный И делом бога восхищенный, Паду, лью слезы и молюсь!.. Отец!.. пусть бури мир волнуют! Над ними ты: не устрашусь! И бури благость знаменуют, Добро, любовь и стройный чин. О! Ты велик, велик един! Умолкло горести роптанье. Минувших зол воспоминанье Уже есть благо для сердец. — Из рук отчаянной Свободы Прияв властительский венец С обетом умирить народы И воцарить с собой Закон, Сын хитрой лжи, Наполеон, Призрак величия, героя, Под лаврами дух низкий кроя, Воссел на трон — людей карать И землю претворять в могилу, Слезами, кровью утучнять, В закон одну поставить силу, Не славой, клятвою побед Наполнить устрашенный свет. И бысть! Упали царства, троны. Его ужасны легионы Как огнь и бурный дух текли Под громом смерти, разрушенья, Сквозь дым пылающей земли; А он с улыбкой наслажденья, Сидя на груде мертвых тел, Страдание и гибель зрел. Ничто Аттилы, Чингисханы, Ничто Батыи, Тамерланы Пред ним в свирепости своей. Они в степях образовались, Среди рыкающих зверей, И в...
    5. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: (ум. 1769). Вторым браком отец женился на Е. Г. Дмитриевой (ум. 1774), тетке И. И. Дмитриева . Детство К. провел в с. Знаменское Симбирской губ. и Симбирске. Обучался нем. языку у местного врача-немца; много читал (в круг его чтения входила «Римская история» Ш. Роллена в переводе В. К. Тредиаковского , произведения Ф. А. Эмина и переводные романы XVIII в., преимущественно фр.). Воспитывался в Симбирске в дворянском пансионе Фовеля; с 1779 или 1780 – в Москве в пансионе проф. Моск. ун-та И. М. Шадена, где совершенно овладел нем. языком, изучил фр. и др. языки; одновременно посещал лекции в Моск. ун-те. С 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774). 28 апр. 1781 получил чин подпрапорщика. Подружился с А. И. Дмитриевым и особенно с И. И. Дмитриевым; вместе они обсуждали прочитанные книги и собственные литературные опыты. Первым трудом К. И. И. Дмитриев называет перевод с нем. – «Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях» (не сохр.). Годовой отпуск (с 11 сент. 1781) провел в Знаменском. В связи со смертью отца 6 февр. 1783 вновь взял отпуск на 11 месяцев и уехал из Петербурга в Симбирск. В 1783 К. впервые выступил в печати с прозаическим переводом с нем. идиллии С. Геснера...
    6. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    Часть текста: при И. И. Неплюеве и вышел в отставку капитаном; женат он был на Екатерине Петровне Пазухиной; вторым сыном, рожденным от этого брака, был Николай Михайлович. Родился он в селе Михайловке, ныне самарской губернии бузулукского уезда, и младенцем увезен был в село Знаменское, симбирской губернии и симбирского уезда. Матери он лишился очень рано и едва ее помнил, хотя и сохранил особое благоговение к ее памяти. В 1770 г. отец его женился во второй раз на тетке И. И. Дмитриева, о которой не сохранилось никаких сведений; мы знаем, что от нее у Михаила Егоровича было несколько детей, из которых с сестрою Марфою был дружен Николай Михайлович; но долго ли жила вторая жена М. Е. Карамзина, имела ли какое-либо влияние на пасынка, мы не знаем. Сведения о детстве Карамзина сохранились отчасти в записках И. И. Дмитриева, а частию (хотя и в романической форме, но с справедливою основою, что подтверждается собственными рассказами Карамзина близким людям) в повести: "Рыцарь нашего времени". В этой повести встречаем круг простодушных друзей и соседей Михаила Егоровича, отставных военных, образованных мало, но исполненных понятий чести, которые таким образом перешли к сыну от отца. Библиотека романов, оставшихся после матери, была первым чтением героя повести Леона, лишь только он выучился грамоте у дьячка. Погодин верно замечает, что если бы Карамзин не прочел этих романов в детстве, он не знал бы их даже по названию. Такое чтение развивало в мальчике мечтательность, зато романы эти своим хотя сентиментальным, но нравоучительным направлением укрепили в нем веру в непременное торжество добра. Впрочем он читал и не одни романы: по собственному его показанию, тогда же прочел он и Римскую историю (должно быть ...
    7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: педагогической мысли России первой половины XIX в. Постановление о Царскосельском лицее (в сокращении). Примечания (Постановление о Царскосельском лицее) Печатается по изданию: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. Спб., 1875. Т. I. С. 632-657. В советской историко-педагогической литературе публикуется впервые. Постановление было принято 12 августа 1810 г. Автором проекта о создании этого лицея считается М. М. Сперанский, в редактировании «Постановления...» принял участие И. И. Мартынов как директор департамента народного просвещения. Постановление о лицее дает полное представление о характере этого привилегированного закрытого учебного заведения, приравненного к университету. Значение этого исторического документа заключается прежде всего в том, что он заложил основы учебно-воспитательного заведения, в котором получили образование известные деятели науки, искусства, литературы и многих отраслей государственной и военной службы. Интерес к лицею обусловлен тем, что в нем учился гениальный русский поэт А. С. Пушкин (1811 - 1817). Царскосельский лицей был открыт в 1811 г., потом был переведен в Петербург и переименован в Александровский (1843-1917). Первым директором Царскосельского лицея с 1811 по 1814 г. был Василий Федорович Малиновский (1765-1814) - русский просветитель и публицист, автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России,...
    8. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 29 марта 1816 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: а первым в Москве да будет тоже! 2 Ваша милость и дружба составляют одно из главных благ моей жизни. Зная чистоту вашей души, радуюсь вашей любовию, которая дает более достоинства моему нравственному существу. - С нежностию целую вашу руку. Я щастлив свиданием с милым семейством. Но сын, Андрей 3 , не здоров: это беспокоит меня, хоть и не вижу еще опасности. У него идут, кажется, зубы; а может быть есть и простуда. Помолитесь за нас: мы же будем за вас молиться. Дай Бог что <б> в конце мая мы увиделись или в Царском Селе или в Петербурге благополучно! Хорошо жить в одном месте с вами. Обнимаю молодых друзей моих, любезного Никиту Михайловича 4 и веселого братца его 5 . Всем, кто ездит в ваш благословенный дом и вспомнит обо мне, от доброго сердца кланяюсь. Простите, почтеннейшая Катерина Федоровна. Я еще не совсем отдохнул от худой дороги; но если Бог сохранит мое остальное семейство, то я готов веселиться и прыгать. Любите нас всегда, как мы вас любить будем. Бог с вами и с нами. Душею преданный вам навеки Н. Карамзин. <Приписка рукой Е. А. Карамзиной> : Дозвольте и мне, любезнейшая и почтеннейшая Катерина Федоровна, соединить свою благодарность с мужнею и уверить вас, что умею ценить все ваши дружеские милости, оказанные в бытность его в Петербурге под вашим гостеприимным кровом. Надеюсь, что в будущее мое пребывание в вашем городе не оставите и меня полу-сироту без призрения; без шуток, из чистейших удовольствий в моей новой жизни будет для меня надежда заслужить вашу благосклонность. Примите, почтенная Катерина Федоровна, уверение в моей к вам преданности. Адрес : Ея превосходительству Милостивой Государыне Катерине Федоровне Муравьевой в собственном ея доме на Фонтанке у Аничкова мосту, в С. Петербурге. Примечания Автограф: ОПИ ГИМ (ф. 445, ед. хр. 229, лл....
    9. Балдин Андрей: Протяжение точки. Московский острый циркуль
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: обозначила себя как terra nova, «следующую землю», обнаружила в себе духовный пульс, слышимый от центра до арзамасских и донских границ. Тут любые метафоры возможны, но вряд ли даже в своей сумме они передадут масштаб произошедшего. Москва преобразилась целиком, внутренне и внешне; в результате она обрела статус сакрального центра — не одной страны, не просто России, но одного из духовных полюсов Европы: масштаб произошедшей с ней метаморфозы значительно превосходил локальные национальные рамки. Исчезнувшая в огне Москва одновременно вернулась в Европу в качестве одного из ее ключевых (сакральных) центров. Пространство Старого Света, общий его чертеж заметно изменились с появлением в Европе после пожарной Москвы. Прусский король Фридрих, чье государство в течение наполеоновских войн само несколько раз появлялось и исчезало, после окончательной победы над Бонапартом приехал в Москву; он застал на ее месте пепелище, постепенно восстающее к новой жизни. Король встал на колени и поклонился обгорелым руинам и то же приказал сделать сыновьям, которые были с ним.  Смотрите,  сказал он им , и помните: вот наша спасительница.  Ничто на месте города было для него святое место, положительно и прямо влияющее на все духовное пространство Европы. * * * На какой карте, в какой «географической» проекции можно уловить это исчезновение-появление Москвы? Тогда явилась исследуемая нами «бумажная» страна, материк современного слова. Исчезновение-появление Москвы ясно указало, что у этой необыкновенной страны есть центр. Ко всему прочему, это было «оптическое» потрясение, факт самообнаружения старой-новой русской столицы: после гибели в огне и возрождения Москва увидела себя со стороны. Она осознала себя духовным центром новой страны, которой до 1812 года не существовало. * * * Этот язык задавал себе ключевые...
    10. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Одинокое путешествие
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: и большая часть молодых людей (нынешнего образа мыслей)» [472] , но отныне для Карамзина нападки стариков дополняются критикой из лагеря молодых. Еще в конце 1790-х годов юноша Андрей Иванович Тургенев — старший из четырех братьев Тургеневых [473] , встретя Карамзина в московской книжной лавке, написал ему отрочески-восторженное письмо, которое так и не решился отправить, но уже в марте 1801 года на заседании «Дружеского литературного общества» он со всем пылом ниспровергателя авторитетов объявил влияние Карамзина вредным. Здесь в самом начале нового века в полуразрушенном домике около Новодевичьего монастыря в Москве, где собирались молодые члены общества, впервые были произнесены обвинения, которые потом неоднократно предъявляли Карамзину «молодые якобинцы» (выражение Пушкина): «Скажу откровенно: он более вреден, нежели полезен нашей литературе, и с тою же откровенностию признаюсь, что и сам я и, может быть, не я один лучше желал написать то, что он, нежели все эпические наши поэты. Он вреден потому еще более, что пишет ...