• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1790"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 32. Размер: 86кб.
    2. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 19. Размер: 44кб.
    3. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 18. Размер: 54кб.
    4. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 18. Размер: 119кб.
    5. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 15. Размер: 137кб.
    6. Письма русского путешественника. Июль 1790 г.
    Входимость: 14. Размер: 179кб.
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В театральных креслах Парижа
    Входимость: 12. Размер: 40кб.
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 12. Размер: 69кб.
    9. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 11. Размер: 135кб.
    10. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    11. Горбикова Наталья: Карамзин. Снимаем маску
    Входимость: 9. Размер: 55кб.
    12. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Продолжение путешествия по Швейцарии
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    13. Письма русского путешественника. Март 1790 г.
    Входимость: 8. Размер: 86кб.
    14. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Рамзей и Велокс
    Входимость: 8. Размер: 35кб.
    15. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Лионе
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    16. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 2
    Входимость: 7. Размер: 30кб.
    17. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Домой
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    18. Письма русского путешественника
    Входимость: 7. Размер: 1кб.
    19. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Мечтатели
    Входимость: 7. Размер: 14кб.
    20. Письма русского путешественника. Апрель 1790 г.
    Входимость: 6. Размер: 78кб.
    21. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава IV. Рыцарь веселого образа, или русский путешественник. 1789–1790
    Входимость: 6. Размер: 149кб.
    22. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    23. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Программа: прогресс и независимость
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    24. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 5. Размер: 51кб.
    25. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Земляки
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    26. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Знаменском
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    27. Перехвальская Е.: Карамзин Н. М. Первый русский историк
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    28. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава VI. Надежды, надежды… 1796–1802
    Входимость: 4. Размер: 175кб.
    29. Письма русского путешественника. Июнь 1790 г.
    Входимость: 4. Размер: 124кб.
    30. Письма русского путешественника. Февраль 1790 г.
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    31. Биография (вариант 6)
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    32. Макогоненко Г. П.: Карамзин Н. М. (Краткая литературная энциклопедия)
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    33. Полевой Н. А.: История государства Российского. Сочинение Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    34. Эйдельман Натан: Последний летописец. Молодые якобинцы
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    35. Карамзин Н. М. (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    36. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 21 августа 1789 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    37. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Автобиография и построение самого себя
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    38. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Московский журнал
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    39. Балдин Андрей: Протяжение точки. "Запредельное странствие" Николая Карамзина
    Входимость: 3. Размер: 173кб.
    40. Письма русского путешественника. Январь 1790 г.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    41. Эпитафии Талесу и "рогатому человеку" (в письме из Парижа, май 1790 г.)
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    42. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Глава 11
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    43. Соловьев Е.: Карамзин. Его жизнь и научно-литературная деятельность. Глава III. Поездка за границу. – «Письма русского путешественника»
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    44. Побегайло Елена: Карамзин Николай Михайлович. Историк и литератор
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    45. Грезин Иван: Николай Михайлович Карамзин и его таинственный женевский почитатель
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    46. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава III. Лорд Рамзей. 1785–1789
    Входимость: 2. Размер: 136кб.
    47. Милюков П., Кирпичников А.: Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    48. Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    49. Берков П., Макогоненко Г.: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    50. Карамзин Николай Михайлович. Основные даты жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…"
    Входимость: 32. Размер: 86кб.
    Часть текста: заграничного путешествия Карамзина, проницательный Кутузов писал Настасье Плещеевой: «Может быть, и в нем произошла французская революция?»  [156] Революция не была предусмотрена никаким предварительным планом вояжа, в котором Париж отнюдь не занимал центрального места. Революционный Париж сам ворвался в планы путешественника, все перемешал, передвинул, потребовал себе центрального места и главного внимания. В тексте «Писем» приложено много усилий для того, чтобы представить пребывание в Париже увеселительной прогулкой беспечного вояжёра. Попытаемся, насколько это возможно и ни на минуту не теряя из виду гипотетического характера наших реконструкций, все же восстановить биографическую реальность пребывания Карамзина в Париже, Мы уже знаем, что в Женеве Карамзин запасся рекомендательным письмом к Жильберу Ромму. Свидание Карамзина с Роммом и, бесспорно, с Павлом Строгановым, состоялось. Какие впечатления мог Карамзин вынести из этой встречи? Кто встретил Карамзина, когда он переступил порог парижского дома Жильбера Ромма? Мы уже говорили, что Жильбер Ромм был ученый математик и суровый...
    2. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Шум города
    Входимость: 19. Размер: 44кб.
    Часть текста: — Ю. Л. ), где всегда найдешь что-нибудь занимательное, жалкое, смешное; и между тем пить кофе, какого не умеют варить ни в Германии, ни в Швейцарии; потом кликнуть парикмахера, говоруна, враля, который наскажет вам множество забавного вздору о Мирабо и Мори, о Бальи и Лафаете; намажет вашу голову Прованскими духами и напудрит самою белою, легкою, пудрою; а там, надев чистой, простой фрак, бродить по городу, зайти в Пале-Рояль, в Тюльери, в Елисейския поля, к известному Писателю, к художнику, в лавки, где продаются эстампы и картины, — к Дидоту, любоваться его прекрасными изданиями классических Авторов, обедать у Ресторатёра [221] , где подадут вам за рубль пять или шесть хорошо приготовленных блюд с десертом; посмотреть на часы, и расположить время свое до шести (т. е. до театра. — Ю. Л. ), чтобы, осмотрев какую нибудь церковь, украшенную монументами, или галлерею картинную, или библиотеку, или кабинет редкостей, явиться, с первым движением смычка, в Опере, в Комедии, в Трагедии, пленяться гармониею, балетом, смеяться, плакать — и с томною, но приятных чувств исполненною душею отдыхать в Пале-Рояль, в Cafe de Valois, de Caveau, за чашкою баваруаза (напиток из сладкого чая, кофе или шоколада с молоком и специями. — Ю. Л. ); взглядывать на великолепное освещение лавок, аркад, алей в саду; вслушиваться иногда в то, что говорят тамошние глубокие Политики; наконец возвратиться в тихую свою комнату…» (244–245). О кафе следует сказать особо. В кафе парижанин тех лет начинал и кончал свой день. Так же поступали и иностранцы. Курьер русского двора, а в будущем приближенный вел. кн. Константина Павловича и императора Александра I, начальник внутренней стражи, генерал граф Комаровский вспоминал о своем пребывании в Париже (за год до Карамзина): «Поутру ходил в завтракать au Cafe de Foi,...
    3. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В Англию
    Входимость: 18. Размер: 54кб.
    Часть текста: в такой датировке. Дело в том, что мы располагаем реальным письмом Карамзина к Дмитриеву, отправленным из Лондона 4 июня 1790 года. В этом письме Карамзин сообщает: «Скоро буду думать о возвращении в Россию»  [249] . По «Письмам русского путешественника» путешественник покинул Лондон в сентябре. По бесспорным документальным свидетельствам, Карамзин вернулся в Петербург 15 (26) июля 1790 года  [250] . «Плавание продолжалось около двух недель», сообщает Погодин, черпавший сведения из бесед с Дмитриевым и другими осведомленными современниками  [251] . Следовательно, Карамзин покинул Лондон около 10 июля. Если верить в определении даты его прибытия туда «Письмам», то получится, что пребывание его в Англии не превышало десяти дней. Вероятнее, что он приехал в Лондон несколько раньше обозначенного в книге срока. Однако это последнее предположение требует разобраться в еще одном хронологическом вопросе. В главе «Тюльери» (помеченной: Париж, Маия…) автор...
    4. Лотман Ю. М.: Поэзия Карамзина
    Входимость: 18. Размер: 119кб.
    Часть текста: роли и значения этих не гениальных, забытых писателей теряется живое восприятие искусства. Оно превращается в собрание шедевров, гениальных в отдельности, но не связанных между собой логикой культурного движения. К числу литераторов, направлявших в свое время развитие культуры, но далеких от эстетических представлений современного читателя, принадлежит и Карамзин. Даже образованный человек наших дней знает Карамзина только как автора чувствительной и архаичной «Бедной Лизы», а его «Историю» помнит по нескольким пушкинским эпиграммам. Канонизированный гимназическими и школьными учебниками «мирный» образ Карамзина противоречит тому, что мы знаем об исторической судьбе его наследия. Он не объяснит нам, почему на протяжении многих лет, перейдя за грани жизни писателя, творчество его вызывало страстное поклонение и пылкое осуждение, любовь и ненависть. Молодой Пушкин осыпает Карамзина эпиграммами, а в 1836 году пишет: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему...
    5. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 15. Размер: 137кб.
    Часть текста: накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения. Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер. Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали. Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской...
    6. Письма русского путешественника. Июль 1790 г.
    Входимость: 14. Размер: 179кб.
    Часть текста: гранитным утесам, гордо возвышаются к небу, то Лондон совсем не великолепен. Проехав двадцать или тридцать лучших улиц, я не видал ни одних величественных палат, ни одного огромного дому. Но длинные, широкие, гладко вымощенные улицы, большими камнями устланные дороги для пеших, двери домов, сделанные из красного дерева, натертые воском и блестящие, как зеркало, беспрерывный ряд фонарей на обеих сторонах, красивые площади (squares), где представляются вам или статуи, или другие исторические монументы; под домами – богатые лавки, где, сквозь стеклянные двери, с улицы видите множество всякого роду товаров; редкая чистота, опрятность в одежде людей самых простых и какое-то общее благоустройство во всех предметах – образуют картину неописанной приятности, и вы сто раз повторяете: «Лондон прекрасен!» Какая розница с Парижем! Там огромность и гадость, здесь простота с удивительною чистотою; там роскошь и бедность в вечной противоположности, здесь единообразие общего достатка; там палаты, из которых ползут бледные люди в раздранных рубищах, здесь из маленьких кирпичных домиков выходят здоровье и довольствие, с благородным и спокойным видом – лорд и ремесленник, чисто одетые, почти без всякого различия; там распудренный, разряженный человек тащится в скверном фиакре, здесь поселянин скачет в хорошей карете на двух гордых конях; там грязь и мрачная теснота, здесь все сухо и гладко – везде светлый простор, несмотря на многолюдство. Я...
    7. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. В театральных креслах Парижа
    Входимость: 12. Размер: 40кб.
    Часть текста: месяц быть всякой день в спектаклях! быть, и не насытиться ни смехом Талии, ни слезами Мельпомены!.. и всякой раз наслаждаться их приятностями с новым чувством!… Сам дивлюсь; но это правда» (231). В «Письмах» путешественника привлекает во французском театре, прежде всего, роскошь постановок и актерское мастерство. «Все сие так живо, так естественно, что я тысячу раз забывался и принимал искусственное подражание за самую натуру. Едва могу верить глазам своим, видя быструю перемену декораций. В одно мгновение рай превращается в ад; в одно мгновение проливаются моря там, где луга зеленели, где цветы расцветали и где пастухи на свирелях играли; светлое небо покрывается густым мраком, черныя тучи несутся на крыльях ревущей бури, и зритель трепещет в душе своей; еще один миг, и мрак исчезает, и тучи скрываются, и бури умолкают, и сердце ваше светлеет вместе с видимыми предметами» (232). Карамзин был тонким ценителем актерской игры, и его описания исполнительской манеры Ларива, Рокур и других артистов, виденных им на парижской сцене, неоднократно уже использовались историками театра как правдивые и компетентные свидетельства. «Ла-Рив царь на сцене», — писал Карамзин. Игра Ларива в заглавной роли вольтеровского «Эдипа» так описана Карамзиным: «…ла-Рив вышел, в великолепной Греческой, белой одежде, распустив...
    8. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 12. Размер: 69кб.
    Часть текста: который начал выходить со следующего, 1791 года под названием "Московский журнал". С первого же номера Карамзин стал публиковать писавшиеся под свежим впечатлением только что проделанного путешествия по Европе "Письма русского путешественника" - свое первое крупное произведение. Два года печатались "Письма" в "Московском журнале", вызвав широкий читательский интерес, принеся автору известность и уважение. В последнем, сдвоенном октябрьско-ноябрьском номере "Московского журнала" за 1792 год было завершено печатание написанной части "Писем русского путешественника". Последнее п"Исьмо, помеченное: "Париж, 27 марта" - рассказывало о первом дне пребывания в столице Франции. Расставаясь с подписчиками "Московского журнала", Карамзин сообщал, что уезжает из Москвы, прекращает издание журнала, чтобы в "часы отдохновения" писать "безделки" (так шутя Карамзин называл произведения малых жанров - стихотворения, повести, статьи), которые вместе с "безделками" своих друзей станет печатать в виде "маленьких тетрадок" под названием "Аглая". "Письма русского путешественника" он обещал "напечатать особливо в двух частях: первая заключится отъездом из Женевы, а вторая возвращением в Россию". Политические обстоятельства принуждали Карамзина к сстоожности - во Франции продолжалась революция, 10 августа 792 года новое народное восстание свергнуло монархию, французский король Людовик XVI был арестован. Созданный после восстания Конвент (сентябрь 1792) в начале зимы готовил суд над королем. В январе 1793 года Конвент вынес смертный приговор королю, и он был казнен. Вот почему Карамзин туманно сообщает о второй части "Писем" - "Возвращение в Россию": в действительности в ней предстояло рассказать о...
    9. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава V. Автор "Бедной Лизы". 1790–1796
    Входимость: 11. Размер: 135кб.
    Часть текста: края Кутузову и не намеревался ли ее там печатать. Радищев отвечал, что посылал лишь по дружбе, для прочтения, а печатать ее в чужих краях намерения не имел. Конечно, с возвращением Карамзина этот допрос никак не связан, но можно предположить (и Карамзину, наверное, приходила такая мысль), что следователи могли бы обратить внимание и на него. Опасение не лишено было оснований, что и показали дальнейшие события. Сведения о Радищеве проникали в общество из нескольких источников. Время от времени сама императрица в разговоре роняла то одно, то другое замечание по поводу книги Радищева, и ее слова повторялись в гостиных. Кое-что проникало и из застенков Тайной канцелярии. Безусловно, Карамзин должен был по требованию правил этикета нанести визит А. Р. Воронцову, и, конечно, их разговор не мог не коснуться Радищева, а Воронцов по своему положению и связям был осведомлен о происходящем в Тайной канцелярии более чем кто-либо в Петербурге. Дело Радищева, как все понимали, призвано было показать обществу новый поворот политики и новое направление, которое угодно было императрице...
    10. Серман И. З.: Парижский друг Карамзина
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    Часть текста: жаром вспоминает Карамзин, отчасти помогает восстановить обстоятельства жизни Карамзина в Париже за те два с половиной месяца, что он там прожил. Не располагал парижским дневником Вольцогена и автор очень содержательной статьи о Карамзине и Вольцогене - У. Леман. 2 Наблюдения исследователя касаются отношения Карамзина к его переводам на немецкий и их переводчика Рихтера. Как сообщает Леман, "Каролина фон Вольцоген указывала, что ее муж, по желанию Карамзина, просил наградить Рихтера каким-либо веймарским титулом, и эта просьба была выполнена". 3 Эти сведения подтверждаются в письмах Карамзина к Вольцогену от 28 октября 1802 года 4 и от 21 сентября 1803 года. 5 Как сообщает автор вступительной статьи к дневнику и его публикатор Кристоф фон Вольцоген, барон Вильгельм фон Вольцоген (1762--1809) принадлежал к родовитой вюртембергской семье, обучался в военной академии (1775--1784), где одновременно учился и Фридрих Шиллер, который, как известно, нашел убежище от обязательной военной службы в Бауэрбахе у Генриетты Вольцоген, матери Вильгельма. Позднее Вольцоген породнился с Шиллером, женившись на Каролине фон Лангенфельд, на младшей сестре которой, Шарлотте, женился Шиллер (Р. 9--13). Помимо семейных связей между Шиллером и Вольцогеном возникли дружеские отношения и переписка. В сентябре 1788 года герцог Вюртембергский послал Вольцогена в Париж. Там он пробыл безвыездно до 25 мая 1791 года. Вторично он был послан туда в 1793 году для занятий архитектурным черчением. В Париже у него завязались разнообразные знакомства с жившими там немецкими художниками, а также, через посредство архитектора Делянуа, со знаменитым французским художником Давидом. Сближается он, по-видимому через вюртембергского посла в Париже Ригера, с князем Б. Голицыным, жившим тогда в Париже, а...