• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1835"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    3. Ермакова Т.: Карамзин Николай Михайлович (Философская Энциклопедия, 1960—1970)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    5. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Руководство к педагогике, или науке воспитания (отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    7. Милюков П., Кирпичников А.: Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    8. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    9. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    11. Кирпичников А. И.: Карамзин как литератор
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Руководство к дидактике, или науке преподавания(отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    13. Погодин М. П.: Мое представление историографу (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    14. Смирнов А.: Н. М. Карамзин и духовная культура России
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    15. Карамзин Н. М. - Аверкиеву А. Е., 4 апреля 1821 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Итоги
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    17. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    18. Эйдельман Натан: Последний летописец. После
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    19. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Положение об учебных округах Министерства народного просвещения (отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Петр Григорьевич Редкин (1808-1891)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Бестужев-Рюмин К. Н.: Карамзин Николай Михайлович (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    Часть текста: что от нее у Михаила Егоровича было несколько детей, из которых с сестрою Марфою был дружен Николай Михайлович; но долго ли жила вторая жена М. Е. Карамзина, имела ли какое-либо влияние на пасынка, мы не знаем. Сведения о детстве Карамзина сохранились отчасти в записках И. И. Дмитриева, а частию (хотя и в романической форме, но с справедливою основою, что подтверждается собственными рассказами Карамзина близким людям) в повести: "Рыцарь нашего времени". В этой повести встречаем круг простодушных друзей и соседей Михаила Егоровича, отставных военных, образованных мало, но исполненных понятий чести, которые таким образом перешли к сыну от отца. Библиотека романов, оставшихся после матери, была первым чтением героя повести Леона, лишь только он выучился грамоте у дьячка. Погодин верно замечает, что если бы Карамзин не прочел этих романов в детстве, он не знал бы их даже по названию. Такое чтение развивало в мальчике мечтательность, зато романы эти своим хотя сентиментальным, но нравоучительным направлением укрепили в нем веру в непременное торжество добра. Впрочем он читал и не одни романы: по собственному его показанию, тогда же прочел он и Римскую историю (должно быть Ролленя). Религиозное чувство укрепилось в Карамзине странным случаем: раз во время прогулки с дядькою он встретил медведя; вдруг ударил гром и убил медведя. Припоминая этот случай, Карамзин говорил (1792 г.): "сей удар был основанием моей религии". В 1773 г., узнав о нападении на их деревню пугачевцев, Михаил Егорович уехал и тем спасся от погибели. На одиннадцатом году жизни Карамзина на него, как на хорошенького мальчика, обратила внимание соседка их, Пушкина (имя сообщает Сербинович на основании слов историографа) и начала воспитывать его по-светски:...
    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Литература
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: в России. 3-е изд. М., 1930. 11. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг., 1915. 12. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. М., 1910. 13. Колбасин Е. Литературные деятели прошлого времени. Спб., 1859. 14. Константинов Н. А., Стру минский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953. 15. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ... 2-е изд. Спб., 1875. 16. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). Ч. 3 (1828-1856). Спб., 1899. 17. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. Ч. Н. Спб., 1866. 18. Медынский Е. Н. История русской педагогики: До Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд., испр. и доп. М., 1938. 19. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Ч. П. Спб., 1897. 20. Муравьев М. Н. Опыты истории, словесности и нравоучения. Т. 1-2. М., 1810. 21. Неверов Я. Что нужно для народного образования в России? // Русский педагогический вестник. 1857. Т. 1. № 1-4. С. 412-444. 22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: XVIII - первая половина XIX в. М., 1973. 23. Петербургская губернская ...
    3. Ермакова Т.: Карамзин Николай Михайлович (Философская Энциклопедия, 1960—1970)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: Канта, Бонне, Гёте, Гердера, Лафатера и др. ("Письма русского путешественника", отд. полное изд., кн. 1–4, 1799–1801). Издавал ряд журналов и альманахов, автор мн. лит. -художеств, произв. сентименталистского направления ("Бедная Лиза", 1792, и др.), "Истории Государства Российского" (т. 1–12, 1816–29). Большое влияние на формирование взглядов К. оказало рус. масонство (в 1785–89 К. – член масонской ложи), а также нек-рые зап. -европ. философы, в особенности Бонне (К. перевел в отрывках его "Созерцание природы", 1789). Отстаивая идеи божеств. творения и непосредств. вмешательства бога в судьбы людей, К. воспевал "... величие творца, его премудрость, благость..." ("Поэзия", 1787, в кн.: Н. Карамзин, И. Дмитриев, Избр. стихотворения, Л., 1953, с. 59). В то же время К. связывал прогресс общества с развитием наук и просвещения ("Нечто о науках, искусствах и просвещении", 1793). Оправдывая обществ. неравенство, К. осуждал даже умеренно-либеральные реформы Сперанского...
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: Европы» (1822), обличали пустоту большого света, его воспитания, образа мыслей и «деятельного бездействия» («Письма к Лужницкому старцу»). В 1823 г. он создал и возглавил «Общество любомудрия» (См. коммент. 2 к ст. С. П. Шевырев.), объединившего в своих рядах представителей передовой дворянской молодежи Москвы. Вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина» (1824-1825), где печатались сочинения А. С. Пушкина, Н. М. Языкова, А. С. Грибоедова, Дениса Давыдова, обсуждались философские и литературно-теоретические вопросы. В 1826 г. В. Ф. Одоевский переехал в Петербург. Будучи секретарем общего собрания цензурного комитета, принял участие в разработке цензурного Устава 1828 г. Позже как член Ученого комитета Министерства государственных имуществу как помощник директора публичной библиотеки и директор Румянцевского музея В. Ф. Одоевский стремился приносить практическую пользу просвещению. На 30 - 40 гг. пришелся расцвет и его литературной славы. В 1844 г. были изданы важнейшие его произведения, в которых он призывал к серьезным умственным занятиям, добру и правде, любви к человечеству, осуждал эгоизм, умственную косность, невежество. С середины 1840-х гг. усилилась его благотворительная деятельность, в особенности по «Обществу посещения бедных», возникшего по почину В. Ф. Одоевского, председателем которого он был в течение 9 лет. Для одиноких старых женщин обществом было открыто несколько женских рукоделен, устроена общая квартира и т. д. В начале 30-х гг. В. Ф. Одоевский познакомился с Е. О. Гугелем и заинтересовался его деятельностью в Гатчинском воспитательном доме. И раньше он бывал в воспитательных домах Петербурга, присматриваясь к жизни и воспитанию сирот. Но умение разговаривать с детьми, угадывать их душевные состояния, отдаваться беззаветно своему делу он встретил здесь впервые и был поражен личностью Е. О. Гугеля, о педагогических находках...
    5. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    Часть текста: жанрового пространства русской классической литературы и становления нового литературного языка - процессе, непосредственно связанном с именем Карамзина. Этих особенностей карамзинского перевода мы и намерены коснуться в нашей статье. Значение "Сцен из Саконталы" яснее вырисовывается на историческом и культурном фоне их появления. Вплоть до XVII в., а в известной мере и несколько позже, в русской культуре, как, впрочем, в средневековой Европе в целом, господствовало представление об Индии как стране "чудес" и "праведных мудрецов". Именно это представление получило воплощение в "Хронике" Георгия Амартола, несторианской "Повести временных лет", рассказе Палладия "О рахманах", "Романе об Александре", "Деяниях апостола Фомы", "Сказании об Индейском царстве", "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова и некоторых других - главным образом переводных - сочинениях Х1-Х1У вв. (РИ, с. 29-34; Шохин, 1988, с. 175--195; и др.). Поддерживали его и два памятника, которые, хотя и опосредованно, восходили в конечном счете к древнеиндийским источникам: "Повесть о Варлааме и Иоасафе", опирающаяся на сюжет легенды о Будде, и "Стефанит и Ихнилат", принадлежащий к кругу историй "Панчатантры". Пока оставалась полностью незнакомой реальная Индия, о корректировке такого представления говорить не приходилось. И хотя уже в XV в. состоялось трехлетнее путешествие по Индии Афанасия Никитина, его "Хождение за три моря" не было известно на родине до начала XIX в., и, кстати говоря, честь его популяризации принадлежала как раз Карамзину, сообщившему о нем в шестом томе "Истории государства Российского", вышедшем в 1817 году. Более или менее регулярные торгово-экономические (и отчасти дипломатические) связи Индии и России...
    6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Руководство к педагогике, или науке воспитания (отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: воспитании как важнейшей статье предлагается пространнее, нежели о других. Смею надеяться, что появление на русском языке науки, у нас еще мало известной, несмотря на несовершенство моего труда, порадует всякого, кто живо чувствует, сколько улучшений требуется по нашему воспитанию. Руководство сие особенно небесполезно будет для тех, кои, посвящая себя педагогическому званию, не могут пользоваться немецкою литературою, богатейшею сочинениями сего рода. Равномерно и добрые родители, вполне сознающие, сколь важны их обязанности, извлекут из оного немало благодетельных наставлений и правил относительно воспитания, от которого зависит благополучие их потомства... Введение § 1. Естественный ход развития и образования способностей человека Человек при самом начале жизни одарен такими телесными и душевными способностями, каких не имеет ни одно из земных существ. Все, что из него сделаться может, является зародышем, ожидающим развития, цветком, из коего должен образоваться плод и созреть при благоприятных обстоятельствах. Сие развитие и образование происходят отчасти по неизменным законам природы не самопроизвольно и без участия в том воли других людей. Тело его возрастает, члены становятся крепче и способнее для употребления, возникают различные побуждения, внешними чувствами собираются впечатления внешнего мира; невидимая сила из сих впечатлений составляет представления; представления дают...
    7. Милюков П., Кирпичников А.: Карамзин Николай Михайлович (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: и университет, в котором можно было научиться тогда "если не наукам, то русской грамоте". Шадену он обязан был практическим знакомством с немецким и французским языками. В Москве сложились литературные вкусы К. и начаты первые литературные опыты, состоявшие, по обычаю того времени, в переводах. После окончания занятий у Шадена К. несколько времени колебался в выборе деятельности. В 1783 г. мы видим его в СПб., занятым литературными трудами, в постоянном общении с И. И. Дмитриевым; в том же году он пробует поступить на военную службу, куда записан был еще малолетним, но тогда же выходит в отставку и в 1784 г. увлекается светскими успехами в обществе г. Симбирска. В конце того же года К. возвращается в Москву и через посредство земляка, И. П. Тургенева, сближается с кружком Новикова. Здесь началось, по словам Дмитриева, образование К., не только авторское, но и нравственное. Влияние кружка продолжалось 4 года (1785—88); К. много читал за это время, много переводил, увлекался Руссо и Стерном, Гердером и Шекспиром, наслаждался дружбой, стремился к идеалу и слегка грустил о несовершенствах этого мира. Серьезной работы над собой, которой требовало масонство и которой так поглощен был ближайший друг К. — Петров, мы, однако, не видим в К. В 1789 г. К. простился навсегда с братьями по масонству и отправился путешествовать; с мая 1789 г. до сентября 1790 г. он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, как Берлин, Лейпциг, Женева, Париж, Лондон. Вернувшись в Moскву, К. стал издавать "Московский журнал" (см. ниже), где появились "Письма русского путешественника". "Московский журнал" прекратился в 1792 г., может быть — не без связи с заключением в крепость Новикова и гонением на...
    8. Благой Д.: Карамзин Н. М. (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые лит-ые опыты (перевод идиллии "альпийского Феокрита" Гесснера "Деревянная нога", 1783, и др.). В 1784 вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с видными деятелями масонства Новиковым и Шварцем. С первых же шагов лит-ая деятельность К. протекала под знаком повышенного увлечения творчеством немецких и, в особенности, английских писателей-сентименталистов, к к-рому присоединялось еще влияние Оссиана, Руссо и Шекспира. В 1789--1790 К. предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию), результатом к-рой было опубликование знаменитых "Писем русского путешественника", сразу поставивших К. во главе нового лит-ого направления. По возвращении зажил в качестве профессионального литератора в Москве, приступив к изданию "Московского журнала" 1791--1792 (первый русский лит-ый журнал, в котором среди других произведений К. появилась упрочившая его славу повесть "Бедная Лиза"), затем ряда сборников и альманахов: "Аглая", "Аониды", "Пантеон иностранной словесности"; вел отдел "смеси" в "Московских ведомостях"; свои произведения, напечатанные в "Московском журнале", издал...
    9. Попов А. В.: Карамзин Николай Михайлович (Православная богословская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: занимать религия. Здесь Карамзин практически познакомился с немецким и французским языками; учился и другим языкам, как новым, так и древним. Понятно, что при такой подготовке он начал свою литературную деятельность переводами. Литературная деятельность Карамзина шла первое время (1785—1788 г.) под влиянием масонского кружка Новикова. Масонство, оцениваемое с православной точки зрения, имело в себе положительную сторону, заключавшуюся в противодействии неверию и в благотворительной деятельности, и отрицательную, состоявшую в самочинных обрядах, получавших значение таинств. Таких же приблизительно взглядов на масонство держался и Карамзин, которому не нравилась мистическая сторона этого общества. Большое значение имела для впечатлительного Карамзина его поездка заграницу (по Германии, Швейцарии, Франции и Англии) в 1789—1790 гг.; плодом этой поездки явились знаменитые в истории русской литературы „Письма русского путешественника“, которые по своему легкому слогу, интересному идейному содержанию и умеренному сентиментализму надолго привлекли к себе симпатии русской читающей публики. Являя себя в „Письмах“ пламенным патриотом, Карамзин в то же время твердо стоял за общечеловеческое просвещение. Интересно отметить его отношение к Вольтеру: осуждая в последнем цинизм и насмешки над религией, Карамзин ценил его, как проповедника религиозной терпимости и был согласен с ним в том, что благодетельные для народа реформы должны идти от просвещенного правительства. Вообще, просвещению Карамзин придавал особенное значение и в просвещенности англичан видел „истинный их палладиум“, а не в конституции. „Письма“ были печатаемы в „Московском журнале“, который издавался Карамзиным в продолжение 2-х лет (1791 и...
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Н. П. Огаревым Т. Н. Грановский стал одним из властителей дум передовой русской интеллигенции. В истории университетского образования Т. Н. Грановский оставил редкий опыт приложения науки к жизни, морали и идеям своего времени. Он показал огромную силу влияния живого слова преподавателя на слушателей. Когда по болезни он не смог читать лекции в университете, студенты обратились к нему с просьбой продолжить чтение лекций дома. В годы гонения на университеты и гимназии (1849-1855) Т. Н. Грановский выступил в защиту университетского образования, в защиту науки, воспитания и образования в России. Обучение классическим языкам в гимназиях было тогда почти прекращено. Начались гонения на греческую и римскую историю. Возник вопрос о способе преподавания истории в средних учебных заведениях. В 1851 г. Министерством народного просвещения Т. Н. Грановскому было поручено составить программу учебника всеобщей истории. Он разработал такую программу и написал часть учебника - историю древнего Востока....