• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1825"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Четвертая часть. Увидеть время
    Входимость: 16. Размер: 88кб.
    2. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Вторая часть. Все по праздникам
    Входимость: 16. Размер: 70кб.
    3. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Пятая часть. Пророк
    Входимость: 8. Размер: 43кб.
    4. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Третья часть. Между Пушкиным и небом
    Входимость: 6. Размер: 67кб.
    5. Погодин М. П.: Историческое похвальное слово Карамзину
    Входимость: 6. Размер: 94кб.
    6. Письма
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    7. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Первая часть. Вниз, вверх
    Входимость: 4. Размер: 67кб.
    8. Погодин М. П.: Письмо из Симбирска об открытии памятника Карамзину
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    9. Погодин М. П.: Письмо к издателю "Московского вестника" и ответ издателя
    Входимость: 4. Размер: 15кб.
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    11. Муравьев В. Б.: Карамзин. Глава X. "И истину царям с улыбкой говорить…". 1816–1826
    Входимость: 4. Размер: 187кб.
    12. Эйдельман Натан: Последний летописец. "Я, мирный историограф... "
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    13. Лотман Ю. М.: Сотворение Карамзина. Итоги
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    14. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 19 августа 1825 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    15. Погодин М. П.: Несколько объяснительных слов от издателя
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    16. Карамзин Н. М. - Шишкову А. С., 14 февраля 1825 г.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    17. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин – писатель, критик, историк
    Входимость: 3. Размер: 137кб.
    18. Смирнов А.: Как создавалась "История государства Российского"
    Входимость: 3. Размер: 166кб.
    19. Макогоненко Г. П.: Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника"
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    20. Трофимов Ж.: Николай Михайлович Языков и Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    21. Смирнов А.: Н. М. Карамзин и духовная культура России
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    22. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    23. Карамзин Н. М. - Глинке С. Н., 5 сентября 1825 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    24. Симбирск-Ульяновск — родина талантов. Николай Карамзин (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    25. Широкова Елена: Николай Михайлович Карамзин
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    26. Эйдельман Натан: Последний летописец. Декабрь-май
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    27. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Иван Максимович Ястребцов (1797-1869/1870)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    28. Биография (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    29. Соловьев Е.: Карамзин. Его жизнь и научно-литературная деятельность. Глава VIII. Гражданские убеждения Карамзина. – Последние годы его жизни
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    30. Эйдельман Натан: Последний летописец. Последний том
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    31. Балдин Андрей: Протяжение точки. Четыре истории
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    32. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Об Уставе гимназий и училищ уездных и приходских. Примечания (Об Уставе гимназий и училищ уездных и приходских)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    33. Перехвальская Е.: Карамзин Н. М. Первый русский историк
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    34. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    35. Карамзин Н. М. - Дмитриеву И. И., 22 октября 1825 г.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    36. Побегайло Елена: Карамзин Николай Михайлович. Историк и литератор
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    37. Эйдельман Натан: Последний летописец. После Грозного
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    38. Карамзин Н. М. - Шишкову А. С., 8 марта 1825 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    39. Гринцер П. А.: "Саконтала" Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    40. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Положение об учебных округах Министерства народного просвещения (отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    41. Страхов Н. Н.: Вздох на гробе Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    42. Сытова А. С.: Неизвестный портрет Н. М. Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    43. Горбикова Наталья: Карамзин. Снимаем маску
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    44. Трофимов Жорес: Родина мила сердцу пленительными воспоминаниями
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    45. Карамзин Н. М. - Оболенскому А. П., 12 марта 1811 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    46. Погодин М. П.: Мое представление историографу (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    47. Эйдельман Натан: Последний летописец. "Ну, Грозный? ну, Карамзин!"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    48. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    49. Кочеткова Н. Д.: Карамзин Н. М. (Словарь русского языка XVIII века)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    50. Экспозиция "Н. М. Карамзин: жизнь и труды" в Государственном музее-усадьбе "Остафьево" - "Русский Парнас"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Четвертая часть. Увидеть время
    Входимость: 16. Размер: 88кб.
    Часть текста: Четвертая часть УВИДЕТЬ ВРЕМЯ  I Замечательно то, что трагедии — комедии!  — как таковой еще нет вовсе. Есть ее первый очерк, по которому автор может судить о ней как о чем-то целом. Это целое целиком будет изменено, и не раз. Поэтому страница чиста и бела (зато под ней света накоплено довольно). Но достаточно этого провидения, того, как перед Александром нарисовалось это воображаемое целое, чтобы понять: он перешагнул в новый мир. Его слово «прозрело», обнаружило свойство целого, услышало собственный звук во времени. * * * Первым результатом «прозрения» было наказание поэту. В тот же момент, когда он запечатал письмо Вяземскому, Александр сообразил, что его трагедия в таком виде пока что никуда не годится. Не годится такой «Годунов»: он прежним образом «плосок». Беспространствен, архаичен, допотопен (тут нужно понимать «потоп» как приход летнего света): никуда не годен «оптически». Тот летний мир, в пределы которого в середине лета 1825 года Пушкин едва заступил, первое, что сделал — пространственно отторг весенний набросок «Годунова». С этого начинается новая история русского литературного языка: Пушкин берет в руки ножницы и разрезает текст на сотню кусков, после чего принимается собирать его заново. Он перекладывает, апплицирует «Годунова», намеренно разводя и сводя сцены, добиваясь необходимой...
    2. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Вторая часть. Все по праздникам
    Входимость: 16. Размер: 70кб.
    Часть текста: по заказу, родился к началу своего века, в 1799-м. В первом году нового века сел на трон Александр (царь): воплощение надежд, идеальная фигура будущего. Так началось общее движение двух Александров: фуга, которой голоса то сходятся, то расходятся, и еще неизвестно, какую в конце концов они выведут мелодию. Век родился, возрос, побежал: к четверти своей он разгоняется стремительно — сейчас, в начале 1825 года он бежит так скоро, когда Александр в Михайловском сидит на цепи! Век молод, его помещение само разворачивается, пространство (времени) все прибывает. К середине века, к «полудню», 1850 году время раскроется возможно полно. До «полудня» Александр не доживет. Век, его ровесник, с 1837 года потянется далее без Пушкина. К «без четверти» столетия, к году примерно 1875-му, век устанет. К полночи, к 1900 году, — замкнется, замрет, уйдет в тот же ноль времени, из которого явился. Все это абстрактные расчеты и «черчения»; нам задним числом их делать легче, чем Пушкину. Век широкими шагами проходит мимо. Спрашивается: как тут не пролиться желчи? Пушкин — ровесник века, и ему в подвижной четверти столетия самому положено быть подвижну, а он тут захлопнут в Пскове, как в пыльной книге мотылек. Новый, 1825 год ожидается не весел. * * * Пространства для поэта закрыты: Пушкин вынужден двинуться во время. Это принципиальный поворот в его движении. Странное дело, как ему, московскому уроженцу, это не пришло в голову раньше? Здесь обнаруживается ключевой пункт в сюжете о «мертвом» и «живом» пространстве. Мы подошли ...
    3. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Пятая часть. Пророк
    Входимость: 8. Размер: 43кб.
    Часть текста: сознание с этого момента являют собой, по сути, единое целое. Это одно и то же русское (литературное) целое; таково же и помещение нашего сознания; оно устроено округло, «атомарно». С ядром «Пророка», вокруг него струениями энергий-смыслов и пустотой вместо пространства. Границы литературного «атома» — границы языка и сознания — довольно жестки. Многое остается непереводимо: изнутри вовне и обратно. Вспомним, как писал князь Вяземский, один из первых русских «физиков», создателей атомарной модели слова: границы языка должны быть так же неприкосновенны, как границы государства. Царства: так будет точнее. Московского царства — еще точнее. Так и вышло: великий опыт удался нашим «физикам»: нарисовалось царство-государство языка, имеющее своей серединою сакральное ядро, окруженное волнением бесплотных смыслов и недвижением (материковых) пустот. * * * Пожалуй, слово «пустота» на переломе двух лет представляет ситуацию наиболее точно. 1826 год начался с поселения вакуума в русском (ментальном) «космосе». «Космос» звучит лучше, чем «атом»; все же Россия не атом — пусть она будет размером с космос. * * * Метафора стала заменой пространству — поэтому наша «космическая» пустота есть нечто сверхъестественное, взывающее к сочинению, которое могло бы связать эту бездну подходящим образом, словом. Разум (европейский) не вмещает этого необъятного пространства. Поражение восстания декабристов было окончательным утверждением этого диагноза. Возник разрыв...
    4. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Третья часть. Между Пушкиным и небом
    Входимость: 6. Размер: 67кб.
    Часть текста: через сочувствие, совпадение с собственной двоящейся (переполненно пустой) плотью. «Шенье» звенел кандальным звоном, но ключевым, проверочным словом-звуком было все же не каземат,  не замок,  но казнь. Слова распадаются на звуки; в два счета дело доходит до абсурда. Шекспира Пушкин читает в переводе и одновременно в подлиннике, старательно выговаривая все th, ch, sh и иже с ними на латинский манер. Он не знает, как звучит это в английской транскрипции, и произносит просто — тх, цх, сх. Эта тарабарщина допустима только в поиске нового звука. (Ошибка будет замечена много позже, в 1829 году, во время путешествия в Арзрум, на кавказском привале, когда знакомый офицер услышит пушкинские декламации из Схакеспе а ре: ударение на предпоследний слог.) Такое чтение, когда сию секунду родится новый, дикий, дребезжащий звук, наверное, было упражнение более по разбиранию, нежели синтезу нового слова. Шекспир загромоздил ему уши, застил зрение и растравил душу — явлением большего мира и большего слова. Чем более Пушкин восхищался Шекспиром, его самодостаточной полнотой, тем яснее понимал собственную неполноту. У него не было такого  запаса таких  слов. Собственные его слова теперь, после знакомства с «английской» тарабарщиной, кажутся «одетыми» как-то особенно скучно и одинаково (к тому же в прошлогодние костюмы). Не то, что у этого многоязыкого англичанина, щелкающего и скрипящего как телега — тх, цх, сх. Иные слова у Шекспира остаются бесстыдно голы. Все...
    5. Погодин М. П.: Историческое похвальное слово Карамзину
    Входимость: 6. Размер: 94кб.
    Часть текста: августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства академиком М. Погодиным Вызванный вами, Милостивые Государи, принесть должную дань хвалы трудам и заслугам знаменитого согражданина вашего, историографа Российской империи Николая Михайловича Карамзина при открытии ему памятника, первым долгом почитаю засвидетельствовать вам глубочайшую мою благодарность за предоставление мне высокой чести быть вашим органом в этот торжественный для всего отечества день. Счастливым себя почту, если успею сколько-нибудь оправдать вашу столь лестную для меня доверенность, исполнить хоть отчасти долг, лежащий уже давно на всех служителях русского слова, и представить в ясном, по возможности, свете пред взорами соотечественников высокое значение тех мирных подвигов, за которые ныне скромный писатель удостоивается высочайшей гражданской почести. Отечество не видало Карамзина на поле брани, исторгающего венок победы из рук неприятеля; имя его не читалось в заглавии трактатов, принесших в дар государству новые области; ему не принадлежит никаких уставов, коими назначается образ действия для целых поколений; он не возбуждал и не укрощал народных движений на площади; его речей не слыхать было в собраниях царской думы; казна государственная не получила от него никаких приращений; он не произносил приговоров о жизни, смерти и благосостоянии граждан; он не служил... Сорок лет провел он тихо, с пером в руке, за...
    6. Письма
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 1 декабря 1790 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 10 июня 1788 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 14 августа 1786 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 14 марта 1790 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 15 марта 1789 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 17 декабря 1789 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 17 октября 1788 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 20 апреля 1787 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 21 августа 1789 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 25 июля 1787 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 26 сентября 1789 г. Карамзин Н. М. - Лафатеру И. К., 27 марта 1788 г. Карамзин Н. М. - Лунину А. М., 7 января 1812 г. Карамзин Н. М. - Малиновскому А. Ф., 12 мая 1816 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 1 ноября 1823 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 10 ноября 1824 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 13 августа 1823 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 14 июня 1820 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 14 сентября 1821 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 18 августа 1823 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 19 августа 1825 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 2 ноября (без года) Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 22 июля 1817 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 26 сентября 1822 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 27 июля 1818 г. Карамзин Н. М. - Муравьевой Е. Ф., 27 июня 1819 г. Карамзин Н. М. -...
    7. Балдин Андрей: Протяжение точки. Черчение по человеку. Первая часть. Вниз, вверх
    Входимость: 4. Размер: 67кб.
    Часть текста: отговорил Чаадаев; он имел на Александра много влияния. Чаадаев был прав: нелепо стреляться из-за одного дрянного слуха. Видимо, до такой степени Пушкин был тогда обескуражен, так внутренне перевернут, потрясен отпадением от петербургского рая, от «света», что готов был провалиться на тот свет. Автором сплетни, по общему мнению, был Федор Толстой «Американец», нами уже отмеченный [50] . Слух, пущенный им ни с того ни с сего, безо всякого на то основания, словно его попутал бес, стал поводом для долгой ссоры этого Толстого с Пушкиным. Между ними последовал заочный обмен эпиграммами, вызов на дуэль, долгое ее ожидание и едва не состоявшаяся сама дуэль. Стоит вспомнить, как много знаков оставило на судьбе Пушкина одно ожидание этой дуэли. Явилась даже проза (в отличие от дуэли состоявшаяся): повесть «Выстрел». Все это важные материи; присутствие этого Толстого в сюжете о явлении современного русского языка и позднейшее включение в игру того, Льва Николаевича, замыкает ...
    8. Погодин М. П.: Письмо из Симбирска об открытии памятника Карамзину
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    Часть текста: . Симбирск, вы знаете, виден издалека. Сердце у меня забилось, как я увидел город, за полями и лугами, на высокой горе, озаренный последними лучами заходящего солнца. Мысль, что я еду говорить Похвальное Слово Карамзину, который с детских лет был первым героем моего воображения, - которого, в юности, любил я, могу сказать, со страстью, - у которого начали учиться и добру и языку и истории, как выразился, помню, в своем письме к нему, посвящая первый опыт на историческом поприще, - приводила меня в волнение. Думал ли знаменитый историк, что тот молодой человек, кому он в Петербурге, за несколько месяцев до кончины, дрожащему и трепещущему, благоволил сказать одобрительное слово и изъявить доброе желание, призовется чрез двадцать лет, на его родину, совершить пред его памятником 2 торжественное поминовение об его заслугах и благодеяниях отечеству, и будет говорить ему Похвальное Слово, если недостойное своего предмета, то по крайней мере искреннее и чистосердечное {*}. {* Здесь говорится о рассуждении "О происхождении Руси" (Москва, 1825), писанном мною для получения степени магистра в Московском университете. (Я должен сообщить здесь некоторые подробности, до меня относящиеся, без коих в описании многое осталось бы темным для публики. Впрочем, honni...
    9. Погодин М. П.: Письмо к издателю "Московского вестника" и ответ издателя
    Входимость: 4. Размер: 15кб.
    Часть текста: издателя М<илостивый> Г<осударь>, к крайнему моему сожалению прочел я в последней книжке "Московского Вестника" замечания г-на Арцыбышева на "Историю государства Российского", сочиненную Н. М. Карамзиным. Я не понимаю, каким образом вы осмелились дать место в вашем журнале брани на творение, которое мы привыкли почитать совершеннейшим, брани, за которую вам отвечать будет, может быть, очень трудно. Вам покорный слуга Z. Ноября 17 1828 1 . М<илостивый> Г<осударь>, очень рад, что вы скрыли свое имя и тем дали мне право отвечать вам без всяких околичностей. Двадцатипятилетние занятия российскою историею и такой труд, как свод всех русских летописей, из коего отрывки известны уже публике, дают полное право г-ну Арцыбышеву судить об Истории, сочиненной Н. М. Карамзиным. Просвещенные соотечественники должны даже требовать от него мнения о сем важном творении, тем более что у нас голосов таких собрать можно не много. Впрочем, о замечаниях г-на Арцыбышева, справедливых и несправедливых, волен думать и писать всякий, как ему угодно; я первый сказал, что тон его мне не нравится, и готов помещать опровержения на его статью, полезные в каком-либо отношении. ...
    10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    Часть текста: XIX в. (до реформ 60-х гг.) Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) В конце XVIII и первой половине XIX в. общая политическая ситуация в Европе, в том числе и в России, складывалась под влиянием буржуазно-демократических движений вообще и буржуазно-национальных в частности. Во всех странах Европы росло освободительное движение, которое проявлялось в стихийных крестьянских восстаниях, в организованных выступлениях буржуазно-демократических элементов. Повсеместно отмечалось обострение классовой борьбы. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. характеризовалось дальнейшим углублением процесса разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Развитие капиталистических отношений, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами ставили новые задачи перед существующей системой образования. Новые средства транспорта, новые машины и оборудование требовали специально подготовленных работников, имеющих профессиональное образование. К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х гг. XVIII в. К 1800 г. насчитывалось всего 315 училищ, в которых обучалось 18 128 учащихся мужского и 1787 - женского пола. В них преподавали 790 учителей ( См.: Сборник материалов для истории просвещения в России. Т. I. Спб., 1893. С. 339 - 340. ) . Но стране необходимо было гораздо больше образованных людей. Остро осознается важность и необходимость расширения начального образования как основы всей системы народного просвещения. Возникает вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ, так как без этого невозможно было осуществить назревшие практические вопросы просвещения. Французская революция конца XVIII в. выдвинула требование всеобщего и бесплатного начального образования. Идея народного образования, общего для всех граждан, бесплатного в пределах знания, необходимого всем людям, была...